· переводить произведение;
· перерабатывать произведение.
Как было сказано выше, все указанные имущественные права на использование произведения первоначально принадлежат автору. Все последующие пользователи произведения могут использовать произведение только на основании разрешения автора. При этом разрешение должно быть специальным образом оформлено. И вообще, необходимость тщательного документального оформления передачи имущественных прав является характерной особенностью использования объектов авторского права.
По умолчанию считается, что если объект авторского права создан в порядке выполнения служебных обязанностей (например, штатный дизайнер в рекламном агентстве), то исключительные имущественные авторские права (то есть права на использование произведения) принадлежат работодателю. Это самый простой, на первый взгляд, и самый распространенный способ передачи авторских прав. Однако следует помнить, что при этом следует иметь и трудовой контракт, и должностную инструкцию, и, желательно, письменное поручение на выполнение конкретной работы (служебное задание).
Наследование
Имущественные авторские права действуют достаточно долго — 50 лет после смерти автора, поэтому разрешение на использование произведений, авторы которых умерли менее 50 лет назад, а также репрессированных и реабилитированных необходимо получать у их наследников.
В пункте 2 статьи 31 указанного закона записано следующее: "все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными".
Внимание! Рекомендуем директорам, коммерческим директорам и бухгалтерам рекламных агентств перечитать предыдущую цитату трижды...
При этом Закон предусматривает два вида договора, по которому могут быть переданы имущественные авторские права: авторский договор и авторский договор заказа.
По авторскому договору передаются права на уже готовое, созданное автором самостоятельно по своей инициативе и в свободное от основной работы время произведение. Это некий аналог купли-продажи прав на понравившееся произведение.
По авторскому договору заказа передаются права на произведение, созданное автором по инициативе заказчика. При этом заказчик указывает критерии, которым должно соответствовать произведение.
Вместе с произведением, переданным заказчику, автором передаются и права на его использование. Это некая аналогия договора подряда.
Особенностью данного типа договора является обязательный аванс, который компенсирует старания автора в случае непринятия заказчиком созданного произведения.
В юридическом “водном” пространстве есть свои моря с их многочисленными опасностями. Есть в этих морях и специалисты-лоцманы, которые с помощью карт указывают своим Партнерам безопасный и оптимальный маршрут. У моряков этот маршрут называется “фарватер”.
В море авторского права, а мы специализируемся в этой области уже более пяти лет, есть свои особенности. В этом море происходили свои баталии, кораблекрушения, пиратские захваты чужих кораблей и прочие интересные события. Законы моря для всех равны и одинаковы как для “Титаников” рынка, так и для маленьких парусных судов.
Задача этого материала — очертить некоторые фрагменты карты скрытых опасностей в море авторского права. Если это поможет Вам избежать уже, увы, типовых ошибок, мы будем рады.
Представьте себе, что Автор и Заказчик находятся в одной лодке. Казалось бы, что проще? Нужно просто скоординировать работу гребцов, и в конечном счете намеченная цель будет достигнута. Но на практике все сложнее, так как, к сожалению, человеческий фактор играет большую роль в деловых взаимоотношениях, и зачастую возникающие на этой почве рабочие конфликты возможно разрешить только при участии юриста.
Однако о типовых “опасных зонах” можно говорить прямо сейчас. Итак, перед вами — карта опасных мест.
Договор? Разве мы не доверяем друг другу?
Суть первого опасного явления состоит в том, что между Автором и Заказчиком отсутствуют установленные договоренности, оформленные в виде авторского Договора.
Часто бывает, что Автор и Заказчик начинают совместную работу на неформальной основе. Обе стороны искренне верят, что никаких проблем между ними не возникнет. А если они и возникнут, то уж как-нибудь договориться можно.
Исходя из этих позиций, Автор выполняет свою работу, а Заказчик расплачивается с ним. Как правило, расчет происходит “черным налом”. При этом об авторском договоре и речи нет. В лучшем случае Заказчик догадается взять с Автора расписку о получении денег.
Кроме того, в данном случае Заказчик убежден, что, заплатив Автору за произведение, он автоматически становится обладателем последнего.
Однако существует закон “Об авторском праве и смежных правах” (далее — ЗоАП) и его диспозиции (положения по умолчанию). Например, “права, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными” (п. 2 ст. 30 ЗоАП).
Автор — мой сотрудник, а следовательно, произведение мое
Второй источник конфликтов — отсутствие должного оформления трудовых отношений.
Как правило, в этих случаях сотрудник приступает к работе без заключения трудового контракта и без подписанного директором заявления о приеме на работу. Случается, что оформление трудовых отношений происходит не полностью или задним числом, отсутствует положение о конфиденциальности или пропущена дата окончания срочного трудового Договора.
При этом Работодатель полностью убежден, что ему принадлежит все, что создал Автор. И почти все забывают, что для того, чтобы произведение было признано служебным, необходимы либо подписанная работником должностная инструкция (в которой должным образом прописаны все его обязанности, включая создание объектов авторского права), либо служебная записка с поручением Автору создать определенное произведение.
Кстати, закон гласит: “Если по истечении срока трудового договора (контракта) трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора считается продолженным на неопределенный срок” (ст. 30 КЗоТ).
А также “Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливается договором между автором и работодателем” (п. 2 ст. 14 ЗоАП).
Исходя из вышесказанного, необходимо обратить внимание на юридически грамотное и своевременное оформление трудовых взаимоотношений.
Часть произведения — все-таки его часть!
Речь идет об использовании элементов чужих произведений.
Чаще всего, используя фрагмент какого-либо произведения, многие даже не задумываются, можно ли это делать.
Однако не забывайте, что “Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи (произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения) и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права” (п. 3 ст. 6 ЗоАП).
Так что следуйте библейской заповеди “не укради”, а о случаях свободного использования произведений лучше всего посоветоваться с юристом.
И кто здесь Автор?
Речь идет о грубых нарушениях прав Автора.
“О каких авторских правах этого невзрачного, несовременного, непрактичного Автора может идти речь?” — думают иные Заказчики.
И без смущения используют произведения без согласия Автора, даже не собираясь платить. А если Автор пытается восстановить свои права, переходят к угрозам. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда Автор и Заказчик находятся в “разных весовых категориях”.
Между тем даже самый уверенный в себе Заказчик должен понимать, что закон — на стороне автора, и даже самый непрактичный Автор должен помнить, что многие адвокаты охотно берутся за подобные дела, так как вероятность выигрыша очень высока, а о проценте от выигрыша всегда можно договориться.
Заказчики, во избежание разрешения конфликтов в судах заключайте Договоры, не игнорируйте права Авторов!
Бывает, что Автор злоупотребляет своими правами. На юридическом языке это называется “шикано”.
Все начинается как обычно: Договор отсутствует, а оплата произведена “живыми” деньгами.
Но существует и еще один ключевой момент: Автор активно участвует в так называемом “нарушении авторских прав”. При этом автор заверяет заказчика, что это ничего не стоит, что ему самому это все очень интересно и пр. При этом существует парадоксальная закономерность: чем альтруистичнее автор ведет себя на старте (когда еще нет запаха прибыли), тем выше вероятность шикано потом. При этом очевидно противоречие между гонораром, полученным автором ранее (с которой он тогда был согласен) и самооценкой “реальной значимости моего эпохального произведения”. Логичным продолжением этого заболевания являются угрозы и шантаж. Автору кажется, что перепуганный Заказчик сразу заплатит много дополнительных денег.
Самое печальное в этой ситуации заключается в том, что, с юридической точки зрения, Заказчик почти беззащитен перед Автором, поскольку закон прежде всего стоит на страже авторов. Однако как показывает практика, дойдя до суда, эти споры сначала затягиваются на несколько лет, а потом выплачиваются очень маленькие компенсации.
Что же делать Заказчику? Ему остается только одно: сделать правильный вывод. А вывод из всего сказанного будет неоригинальным, но здравым: заключайте Авторский Договор, потому что это самое эффективное противоядие от всевозможных конфликтов между Автором и Заказчиком.
1. Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”
2. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"
3. Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”
4. Закон РФ “О рекламе”.
5. Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”
6. Патентный закон № 3517-1 от 23.09.92 г.
7. Закон РФ № 949-1 от 22.03.91 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.
8. Электронный журнал о рекламе «YES» / http://www.es.ru/