Смекни!
smekni.com

Тактические приемы контрпропаганды (стр. 2 из 2)

«Установка фильтров»

Суть этого метода такова — с помощью средств массовой информации, слухов запускаются простые «переключательные критерии» типа: «Громче всех «держи вора» кричит сам вор», или «Если человек работал — показывает дела, если не работал — занимается контрпропагандой».

«Прививка»

В основе этого метода — подготовка нескольких историй, слухов, содержащих негативные факты, которые кандидат/партия хотят «обнародовать».

«Показать технологию»

Суть приема: представитель (доверенное лицо) кандидата/партии вместо или вместе с ответом на поставленный вопрос, связанный с негативным слухом о кандидате/партии, рассказывает, как его «снижают», делает прогноз возможных слухов и предлагает аудитории сделать свои предположения.

«Осмеяние»

Использованные противниками слухи осмеиваются, доводятся до абсурда, подаются в виде перехваченных «директив из Центра».

«Уход в эмоцию»

Суть приема такова — в ответ на логичную, наполненную фактами контрпропаганду дается эмоциональное выступление представителя (доверенного лица) кандидата/партии, который ничего не опровергает, а дает свое личностное отношение к происходящему.

«Снижение доверия избирателей к негативным сведениям о себе»

Для того, чтобы эффективно бороться с распространением отрицательных сведений о кандидате, можно попытаться любыми способами снизить доверие избирателей к этим сведениям и слухам. Тем самым у электората вырабатыватся некий «иммунитет» к восприятию будущих порочащих кандидата сведений. Сам кандидат может в своих выступлениях «озвучивать» любые нереальные факты (правда, в пределах допустимого), например: «Обо мне ходят слухи (распускают противники), что я построил дом на Канарских островах. А у меня аллергия на солнце. Таким образом, порочащие сведения доводятся до абсурда, и доверие к подобным источникам информации подрывается.

«Ожидающая контрпропаганда»

В ожидании слухов, сплетен и прочей намеренной утечки информации от конкурентов заранее публикуются ответы кандидата на всевозможные неприятные вопросы. Таким образом, удовлетворяется нездоровый интерес избирателя к обсуждаемым в узком кругу интимным темам биографии претендента. Этот шаг может оказаться вполне своевременной мерой, и когда выступление конкурентов все-таки последует, общественное мнение будет вполне подготовлено к восприятию информации.

«Отражение фронтальной атаки»

Опыт участия в избирательных кампаниях дает возможность сделать несколько выводов, которые можно считать универсальными рецептами по нанесению и отражению фронтальной атаки:

1. Атаковать имеет смысл, только имея на руках все подтверждающие обвинение документы и смоделировав действия соперников хотя бы на три хода вперед, поскольку в результате может выиграть кто-то совсем уж неожиданный, даже атакуемый.

2. Еще в начале избирательной кампании кандидат вместе с менеджером кампании должны проработать все «острые» моменты биографии, сделать «домашние» заготовки контрпропагандистских материалов, рассчитать с чьей стороны может быть нанесен удар и какой ответ может считаться адекватным. Заготовки нужно держать наготове вплоть до момента выборов.

3. Иногда уместна умеренная «вакцинация» СМИ. То есть кандидат за 3-4 дня до ожидаемого удара соперника обнародует свою интерпретацию событий с достаточно веской аргументацией. Первая версия запоминается лучше, кроме того, иногда «вакцинация» делает бессмысленной саму атаку.

4. Атака, проведенная во время прямых дебатов, в российских условиях часто вредит имиджу атакующего, превращая его в глазах общественного мнения в «скандалиста».

5. Отражение фронтальной атаки редко требует прямого участия кандидата. Ничто так не вредит имиджу кандидата, как его публичные оправдания или выпады в ответ на обвинения.

6. Первыми действиями по пресечению атаки, даже если она обоснована, должны быть подача в избирательную комиссию жалобы и в суд — иска о защите чести и достоинства (либо о защите от клеветы). Об этих действиях необходимо немедленно оповестить СМИ.

7. Ни в коем случае нельзя после атаки соперников изменять намеченный график кампании, отказываться от публичных выступлений и встреч с избирателями. Это может быть истолковано как косвенное подтверждение обоснованности выдвинутых обвинений и как проявление паники. Меры по отражению атаки должны просто дополнить запланированные заранее мероприятия.

8. Начав действовать в атаке или обороне, стараться не упустить инициативу, навязывать сопернику план развития ситуации.

9. Если в руки атакующего или контратакующего попадут обличающие соперника документы или станут известны какие-то любопытные факты его биографии, лучше отказаться от «лавров разоблачителя». Всегда найдется желающий «вывести» политика «на чистую воду». Вот ему и стоит «помочь».

«Отражение партизанской атаки»

При отражении «партизанской атаки» следует помнить о трех аспектах:

1. Реакция должна следовать мгновенно, даже с опережением. Задержка всего на час может стать фатальной для всей кампании. Если атака началась, нужен достоверный прогноз действий противника.

2. Не следует превышать пределов необходимой обороны. Слишком сильная реакция в СМИ на локальный удар может создать вокруг обвинений ненужную шумиху.

3. Необходимо держать в резерве сильную фигуру, которая сможет переломить ситуацию в тот момент, когда она станет критической.

У контрпропаганды есть очень важное предназначение в избирательных кампаниях — создавать и поддерживать интригу борьбы. Интрига, конфликт — это стержень кампании, без них избиратель может не счесть необходимым принимать участие в голосовании. Серая, гладкая кампания, развивающаяся по шаблону, без интриги, характерна только для диктаторских режимов.

С другой стороны, и политики, и избиратели являются полноправными гражданами демократического российского государства и, в принципе, должны располагать всей полнотой законодательных возможностей, чтобы оградить себя от любого разрушительного манипулятивного воздействия.