Пример прогноза погоды
Принципы отбора информации в "Новостях Афонтово" тоже своеобразны. Наибольшее внимание уделяется новостям, вызывающим у зрителя положительные эмоции. На фоне массы критических материалов "ИКСа" и "Новостей ТВК" в "Новостей Афонтово" подобное можно увидеть нечасто. В принципах "Новостей Афонтово" - давать больше , по словам С.Кима, хороших новостей.
И.Третьякова:
- Мы считаем, что зритель в Красноярске очень устал от "черноты", от безысходности, от тех проблем, с которыми он сталкивается каждый день. Мы стараемся щадить зрителя, стараемся заражать его положительной энергией.
По нашему мнению, к одному из серьезных недостатков "Новостей Афонтово" относится излишняя фактологичность подачи информации, когда репортер лишь излагает само событие, причем, иногда ему даже приходится повторять в начитке видеоряд сюжета. Между тем Евгений Прохоров в учебнике по тележурналистике отмечает, что "в сюжете текст не должен описывать изображаемое на экране", и "в то же время, он не должен быть абстрактным" [17. - с.209-210], отвлекаться от основной идеи сюжета. Также авторы брошюры "Теле- и радиоинформация" уточняют: "текст... должен дополнять, конкретизировать, расшифровывать изображение, не повторяя того, что "прочитывается" на экране" [3. - c.18].
Не всегда продуманная верстка программы тоже нарушает логику восприятия новостей.
С.Ким:
- В большой степени у нас информации устные идут сами по себе, а видеосюжеты - сами по себе. Мы пытаемся, чтобы они были взаимосвязаны, после политики шла политика или, там, экономика (но никак не политика - культура), то есть, чтобы не было совсем мешанины. Но, тем не менее, нарезка достаточно "лапшой".
В "Новостях Афонтово" понимают, что после пика зрительского интереса, который длится обычно 2-3 года, популярность программы начинает падать. Журналисты готовятся к этому и постоянно ищут новые формы подачи информации. Например, как только на основе данных социологического исследования они понимают, что заставка и выгородка "Новостей" надоели зрителям, появляются новые варианты оформления. Большие возможности открывает перед "Новостями Афонтово" новое здание в бывшем Дворце культуры завода медпрепаратов.
Именно благодаря тому, что они не боятся экспериментов, "Новости Афонтово" и смогли стать ведущей информационной программой местного уровня.
Глава 2.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы "ИКС"
После выпуска "Новостей Афонтово" в 20.30, занимающего 1-е место по городу Красноярску в рейтинге "БМ-рекламы", идет девятнадцатичасовой выпуск программы "ИКС", который транслируется на весь край. У программы "ИКС" самое большое количество телезрителей по краю. Это связано с тем, что на значительной части территории края у "ИКСа" просто нет конкурентов, за исключением местных программ новостей.
Из редакций всех новостийных программ Красноярска редакция "ИКСа" - самая молодая. После ухода команды Ирины Долгушиной на ТВК год назад главным редактором программы "ИКС" стал Мисак Нахшкарян, известный телезрителям как постоянный автор и ведущий программы "Де-юре". С 1 июня прошлого года и по сей день коллектив еще создается, что, безусловно, отражается на творческом процессе. Но несмотря на это, программа ежедневно выходит в эфир и имеет своего зрителя. Уже в течение 5-ти лет практически в одно и то же время зрители "Информацонного Канала Событий" могут увидеть программу на своих экранах и, как отмечают некоторые критики, часть аудитории смотрит ее по старой памяти, вспоминая программу, которую делала Ирина Долгушина, так называемый, "старый "ИКС".
Но это - меньшая часть аудитории. Например, жители одной из деревень Красноярского края вообще не видят разницы между программами Российской телерадиокомпании и краевого телевидения и смотрят "ИКС" как московскую программу.
Однако основная, на наш взгляд, причина того, что "ИКС" стабильно популярен - его государственная принадлежность. Аудитория считает, что у государственной программы новостей всегда будет доступ к наиболее достоверной информации, и что эта программа выражает мнение властных структур. На самом же деле, это - заблуждение, поскольку слишком строгого контроля со стороны власти над редакцией нет. Зачастую в репортажах программы "ИКС" журналисты подвергают весьма острой критике городскую, краевую и федеральную власти. Эта критика, пожалуй, самая сильная из всех трех программ. Естественно, существует цензура, но она внутренняя. Функции цензоров выполняют главный редактор "ИКСа" и заместитель генерального директора КГТРК "Центр России", без подписи которых ни один выпуск не может быть выдан в эфир.
М.Нахшкарян:
- Есть запрет, что в "ИКСе" не появится ни одного сообщения о том, как судится та или иная компания с тем-то, или на кого в суд подали, или кто что купил, или куда поехал, или кого уволили, или кого назначили. Нет.
Государственное подчинение программы обуславливает своеобразный стиль подачи информации как ведущими, так и репортерами.
Солидность и сдержанность ведущих "ИКСа" - принцип их работы. Стиль их одежды должен быть достаточно консервативным, таким же преимущественно должен быть их языковой стиль.
М.Нахшкарян:
- Всегда "Новости" воспринимались как официальная программа. То, что там сказано, значит, это так есть, так будет, так случится. Что это - позиция государства. А в России львиная доля людей - это, все-таки, люди-государственники. И, конечно, с уважением они к этому относятся. И к ведущему они отнесутся как к представителю государства.
В "ИКСе", наверное, самая жесткая из всех 3-х краевых программ новостей верстка сюжетов. Если не случается ничего экстраординарного, в начале программы располагается блок сюжетов, связанных с политикой. Это, как правило, различные совещания городского и краевого уровня. С недавних пор принципом "ИКСа" стало перекрывать видеоряд совещания видеорядом из архива, который касается конкретной темы сюжета.
За политикой следует блок экономических сюжетов. Предпочтение отдается теме государственных предприятий и крупных акционерных обществ.
После блока экономической информации идет блок, связанный с коммунальными услугами. Именно здесь появляются сюжеты о бытовых проблемах жителей Красноярска и края.
Потом настает время блока сюжетов о социальных проблемах населения. Здесь же идут материалы о медицине и науке.
Далее следует криминальная хроника "ИКСа". В последнее время программа "ИКС" отказывается от "голой" статистики: сколько преступлений зафиксировано и сколько звонков о пожарах оказались ложными (как делают "Новости Афонтово"). Чаще всего дается несколько наиболее значимых фактов из краевых оперативных сводок.
После криминальной хроники идет блок сюжетов о культуре. Здесь наиболее часты сюжеты о театральных премьерах и выставках художников. Неудачным является то, что после 19 часов очень редко происходят выезды журналистов "ИКСа" на съемки. Это связано с не совсем продуманной организацией работы водителей. Но именно после 19 часов происходит очень много культурных событий.
После новостей культуры следует блок спортивной информации. С недавних пор одним из принципов "ИКСа" стало выделение спортивной информации в отдельную рубрику со специальным ведущим (В.Власов). Как показали последние рейтинги, этот шаг редакции был достаточно хорошо принят зрительской аудиторией. Выделение спорта в отдельный блок подняло общий рейтинг программы. Это связано с тем, что определенная часть зрительской аудитории интересуется спортом, и ежедневное его появление в эфире с постоянным ведущим способствует оценке программы в целом как стабильной.
В каждом спортивном блоке присутствуют и федеральные новости, если они касаются краевого спорта. Верстка спортивного блока довольно проста: сначала идут федеральные спортивные новости с участием красноярских спортсменов, затем результаты краевых и главных городских соревнований. Далее (через перебивки) идут спортивные сюжеты. Потом следуют анонсы соревнований на ближайшие 2-3 дня. Хронометраж спортивных сюжетов ограничен, как правило, 40 секундами, если масштаб события не требует большего. В спортивных блоках наиболее часто используются спец.эффекты при монтаже. Здесь есть поле для эксперимента.
Программе "ИКС" свойственен очень пристрастный отбор сюжетов, идущих в эфир. Главным здесь служит то, что программа идет на весь край. (У нее - единственной из всех трех красноярских программ новостей есть свои штатные собкоры в городах и районах края. Это Иван Гисич в Назарово, Тамара Попова в Лесосибирске, Татьяна Горейнова в Шушенском и Петр Капустин в Канске.) Главный критерий отбора сюжета - это его актуальность для большинства телезрителей.
А.Соколов:
- События, как такового, сегодняшнего, может и не быть. Может быть освещен на данный момент какой-то процесс. Он имеет, соответственно, какую-то цену, значимость для зрителя. Если этот процесс важный - независимо от того, то ли он начался сегодня, то ли он длится уже несколько лет и принял какой-то новый виток, его нужно осветить.