В начале 90-х гг. он снял несколько телевизионных сюжетов о постперестроечной жизни в России. Тогда же — после смены государственного строя — у жителей бывшего СССР появилась возможность свободно выезжать за границу, и Хазизов отправился в Англию. Там он совершенствовал свои знания английского языка и даже хотел учиться на кинорежиссера. Деньги зарабатывал самыми разнообразными способами, например работал на автомобильной свалке и чинил трейлеры для лошадей. В то время люди из России воспринимались в Лондоне как экзотика. "Наверное, поэтому несколько колледжей изъявили готовность обучать меня кинематографу", — рассказывает Хазизов. "Это настолько укрепило во мне уверенность в собственных силах, что я не стал учиться", — добавляет он.
В 1993 г. Хазизов вернулся в Москву и организовал компанию Tekofilm, которая представляла собой, по его словам, "недоделанное рекламное агентство и дизайнерскую студию". На российском рынке тогда царил хаос. Многое из того, что удавалось тогда начинающей компании, сейчас было бы просто невозможно, считает Хазизов. Он сам писал рекламные концепции, сценарии, занимался графическим дизайном. Первым клиентом Tekofilm стало российское представительство международной компании Reebok. "Мы получили этот заказ просто потому, что даже не пытались прикидываться профессионалами, — считает Хазизов. — Это был полнейший авантюризм — на съемках этого ролика я в первый раз увидел вблизи настоящую профессиональную кинокамеру". Однако все закончилось успешно, и вскоре последовали новые заказы, в том числе от международных сетевых рекламных агентств, работающих на отечественном рынке. Хазизов принял участие в съемках более сотни роликов для таких брэндов, как Coca-Cola, Nestle, Unilever, Renault. Гонорары рекламных режиссеров росли, росли и требования заказчиков.
В то время компании приходилось делать цифровой монтаж и спецэффекты за границей, в основном в Лондоне, рассказывает Хазизов. Это подтолкнуло его к покупке системы цифрового монтажа общей стоимостью $50 000. Собственная техническая база позволяла делать качественные рекламные ролики гораздо быстрее, появилась возможность экспериментировать с изображением и цветом, придумывать свои спецэффекты, писать компьютерные программы. Сотрудники компании стали настоящими энтузиастами цифровой обработки видео и быстро набирались знаний и опыта в этой области. Эти навыки оказались востребованы, но с несколько неожиданной стороны.
После успешной реализации первого проекта в кино Хазизов пришел к идее реорганизации бизнеса: "Я полностью утратил интерес к режиссированию рекламных клипов и понял, что появилась призрачная возможность зарабатывать деньги на кино". Компания была разделена на две, одна сосредоточилась на производстве рекламной видеопродукции, другая — на разработке и реализации творческих проектов. В 2003 г. творческая часть бизнеса была переименована в студию Cinemateka и стала заниматься проектами в области игрового кино.
Свои первые серьезные деньги Петр Хазизов заработал на создании рекламных роликов. Но его с детства увлекало кино. Поэтому, когда появилась призрачная возможность зарабатывать на жизнь в киноиндустрии, он бросился в работу с головой. Созданной им компании Cinemateka действительно удается неплохо зарабатывать. Гонорары исчисляются сотнями тысяч долларов, а оборот превысил $3 млн.[16]
8. К началу прошлого века существовавшие в течение столетий традиционные для старой Европы торговые ярмарки активно развивались и приобретали черты современных выставок, определяя лицо экономики не только отдельных регионов и стран, но и всего мира.
Складывался единый мировой рынок, и ярмарки стали его ледоколом, прокладывающим путь торговым караванам. Интересы у строителей начали пересекаться, при планировании своей деятельности они были вынуждены учитывать интересы друг друга, координировать сроки проведения мероприятий и вводить общие правила игры.
Потребность в объединении год от года становилась все более насущной. В период 1920-1924 гг. в Брюсселе и Милане прошло несколько совещаний на эту тему. И вот, 15 апреля 1925 года на встрече в Милане руководители двадцати европейских компаний провозгласили создание УФИ – Союза международных ярмарок.
Учредителями его стали ярмарки Бордо, Брюсселя, Будапешта, Валенсии, Вены, Данцига (Гданьска), Загреба, Кельна, Лиона, Львова, Любляны, Лейпцига, Милана, Нижнего Новгорода, Падуи, Парижа, Праги, Рейхенберга (Либереца), Утрехта и Франкфурта-на-Майне. Ярмарки длились от 3 до7 дней.
Крупнейшая в начале XX века Лейпцигская ярмарка вела свою рекламную кампанию по всему миру, в том числе и в СССР. Перед вами – объявление с приглашением на осеннюю Лейпцигскую ярмарку 1925 года, неоднократно публиковавшееся в советских газетах.
Не меньшей известностью пользовалась и Миланская ярмарка, отличавшаяся уникальным международным представительством. Уже тогда устроители четко и недвусмысленно дистанцировали ее от ярмарок-распродаж, само название«Fiera Campionaria» – выставка образцов – говорит об этом.
Первое летописное упоминание о нижегородской ярмарки относится к 1366 году. Через полтора века, в 1523 году по указу царя Василия III появилась ярмарка в городе Василе. В 1624 году учреждена ярмарка близ Макарьевского монастыря, ставшая знаменитой по всей Руси и приносившая немалые доходы монастырской братии. В 1700 году Петр I подписал указ о ее подчинении государственной казне.
В 1816 году торговые ряды уничтожил очередной пожар, но восстанавливать их не захотели. Правительствующий Сенат принял решение о переводе торговли в Нижний Новгород. В 1848 году появились Биржа и Биржевой Комитет.
Конец XIX – начало XX века – время бурного развития капитализма в России и расцвета ярмарки. В 1886 году утвержден последний план развития территории – по нему шла застройка вплоть до 1917 года.
Интересный факт – в 1866 году ярмарку посетило посольство Северо-Американских Соединенных Штатов с целью укрепления торговых отношений.
Историческое событие в жизни Нижнего Новгорода – крупнейшая в истории страны (и до нынешнего времени!) XVI Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка 1896 года.
К 1914 году Нижегородская ярмарка – главная выставочно-торговая и биржевая площадка Империи, именно здесь формировались базовые цены на основные предметы потребления для всей России.
Советская власть на первых порах ценила ее и заботилась о ярмарке. В 1922 году, по окончании гражданской войны, здесь сразу же начались торги. Требовалось как можно скорее обеспечить промышленность сырьем и материалами. Свои стратегические цели новая власть не скрывала: возрождение разоренного войной хозяйства, восстановление разорванных экономических связей, ликвидация изоляции отдельных регионов.
И эти задачи успешно решались. В ярмарке 1923 года участвовало 375оптовых фирм, в том числе 118 государственных, 98 кооперативных и 89 частных. Они привезли съестные припасы, кустарные и промышленные изделия. Ассортимент товаров был невероятно широк: от хлеба и муки до сельскохозяйственных машин и стройматериалов. Работа шла два месяца – в августе и сентябре.[17]
Заключение.
В начале XX в. развитие рекламы в России сильно отставало от уровня развитых стран мира, и на то были объективные экономические причины. Как мы уже знаем, бурное развитие рекламы началось с 1921г., во время НЭПа, когда буквально на глазах стала оживать экономика и торговля. Благодаря правительственному декрету, изданному в 1921г. в газетах разрешалось помещать рекламные объявления от государственных организаций, кооперативов и частных лиц, также разрешалось создание рекламных агентств, но большинство из этих агентств были государственными. Коммерческая реклама получила некоторую самостоятельность.
Нельзя утверждать, что рекламе после революции наступил конец. После отмены НЭПа, коммерческая реклама потерпела значительную деформацию, но она не исчезла. В 60-70 годы можно смело утверждать, что в СССР существовала общенациональная реклама и проводились долгосрочные широкомасштабные рекламные кампании, которые продвигали новую форму торговли. Например в 60- е годы с помощью рекламной кампании на рынок внедряли мороженое, томатный сок, шампанское, молоко. Также кампании продвигали новую форму торговли. Одним из таких форм был обмен старых радиотоваров на новые, но без широкой рекламы, обмен производился очень медленно, поэтому проводились различные мероприятия, таких как: реклама по радио, телевидению и в ряде московских газет. В конце XX в. по оценке западных специалистов, развитие рекламы в России только набирает силу, его темпы и качество будут зависеть от возможностей и темпов развития экономики страны. На нынешнем этапе своего развития реклама стала одним из видов деятельности и вышла за рамки информационной функции по отношению к потребителю. Реклама стала бизнесом.
Рис. 3[18]
Рис. 1[19]
Список литературы