В отличие от бабушки, дед поначалу пугает Алешу-ребенка, стра-
шит своей непонятностью, общение с ним тревожит, но оно и обога-
щает. Сердцем Алеша долго не принимает деда, судит его слова и
поступки, видя в них визгливую вздорность, жалкую нелепость: "Мне
казалось, что дед злой: он со всеми говорит насмешливо, обидно,
подзадоривая и стараясь рассердить всякого". Драматические моноло-
ги деда полны жестов, мимики, речевое оформление, содержание в
них - как бы не главное. Он говорил "долго, яростно, подвизгивая
и притоптывая ногой", "топнул ногой и закричал свирепо", "бросил
блюдечко в голову ей, бросил и завизжал... " - так комментирует
рассказчик речевое поведение деда. Таковы элементы его коммуника-
тивных умений, являющихся отражением его сложного нравственного
облика, особенностей его языковой личности. Иногда дед произносил
слова, которые, так же как и бабушкины, оставались в душе мальчика
на всю жизнь: "Привалившись ко мне сухим складным телом, он стал
рассказывать о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми,
складывая их одно с другим легко и ловко". Слова эти идут от люб-
ви, от сердца, от житейского опыта; легкость их сложения находит-
ся как бы в противоречии с их весомостью, крепостью. Речевые ком-
муникативные умения реализуются здесь в свободном выборе слов,
простом и незатейливом их складывании; эти умения подкреплены со-
циально-психологическими коммуникативными умениями: умением вести
беседу, чутко улавливая настроение собеседника, умением понимать
собеседника, ставить себя на его место, т. е. учитывать условия
общения и предвидеть его результат, умело сочетать вербальные и
невербальные средства общения. Бабушка поясняет внуку: "Дедушка-
то, когда хотел, так хорошо говорил, это уж после, по глупости
стал на замок сердце-то запирать". Идеи гуманизма, оптимизм прони-
зывают автобиографическую трилогию М.Горького, и дополнительное
тому свидетельство - это высказывание, вложенное в уста неграмот-
ной женщины, испытанной на прочность множеством житейских невзгод,
не утратившей ни доброты, ни сердечности, милосердной и мудрой.
Действительно, для незлобивого душевного собеседования, д л я
и с к р е н н е г о о т к р ы т о г о о б щ е н и я - д л я
п о л н о к р о в н о й ч е л о в е ч е с к о й ж и з н и -
н у ж н о и м е т ь с е р д ц е , н е з а п е р т о е н а
з а м о к . Это нравственное правило, осваиваемое в детстве, ста-
новится основой общей и речевой культуры писателя.
Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между
людьми - все впитывает в себя ребенок, наблюдая за взрослыми,
общаясь с ними. "В детстве я представляю себя ульем, куда разные
простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о
жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал
грязен и горек, но всякое знание все-таки мед", - подчеркивал пи-
сатель, отводя общению с людьми главную роль в развитии души, язы-
кового сознания, интеллекта. Конечно, знание добывается еще и из
книг, но тогда оно требует проверки жизнью, требует выявления его
соответствия реальной действительности, знаниям о жизни окружающих
людей. Может быть, поэтому у начитанного подростка нужда в собе-
седникке оказывается особенно острой. Ему мало только убеждать,
ему нужно еще и самому убеждаться, слушая возражения собеседников,
думающих иначе, чем он.
Особый интерес для учителя представляет сообщение знаний интим-
ного свойства, которое отважно и умно предпринимала в общении с
внуком бабушка. Писатель так рассказывает об этом: "Она поощряла
нашу дружбу. Мальчику с девочкой дружиться - это хорошее дело!
Только баловать не надо... И простейшими словами объясняла нам,
что значит "баловать". Говорила она красиво, одухотворенно, и я
хорошо понял, что не следует трогать цветы, пока они не распусти-
лись, а то не быть от них ни запаху, ни ягод". Лирический монолог
как тип общения вообще более других пригоден и используется при
обсуждении острых, интимных там.
Подрастая, Алеша видит много грязи жизни, человеческих страда-
ний, оскорблений. Социально-экономические условия бытия определя-
ли общественное сознание и на его основе общение окружающих людей.
Вражда из-за наследства порождала злобу, прорывавшуюся в семье
Кашириных в виде безобразных скандалов, драк. Бабушка уговаривает
враждующие стороны, нетерпимые в своей слепой ненависти, а с ответ
ей летит "идиотская гнусная русская ругань, смысл которой, должно
быть, недоступен разуму и чувству скотов, изрыгающих ее", - гово-
рит автор. Гнусные поступки не людей - скотов и гнусные, недостой-
ные человека слова. Речевые коммуникативные умения со знаком ми-
нус, так как способность "изрыгать" бранные слова не может, не
должна признаваться умением, обеспечивающим полноценное общение.
Пьяные, опустившиеся, не нужные обществу люди бормочут "поганые
слова". "Она говорила слова грязные, слова пьяной улицы - было
жутко слышать их", - читаем признание автора в повести "В людях".
Драматические монологи, в которых реализуются речевые коммуника-
тивные умения со знаком минус, имеют ярко выраженное социальное
обоснование: сломлен, раздавлен человек, потому что в обществе,
живущем без правил и законов, где попирается личность, не уважа-
ется ее достоинство, ты либо хватаешь и давишь себе подобных, ли-
бо морально и физически уничтожат тебя, и грязные поступки, чер-
ные слова, мысли, обнаруживающиеся в общении значительной части
людского сообщества, есть отражение несовершенства общественного
устройства.
Алеша-подросток приходит служить в семью чертежника. Быт мещан-
ской среды с ее мелочными интересами, бездуховностью, отсутствием
высоких идеалов, целей - все это отражается в серых мыслях, серых
словах, в странной, оскорбительной, унижающей человеческое досто-
инство речи. "Мне не нравилось, как они все говорят, воспитанный
на красивом языке бабушки и деда, я вначале не понимал соединения
несоединимых слов... " - замечает рассказчик, фиксируя внимание
на сформированном у ребенка эстетическом отношении к языку и речи.
Разобщенность людей, непонимание друг друга, неизбежные в услови-
ях антагонизма, накладывают свой отпечаток на их речевое поведе-
ние, языковое сознание, деформируя личность. Нравственные формы
поведения, общекультурный уровень среды определяют речевое пове-
дение, обусловленное определенным набором коммуникативных умений.
Подросток поднимается до осознания того, что, если его хозяева
"перестанут судить людей, кричать, издеваться над ними, - они
разучатся говорить, онемеют, им не видно будет самих себя". Это
понимание укрепляет в нем веру в себя, в человека, в то, что мож-
но защититься от тех, чьи "липкие языки забрасывают хламом постыд-
ных слов " чистое и светлое. Эта новая сила дает ему возможность
"слушать злые насмешки спокойно и беззлобно".
Рост самосознания подростка, углубление его знаний об окружа-
ющем мире, о языке, ( языковая эрудиция ) отражаются на его рече-
вом поведении, речевой культуре. Появляется ощущение несовершен-
ства своего речевого поведения, речевых коммуникативных умений.
Рассказчик свидетельствует: "Несмотря на то, что я уже немало
прочитал книг, любил читать стихи и сам начинал писать их, говорил
я "своими словами". Я чувствовал, что они тяжелы, резки, но мне
казалось, что только ими я могу выразить глубочайшую путаницу мо-
их мыслей". Жадно вслушиваясь в речь окружающих, он замечает, как
меняется речь говорящего в зависимости от того, где он говорит, с
кем говорит, о чем говорит, обнаруживает противоречия между формой
и содержанием, между поступком и словом, между умением говорить и
умением действовать.
Анализируя авторские комментарии коммуникативной деятельности
героев трилогии М.Горького, их коммуникативных умений, можно уви-
деть разное отношение подростка к собеседникам, к особенностям их
коммуникативного поведения, динамику его оценочного отношения к
речи.
Он испытывает эстетическое наслаждение от красоты звучащей ре-
чи: "Речи его я слушал внимательно, чувствуя их красоту". В другом
месте автор свидетельствует: "Рассказывая, он ритмически покачи-
вался. Голос у него был глухой, тусклый, а слова - яркие, и что-
то соловьиное пело в них". Слушая голос другого говорящего,
странно глубокий, он отмечает в нем "что-то потрясающее". Вспом-
ним, что чутье языка воспитывалось, формировалось у рассказчика в
раннем детстве.
Его завораживает тайна новых незнакомых слов, мастерство их
переплетения, когда говорящий нанизывает слово за словом "на
стержень своей мысли". Автор признается: "Я ждал этих изречений,
как благостыни, - приятно было слышать необычные сочетания слов в
доме, где все говорили бесцветным языком, закостеневшим в истер-
тых, однообразных формах".
Душевный дискомфорт, беспокойство и тревогу вызывает у него
видимое противоречие между формой и содержанием речи, между
поступками говорящих и их словами. Раздражает, когда говорят
"книжно и невразумительно", когда говорящий употребляет какие-то
неведомые имена, странные сочетания слов, когда серые, тяжелые
слова катятся или "нудно сеют, точно капли дождя", когда в речах
"что-то снотворное". "Странные слова, незнакомые имена надоедливо
запоминались, щекотали язык, хотелось ежеминутно повторять их -
может быть, в звуках откроется смысл ?" - читаем в повести "В лю-