Безусловно, PR-кампания не должна упускать из виду и другие категории потенциальных зрителей, которых информация о проекте может “зацепить” с помощью популярных массовых общественно-политических изданий, развлекательных и информационных передач радио, ТВ, сети Интернет.
Формальные результаты работы
В период первого этапа PR-кампании (с сентября по ноябрь 2000 г.) в центральных тематических и общественно-политических изданиях были опубликованы материалы, посвященные кинопроекту “Башмачник”. При этом авторы материалов подчеркивали новизну, современность и необычность представляемого жанра кинокомикс:
“Идут съемки фильма под названием “Башмачник”. Его авторы начали PR-кампанию с вполне сенсационного заявления. Они грозятся созданием первого современного российского кинокомикса. Комикс комиксом, а нацелены, помимо прочего, творцы на то, чтобы снять современное интересное кино для зрителей” (“Культура” 28.09.00)
“На пресс-конференции… показали 5-минутный монтаж рабочего материала. Зрители полегли. Кажется, от смеха. Смех – в некоторых случаях хорошая примета при рождении чего-то нового. Действительно, на память не приходит ни одного русского фильма, созданного с помощью стилистических приемов рисованных картинок.” (“Россiя” 26.09.00)
“Уж не знаю, как нам удастся переплюнуть в этом деле родоначальницу жанра Америку, но, кажется, мы решили попробовать.” (“Комсомольская правда” 19.09.00)
“Фильм… заявлен как первый российский кинокомикс … То есть это сказка для взрослых с противостоянием добра и зла, хеппи-эндом, облилием трюков и спецэффектов, по-лубочному ярким видеорядом и картонными персонажами, отсылающими к фольклорным героям.” (“Ведомости” 19.09.00)
“В эти дни в Москве проходят съемки первого российского кинокомикса, в котором переплетутся самые популярные жанры комедии, мелодрамы и очень динамичного боевика. Он будет называться забавным словом “Башмачник”. (“LIST.RU” 25.09.00)
“Режиссер Владимир Зайкин представляет свою картину как первый в истории российского кино комикс. Называется фильм “Башмачник”. Он совсем не похож на известные всем американские кинокомиксы… Просто в “Башмачнике” соблюдены некоторые жанровые особенности: сказочные прототипы, ироничный сюжет и богатая красочность.” (“КИНО-парк” ноябрь 2000)
Таким образом, нам удалось позиционировать жанр кинокомикса, который был положительно воспринят журналистами, что повлияло на общую положительную оценку проекта. Это особенно важно, учитывая, что PR-агентство, осуществлявшее проект, использовало в своей работе исключительно “белые” технологии PR, исключающие практику оплаченных публикаций.
Кроме того, в некоторых публикациях была поднята проблема состояния российского кинематографа. Оптимистичные прогнозы о возрождении российского кино в целом, были обоснованы информацией о съемках фильма “Башмачник”:
“Уж сколько было стенаний по поводу того, что для российского кино настали суровые времена, что ему катастрофически не хватает денег и оно вот-вот погибнет окончательно. А, оказывается, кино живет, снимается и обещает зрителям интересные встречи.” (“Культура” 28.09.00)
Благодаря тезису о том, что в проекте заняты новые потенциальные звезды, журналисты с пониманием отнеслись к тому, что в фильме нет звездных имен.
“Рассказывают, что на пробы в фильме приглашали много российских звезд. Но, как ни странно, многие из известных и любимых народом артистов пробы не прошли. Они просто не вписались в концепцию комикса, имея слишком сильный ассоциативный ряд”. (“LIST.RU” 25.09.00)
“Актеры, приглашенные в картину, широкому зрителю по кино известны мало, а вот публика театральная кое-кого из них успела приметить. Главную роль исполнит актер Санкт-Петербургского театра комедии Сергей Горобченко, а его спутницу сыграет Виктория Толстоганова, известная своими работами в Московском театре им.Станиславского, а также по театральному проекту “Борис Годунов” Донеллана и спектаклю О.Субботиной “Шоппинг энд факинг”. (“Культура” 28.09.00)
Анализируя содержание опубликованных статей, следует констатировать:
• Информационные и иллюстративные материалы, предоставленные прессе, были активно использованы при подготовке журналистских публикаций.
• Выбранное визуальное решение проекта было также положительно воспринято прессой, что способствовало эффективности PR-кампании.
• Создание дружелюбной и открытой атмосферы при работе со СМИ, позволило участникам проекта установить доверительные отношения с представителями прессы.
На наш взгляд, данные итоги дают основание на успешное продвижение проекта на последующих этапах PR-кампании.
Ниже мы приводим нашим читателям второй пример реально проведенной PR-кампании.
Промоушн-кампания торговой марки
“Винный двор Ясаково”
Справка
Заказчик кампании: Ясаковский консервный завод, работающий на рынке под торговой маркой “Винный двор Ясаково”. Предприятие расположено в Рязанской области и специализируется на производстве виноградных вин и слабоградусных винных напитков. “Винный двор Ясаково” – одно из самых успешно развивающихся винодельческих предприятий страны, где объединились традиции отечественного виноделия и современные технологии. Немецкое оборудование, комплектующие из Испании и других стран, молдавские виноматериалы, в сочетании с богатым опытом российских мастеров виноделия, позволяют производить вина высокого качества.
До 1998 г. рекламные шаги, осуществляемые компанией, были связаны с продвижением на рынок ароматизированного слабоградусного напитка “Yves Roche”. После 1998 г. Ясаковский КЗ не предпринимал рекламных мероприятий. Промоушн-кампания 2000 г. связана с тем, что предприятие обновило свой ассортиментный ряд и представило на рынок новую серию алкогольных напитков.
Промо-кампания осуществлялась с сентября по декабрь 2000 г. Кульминационное событие кампании – представление заказчика на отраслевой выставке “Интердринк 2000” (1–4 ноября 2000 г.).
Поставленные задачи
Задача исполнителя заключалась в том, чтобы представить общественности и оптовикам продукцию и производителя, который в течение двух лет не предпринимал активных рекламных шагов. Сложность задачи была обусловлена тем, что продукт и торговая марка выводилась на рынок в условиях жесткой конкуренции. К тому же, исполнители по объективным причинам были ограничены в выборе рекламных средств, так как заказчиком промо-кампании является производитель алкогольной продукции.
Визуальное решение проекта
Запланированные заказчиком рекламные мероприятия было решено объединить единой креативной идеей. Визуально она была воплощена в виде макета с изображением пожарного щита и слогана: “Yves Roche. 2001. Пожаробезопасно”. Центральный визуальный элемент макета – конусообразное пожарное ведро, наполненное льдом, в котором установлена бутылка”.
Такое решение обосновывается следующими факторами:
• Фактор неожиданности. Нестандартная подача алкогольного бренда, по мнению исполнителей, должна была привлечь внимание аудитории.
• Обыгрывание числа следующего года. Включение в слоган числа 2001, с одной стороны, придавало креативной идее новогоднюю стилистику, с другой стороны, цветовое выделение последних двух цифр устанавливало ассоциативную связь с пожарной тематикой.
• Двусмысленность визуального решения. Ориентация кампании на массового “среднестатистического” потребителя объясняет двоякий смысл “пожарной” картинки. Как известно, в простонародии бутылка шампанского зовется “огнетушителем”.
• Социальная подоплека. Слово “пожаробезопасно” акцентирует то, что в данном случае потребителю предлагается слабоградусные алкогольные напитки, употребление которых во время праздника менее чревато пагубными последствиями, чем употребление, например, водки и других крепких напитков.
Выбранное креативное решение было адаптировано для воплощения в виде серии полиграфической продукции: календари, новогодние открытки, листовки для оптовиков, воблеры, постеры для метро.
В той же “пожарной” стилистике было выполнено оформление выставочного стенда, который представлял из себя стилизацию пожарной части. В выставочном пространстве площадью 3х3 м, обрамленном стеновыми панелями “под кирпич”, были помещены соответствующие декоративные элементы: пожарный щит, контейнер для холодильника в виде “ящика для песка”, светильники, проблесковый маячок, фактисы гидрантов.
Костюмы для промо-персонала были также воплощены в виде стилизованной пожарной формы.
Подобное яркое и нестандартное визуальное оформление стенда заказчика придавало проводимым на выставочном стенде промо-мероприятиям дополнительную праздничность и театрализованность, что безусловно привлекало внимание посетителей выставки.
Аудитория промо-кампании
Аудитория, на которую была направлена промо-кампании состояла из трех сегментов.
Во-первых, это потребительская аудитория в возрасте от 18 лет и старше, с доходами среднего и ниже среднего уровня. Для взаимодействия с этой аудиторией были использованы средства наружной рекламы (размещение стикеров в вагонах метро), а также некоторые виды полиграфической продукции: календари, открытки, воблеры на местах продаж.
Во-вторых, это оптовики, занимающиеся дистрибуцией товара. Основной формой взаимодействия с данным сегментом аудитории должна была стать работа заказчика на отраслевой выставке. Кроме того, для оптовиков были разработаны специальные виды полиграфии: информационные листовки, открытки, воблеры для оформления мест продаж.
И наконец, эксперты-специалисты, которые были приглашены в первый день выставки на специально организованные дегустации нового товарного ряда “Винного двора Ясаково” – многосортовую линию вина.