Опорная фраза не носит столь иезуитского характера, как кодовая, и гораздо чаще используется в политических выступлениях. Она предназначена для: поддержания высокого эмоционального накала (когда оратор хочет еще пришпорить темперамент публики, а что сказать, не знает), передышки оратора (можно применить гросспаузу), подавления оппонента или подготовки тематического перехода в дискуссии. Опорная фраза должна быть риторической, то есть - неоспоримой и отвечающей самым глубинным убеждениям большинства слушателей. Например: "Родина-мать зовет!", "Отечество - в опасности!", "Россияне должны иметь достойную жизнь!"
СЛОВО
В свою очередь частью фраза также состоит из частей. Ее элементом является слово (кроме тех случаев, когда оно эквивалентно самой фразе, например: "Товарищи!", "Вздор!", "Болтовня!"). Если мы представим себе фразу как интонационную лестницу, то слова будут ее ступенями. Но слово - не просто нота, которую надо воспроизвести для исполнения мелодии. Именно СЛОВО - ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР ЭНЕРГИИ при выступлении. И каждое слово, независимо от интонации, должно быть насыщено максимумом ораторской силы. Подчеркиваю! В каждом слове, независимо от того, находится ли оно на пике восходящей интонации или, наоборот, в самой низшей точке нисходящей, необходимо посылать слушателям энергетический заряд.
Между словами вставляются микропаузы. Короткие словосочетания можно не разделять и произносить слитно, как одно слово. Например: "головнаяболь", "словаскорби", "толькотак". Заметьте, что первое слово в объединяемом словосочетании оканчивается на гласную, такой порядок расположения сливаемых воедино слов наиболее оптимален для объединения.
СЛОГ
Слово делится на слоги. Именно по слогам следует разучивать речь (естественно не делая между ними никаких пауз). Именно от глубины воздействия содержащихся в слогах сигналов на подсознание слушателей зависит то, сколь долго будет удерживаться в их сознании полученная от оратора информация. Слоги - это своего рода гвозди, с помощью которых оратор прибивает к памяти слушателей высказываемые им мысли и чувства. Есть три способа употребления слогов при выступлении.
Первый - "икающий". На каждом из слогов делается нажим. Этот способ спасает монотонность фразы и алогичное крепление в ней слов. Он подразделяется на два вида: "квакающий" (пример - Ельцин, низкий тембр, замедленность) и "булькающий" (пример - Гитлер, высоко, до фальцета и быстро).
Второй - "поющий". Слоги "играют" за счет растягивания гласных звуков и некоторого микширования согласных. При этом ударные слоги выделяются более других. Примером может послужить для вас собственное изложение стихотворения, допустим какого-либо пушкинского четверостишья.
Третий способ - "смешанный". Предельная высота в ораторском искусстве. Часть слогов произносится нараспев, часть коротко с нажимом. Оратора, который бы постоянно использовал такой способ, я не знаю. Изредка некоторым удается. Например, выступление Левитана по радио 22 июня 1941 года. А вообще образцы использования такого способа легче найти среди выступлений советских актеров 30-х - 50-х годов.
Слоги необходимо проговаривать четко, не зажевывая концы даже при максимальном темпе.
Больше о фразах, словах и слогах говорить не вижу смысла. Гораздо проще на практикумах поработать с ними в живую, тогда и объяснений потребуется гораздо меньше. Скажу несколько слов о кодовом сигнале. Этот четвертый элемент речи находится в довольно малоисследованной зоне. Кодовый сигнал отличается от кодовой фразы тем, что сам по себе лишен абсолютно какого-либо рационального содержания. Его функция заключается в том, чтобы ввести слушателя в кратковременный транс (своего рода сон наяву), который не сохраняется после окончания выступления. Во время транса слушателей побуждают совершить то или иное действие (иногда с использованием кодовой фразы, чтобы избежать подозрений со стороны посторонних или для того, чтобы эффект был длительным - одна из методик при психокодировании наркоманов и алкоголиков). Например - совершить массовое самоубийство или составить дарственную на свое имущество.
Кодовым сигналом можно сделать любой звук из слова. Главное, чтобы он был не один, а в обрамлении обычно проговариваемых в ускоренном темпе обычных слов. А, например, итальянские спецы вообще выносит кодовый сигнал за пределы слова. Вот как это выглядит у жуликов Неаполя (со слов моего знакомого, подвергшегося их "обаянию"): "Сеньор! А-а-а? Какие цветы! А-а! Купите. А? А-а-а! Упал ваш бумажник, сеньор! А-а! А-а! Не упал? А! А! А-а-а-а? А деньги в нем сохранились? А? А-а! А?.." Эта атака шла минут десять. Еще минут десять моему знакомому (а был он как стеклышко трезв и ко всему прочему плохо понимал по-итальянски) понадобилось, чтобы прийти в себя и обнаружить, что бумажник-то при нем, но вот деньги совсем не сохранились. Кодовый сигнал заключается в необычном сочетании и произношении гласных или согласных звуков. Иногда вводится совершенно посторонний акустический сигнал - цоканье языком, причмокивание, покашливание и пр. Тут я вспомнил одну цыганку, которую встретил в Амурской области лет 15 назад. Так та вообще использовала в качестве кодовых сигналов ритмичное изменение длинны, тональности и тембра фраз. Она во время беседы то вводила в транс, то выводила из него здорового двадцатилетнего парня, заставляя его непроизвольно делать различные смешные вещи и при этом сохранять уверенность в том, что ничего необычного не происходит. Но это уже относится больше не к теории ораторского искусства, а к гипнозу.
Есть еще некоторые сведения о пятом элементе речи, заключающимся в использовании ультра- и инфразвуковых колебаний, но ничего конкретного пока нет. В принципе - звук, как один из самых мощных инструментов воздействия на сознание и психику людей, это ведь мощнейшее оружие. Что эффективней: взять в руки автомат или заставить стать под ружье миллионы людей? Поэтому я не исключаю наличия каких-либо сверхсекретных разработок в этой области, совершенно недоступных даже для специалистов. А вообще влияние звука на человека еще только начинается. И я думаю, главные открытия в этой сфере будут сделаны где-то лет через 20, когда будут созданы приборы, имитирующие и анализирующие человеческое восприятие. Тогда мы, может быть, и поймем, почему на нас производит впечатление музыка и птичьи трели...
Система Станиславского
На предыдущих занятиях мы представляли себе публику, перед которой выступает оратор, только лишь в качестве слушателей. Теперь пришло время взглянуть на нее, как на зрительскую аудиторию. Теперь настал черед нового отношения к публичному выступлению, а именно - как к театральному представлению. Причем, в отличие от театра, где зритель лишь пассивный сопереживатель происходящего на сцене действа, наш подход к зрительской массе должен быть иной. Она для нас - полноправный и активный участник совместного с оратором театрального представления. Чувствуете разницу: пассивно сопереживать и активно участвовать?
За 3-х тысячелетнюю историю существования театрального искусства была создана всего лишь одна достойная внимания методика обучения актерскому мастерству. И изобрели ее не греки, не римляне, не немцы с итальянцами или французами. Мы, русские, создали такую методику! А конкретно - Константин Станиславский. Не профессор, не академик, а простой предприниматель, всей душой увлекшийся театральной режиссурой и обучением актеров, наш соотечественник - гениальнейший русский самородок.
Станиславский родился в Москве в 1863 году. На его глазах исчезали последние остатки патриархальной России. Он писал: "На моих глазах возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны...радиотелеграфы, двенадцатидюймовые орудия...Поистине - разнообразная жизнь, не раз изменявшаяся в своих устоях".
Именно грандиозные преобразования в науке и технике, а также бурные изменения в политической жизни страны и крутая ломка всех социальных устоев общества дали Станиславскому смелость и силу на столь же кардинальные преобразования всех, существующих до него принципов театрального искусства.
Не один год в свободное от работы время Станиславский играл в пьесах и пробовал себя в режиссуре как любитель. Такая позиция давала ему возможность видеть все недостатки старых театральных школ как бы со стороны: непредвзято, независимым взглядом человека, имеющего возможность сравнить - насколько настоящее выражение чувств у обычных людей похоже на то, что изображают на сцене профессиональные актеры и актрисы. И Станиславский заметил, что у играющих на сцене людей выходит - вместо более ярких и четко выраженных человеческих чувств - одна лишь жалкая пародия на них.
Мысль создать собственный профессиональный театр и свою театральную школу зреет в сознании Станиславского... И вот - знаменитая встреча с Немировичем в ресторане "Славянский базар". Со стороны кажется, что случайно, за рюмкой водки, два будущих великих режиссера решили вдруг - открыть собственный театр. Однако за созданием Художественного театра стояли годы экспериментов и борьбы с висящими на актерском искусстве еще со времен Аристофана и Софокла веригами идиотских штампов и традиций. Актеры "рвали страсть в клочки". И на сценах всех театров мира царили вопли и истерика. Станиславский же хотел, чтобы на сцене актер жил мыслями и чувствами своего персонажа, испытывал бы вдохновение, заставляя публику сопереживать вместе с ним все мало-мальски заметные повороты в сюжете представляемой пьесы.