КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ
Политик, руководитель всегда существует на перекрестке интересов. За редким исключением, такой человек обязан уметь "работать лицом", выступать перед общественностью. При этом любое "меканье и беканье" в прямом телеэфире следует умножить на число смотрящих: 10 000, 100 000 или 1 000 000 человек…
К сожалению, журналистов учат брать интервью, но не учат PR-приемам и рекламе, а рекламисты, зная волшебные слова "позиционирование", "целевая группа" и "рейтинг", не очень знакомы с практической журналистикой.
Такие формы рекламы, как телеинтервью, участие в передаче, сюжет в новости - находятся на "стыке" журналистики и ПР. И очень многое необходимо учесть для того, чтобы на экране телевизора зрители увидели достойное действие, а не карикатуру...
Появление руководителя на экране персонифицирует руководимую им фирму, партию или ведомство, а порой - и всю отрасль и даже область деятельности. По сути, фирма "обретает лицо". Для репутации фирмы, партии важно, чтобы это "лицо" умело внятно говорить, убеждать, было способно достойно отвечать на сложные вопросы.
Мне часто приходилось слышать от самых разных руководителей, отказывающихся от включения в свои рекламные и PR - материалы своего собственного интервью - "чего я буду "вылезать" на экран!"
Причины такой реакции - незнание и боязнь. Хотя ни один руководитель в этом не признается. Цель данной статьи - "снять" ряд типовых страхов и избежать наиболее распространенных ошибок при подготовке и проведении телеинтервью.
Важный совет: не бросайтесь делать запись сразу, если вы не хотите, чтобы Вас справедливо обвинили в поверхностности. До интервью целесообразно выполнить несколько технологических процедур, которые изложены ниже.
1.1. Помогите Интервьюируемому определить его целевую аудиторию.
Почему это так важно? Факт: во время эфира Интервьюируемый неосознанно пытается "поговорить"… со своими знакомыми и друзьями. (Известна масса случаев, когда предвыборные ролики согласовывала жена политика. Тут полезно осознать, что мнение электората, на который должны быть ориентированы ролики, мягко говоря, не всегда совпадает с мнением уважаемой супруги кандидата). Но "знакомые и друзья" - исключая случай телепоздравления с днем рождения - обычно не являются "целевой аудиторией" запланированного воздействия. Целевая аудитория - телезрители, либо их часть.
СОВЕТ 1
Интервьюируемому полезно с позиции Зрителя (!!!) ответить в интервью на классические вопросы: КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? И КТО ОН по отношению К НАМ - ЗРИТЕЛЯМ? Ведущему необходимо заранее на примерах объяснить Интервьюируемому, что никто из зрителей не обязан знать ни его, ни его фирму, ни его проблемы. (В частности, для этого можно использовать "Перечень контрольных вопросов по позиционированию" [1, с. 72]).
ПРИМЕР ТИПОВОЙ ОШИБКИ
Руководитель культурного проекта очень подробно рассказывает о положительных сторонах проекта, даже кратко не сформулировав его суть. При этом он искренне полагал, что все телезрители В КУРСЕ проекта и должны припасть к экранам, только услышав его название…
СОВЕТ 2
Полезно предупредить Интервьюируемого, что, увы, телезрители не могут быть поголовно красивыми, успешными, богатыми и талантливыми. Поэтому не стоит особенно хвастаться своими успехами и достижениями. Только родственники и друзья (да и то не все) способны искренне порадоваться талантам Интервьюируемого. А большинство телезрителей, к сожалению, не его друзья и родственники…
1.2. Подготовьте вопросы и, самое главное - четкие ответы.
Интервьюируемый должен хорошо знать вопросы, которые будут ему заданы, и ответы на них с учетом стереотипов Зрителей. Важно проработать реплики как с точки зрения содержания, так и с точки зрения грамотности речи, правильности употребления слов и т.д.
ПРИМЕР ТИПОВОЙ ОШИБКИ
Практика показывает, что даже опытный человек не всегда лучшим образом отвечает на вопросы интервью, если предварительно не составил четкие ответы и, главное, не "отчитал" (не отрепетировал) их несколько раз вслух. Эфир для многих как минимум - непривычная обстановка. Как максимум - стресс. Поэтому готовиться к нему следует, исходя из пословицы А.В. Суворова: "Тяжело в ученье - легко в бою". Кроме того, многие участники интервью любят употреблять для большей показательности своих мыслей поговорки, пословицы, крылатые выражения. И если заранее не продумать, какую поговорку употребить, то в самый ответственный момент часть ее "вылетит" из головы и получится очередное высказывание в легендарном "стиле В.С. Черномырдина".
СОВЕТ 3
В ответах обязательно должны быть примеры из жизни, иллюстрирующие идеи и мысли. Без примеров уровень успешного восприятия информации и ее усвоения снижается катастрофически. Поэтому подготовьте примеры заранее. В студии сами они в голову не придут. Проверено…
СОВЕТ 4
Будьте осторожны, используя в интервью юмор. "Опасными темами" являются: отношения мужчин и женщин, национальности, религия, а в некоторых случаях и политические пристрастия.
1.3. Беседа - не допрос и не "соло" одного из участников интервью.
Полезно обратить внимание Интервьюируемого, что телеинтервью - это не допрос и сам Гость программы может свободно общаться, задавать вопросы тележурналисту или зрителям - это заметно оживляет восприятие передачи… (Например, известно, что участие в программе В.В. Жириновского, заметно повышает ее рейтинг).
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
В прямом эфире у ведущего неожиданно "кончились" вопросы, а звонков от зрителей все не было… Воцарилась громкая пауза. Тогда Гость прямого эфира взял инициативу и сказал следующее: " Вы знаете, мне кажется ,что нашим зрителям было бы интересно узнать ответ вот на какой вопрос. Этот вопрос очень важный и касается он многих. Практически каждый человек сталкивается с подобной ситуацией в жизни, и я в том числе. Так что у нас с Вами общая проблема! (объединение с аудиторией - Прим. Автора) Далее следовал подготовленный вопрос-ответ, решающий определенную задачу участника. Таким образом, Гость прямого эфира "за один заход" сумел сделать сразу несколько важных вещей: "погасить" неудобную паузу, показать заинтересованность проблемами зрителей, объединить себя со зрителями и четко продемонстрировать свою позицию (естественно, отвечающую интересам аудитории).
Если Интервьюируемый ведет себя пассивно: ни о чем не спрашивает собеседника, ничему не удивляется, только отвечает на вопросы, то зрителю может показаться, что участнику неинтересно беседовать с журналистом, ему все равно. Тогда чего же он вообще "вылез" на экран? Вывод: свою активность в интервью необходимо запланировать.
СОВЕТ 5
Порекомендуйте Интервьюируемому в заранее оговоренный момент задать встречный вопрос или сделать предложение Ведущему и зрителям. Другой вариант: Интервьюируемый может удивиться какой-нибудь информации и поблагодарить Ведущего, либо других участников программы за неожиданный вопрос или комментарий.
1.4. Репетиции.
Необходимо до начала самого процесса записи интервью провести, как минимум, две "застольные репетиции". Ничего сложного в этом нет: Ведущий и все участники садятся за стол и начинают "играть" в запись интервью. Играть надо по-настоящему.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
Готовилась передача с участием одного из руководителей госструктуры. Задача: показать принципиальность и профессионализм гостя программы. Информационного повода не было. Поэтому интервью обещало быть скучным. Составили вопросы и ответы. Но скучность не исчезла. Устроили репетицию, где Журналист намеренно допустил ошибку в формулировке. Чиновник, будучи раскованным на репетиции, возмутился такому невежеству Журналиста и указал ему на его равнодушие к проблемам города. Решено было разыграть эту "ошибку" в программе. Интервью таким образом приобрело качества живого, острого разговора.
СОВЕТ 6
Если Интервьюируемый ошибся в ответе на репетиции, не продолжайте! Пусть он вернется к вопросу и ответит заново. Не "нарабатывайте" навык (рефлекс) с ошибками! На настоящей записи ошибка "вылезет" обязательно. Именно поэтому в цирке считается обязательным вновь выполнить неудавшийся трюк, не уходя с манежа.
СОВЕТ 7
Репетируя, не бойтесь "перегореть". Помните - в PR самое важное это контролировать результат, создавать "управляемый, а не случайный имидж" [1, с. 9-15]. Неожиданно хороший результат - это непрофессионально. Одно "пять с плюсом" не спасет десять "двоек".
СОВЕТ 8
Если Интервьюируемый отказывается провести "застольную" репетицию, существует способ показать всю нестабильность и опасность импровизации.
Задайте Интервьюируемому вопрос, заранее доброжелательно предупредив его, чтобы он не реагировал на Ваши действия. Когда Интервьюируемый начнет отвечать, сделайте следующее: глядя прямо в глаза, одновременно выстукивайте любой ритм карандашом по столу прямо "перед его носом". Он обязательно будет реагировать на мешающий стук и сбиваться. Остановитесь и объясните Интервьюируемому, что таким же образом ему будут мешать операторы, яркий свет, хождение в студи и т.д. Но если ответы отработать, то шансов успешно справиться с непривычными факторами больше. Кроме того, сообщите, что если бы Вы, репетируя 2-3 раза, все время стучали по столу, то Интервьюируемый уже на 2-й репетиции перестал бы сбиваться, привыкнув к отвлекающему стуку.
1.5. Выбор места, интерьера и предметов в кадре.
Планируя запись интервью сразу же постарайтесь сделать так, чтобы интерьер съемки сам говорил о предмете разговора: многие зрители не столько слушают, сколько смотрят, и им важно видеть не стены кабинета, а "живую" картинку. Кроме этого, постарайтесь найти предметы, которые могут быть в кадре и также подчеркивать тему разговора.