Смекни!
smekni.com

Роль языка в становлении личности человека (стр. 2 из 7)

т и в н у ю ( функцию формирования личности ). Эти три функции

языка ( общения, познания и воздействия ), называемые базовыми,

взаимодействуют в разных актах речи, в разных текстах, проявляясь

в них в разной степени.

Представители герменевтики (искусства толкования текстов), рас-

сматривая язык как способ существования человека, считая, что люди

живут словами и в словах, особое внимание обращают на побудительную

и оценочную функции языка. С этих позиций, эмоциональное, этическое,

эстетическое воздействие слова, его потенциальная убеждающая сила,

внушение и оценка, побуждение и управление обнаруживают свою приори-

тетную значимость для деятельности человека в управлении и коммер-

ции, в учебно-воспитательной сфере и художественной, религиозной и

политической и т. д.

Основные функции языка осознаются его носителями на интуитив-

ном уровне. Речевой опыт, языковая практика дают знания о языке,

правилах его использования, законах его функционирования в речи.

Представление о роли языка в жизни людей, его функциях доста-

точно образно и неожиданно отражено в известной притче о древне-

греческом баснописце Эзопе (VI век до нашей эры).

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей

и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во

второй день - самый лучший.

В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил язык.

- Почему ты подаешь одни языки? - спросили Эзопа.

- Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть

хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга,

бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей

врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу

жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились.

- Мне велели приготовить самый лучший обед, - пояснил Эзоп, - а

что для философа может быть лучше языка! При помощи языка изучаются

науки и получаются знания, посредством него мы объясняемся друг с

другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся,

даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При по-

мощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет

ничего лучше языка.

Все базовые функции языка: общение, познание и воздействие -

нашли отражение в этой яркой притче. Парадоксальность противо-

поставления, обыгрывание омонимичности усиливают ее воздействия,

убеждая в том, что нет языка плохого или хорошего, что нет вообще

у человека "ничего лучше языка". Иначе говоря, язык всегда хорош,

плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего

языка плохую речь.

Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и

разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое

поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык,

приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию

об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения,

отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям.

Из этого следует, что язык не может не влиять на опыт конкретного

индивида, его поведение, культуру. Под явным или неявным воздей-

ствием литературного языка, его установлений, традиций находятся

все сферы жизнедеятельности человека, и ее успешность в немалой

степени зависит от того, в какой языковой среде проходит жизнь че-

ловека, как он он освоил родной язык.

Неосознанная потребность личности в грамотности, навязываемой

сверху, демократизируя речевое поведение, стала основой речевой

вседозволенности, привела к тому, что современная языковая жизнь

общества отмечена чертами утраты ценностных языковых ориентиров.

Языковая способность личности рассматривается в психолингвистике

как механизм, обеспечивающий речевую деятельность. Р е ч е в а я

д е я т е л ь н о с т ь , связанная с использованием языка, одна из

важнейших в жизни человека - существа мыслящего, думающего, позна-

ющего, общающегося, рассуждающего, объясняющего, спорящего, убежда-

ющего. Обсуждение роли языка в становлении ( формировании, самообра-

зовании ) личности невозможно без оперирования понятиями "языковая

личность", "языковая способность", "языковое сознание", "языковое

мышление". Имеет смысл воспользоваться также методом, который можно

назвать коммуникативно-ориентированным чтением. Он даст возможность

при чтении художественных произведений вычленять фрагменты текста,

представляющие собой коммуникативные ситуации, которые рассматрива-

ются в теории речевых актов во взаимосвязи определенных компонентов:

говорящий, слушающий, высказывание, коммуникативные средства,

обстоятельства, цель, прогнозируемый результат речевого акта.

Коммуникативно-ориентированное чтение дает также возможность

обращать внимание на авторские комментарии речи, содержащие харак-

теристики конкретных ситуаций общения. Оно поможет увидеть авторс-

кую оценку языковой личности в реальных проявлениях ее языковой

эрудиции, языковой способности, психического состояния в момент

речевой деятельности, отражающей ее языковое сознание. Е с л и

о с н о в н ы м п р и з н а к о м л и ч н о с т и , е е п с и -

х и к и я в л я е т с я с о з н а н и е , т о г л а в н ы м

п р и з н а к о м я з ы к о в о й л и ч н о с т и я в л я е т-

с я н а л и ч и е я з ы к о в о г о с о з н а н и я и я з ы-

к о в о г о с а м о с о з н а н и я .

О развитии языкового сознания. Сознание иногда определяют как

знание, которое с помощью различных знаковых систем ( в том числе

языка, также представляющего собой знаковую систему ) может быть

передано, чтобы стать достоянием других членов общества. Осознать -

это значит приобрести потенциальную возможность сообщить, передать

свое знание другому. Представления эти скорее бытовые, чем научные,

однако они помогают перейти к научному определению понятия "языко-

вое сознание".

Термин этот неоднозначен, в "Словаре лингвистических терминов"

О.С.Ахмановой дается такое определение: "Сознание языковое... Осо-

бенности культуры и общественной жизни данного человеческого кол-

лектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в

специфических чертах данного языка... " Определение исходит из

представления о языке как хранилище культуры этноса, словаре как

вместилище знаний о мире и т. п. Вспомним еще раз, что именно в

языке запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-эти-

ческие, социально-эстетические, художественные и воспитательные

идеалы. Язык хранит историю движения народа по пути цивилизации, он

отражает характер народа, его симпатии и антипатии, связи с сосед-

ними народами. Язык впитал в себя все тонкости оценочного отношения

к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект

языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании

К.Д.Ушинского о том, что природа страны, ее история, отражаясь в

душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, созда-

ваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной язык, остались бес-

смертными. Поэту П.А.Вяземскому принадлежат строчки, которые

образно и емко формулируют сказанное:

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

Для использования термина "языковое сознание " в личностном

аспекте изучения языка приемлемо узкое (субъект - направленное)

значение термина, обращенное к субъекту речи. В таком случае го-

ворят о языковом сознании как совокупности знаний и представлений

о языке, правилах и закономерностях функционирования его структур-

ных элементов. Соотнесение термина "языковое сознание", употребля-

емого в узком смысле, с его употреблением в широком понимании,

близком по значению ряду других терминов, таких, как "народное

сознание", "языковое представление", "чутье языка народом", "язы-

ковая картина мира", "стратегия и тактика речевого поведения",

"языковое чутье", "языковая компетенция", "чувство языка" и т. п.,

приводит к предметно-понятийным смещениям. Так, например, термин

"чувство языка", входящий в этот ряд, в понятийном плане сближает-

ся с узким, субъект-направленным значением термина "языковое со-

знание", потому что определяется как конечный результат языковой

практики, представляя собой в реальности точные знания, ставшие

подсознательными. Оперируя понятием "языковое сознание", следует

помнить, что за ним часто стоят достаточно отдаленные друг от дру-

га реалии, поэтому не случайно состав термина иногда расширяется,

приобретая при этом предметно-понятийную точность, и говорят о

языковом сознании личности. В этом случае имеют в виду "те особен-

ности речевого поведения индивидуума, которые определяются комму-

никативной ситуацией, его языковым и культурным статусом, социаль-

ной принадлежностью, полом, возрастом, психическим типом, мировоз-

зрением, особенностями биографии и и другими константными и пере-

менными параметрами личности." (Никитина С.Е. Языковое сознание

и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность. -

М.,1989.-с.34). Нельзя не заметить, что эти параметры и в целом

все речевое поведение личности зависят от ее коммуникативных уме-

ний. В первую очередь от речевых коммуникативных умений, рассма-

триваемых как такое практическое владение языковыми средствами,

которое позволяет организовать речевое высказывание, оптимально