Смекни!
smekni.com

Искусство под названием любовь

Для начала попробуем разобраться с этим загадочным понятием любовь.

Самое главное, что каждый человек воспринимает это понятие по своему, от чего же зависит это восприятие?

Во-первых от степени(силы) любви. Порой легко перепутать постоянную любовь с временной влюблённостью, тогда ярлыки, закрепившиеся за понятием влюблённость переносятся и на любовь.

Во-вторых от степени понимания любви как чувства и ,вообще, необходимость в этом чувстве.

В-третьих от отношения к этому понятию. Бытует мнение "Любить - это просто", которе я попытаюсь сегодня опровергнуть.

Так что же такое любовь? Каждый, наверное, задавал себе этот вопрос неединожды, но отвечал ли когда-нибудь? На мой взгляд, точного определения такого понятия, как любовь просто не существует, его невозможно придумать. Существуют определения, которые очень точно подходят в определённый момент времени, но в другой ситуации будут казаться нелепыми и нереальными.

На наиболее приглянувшееся определение я натолкнулся абсолютно случайно, в книге фантаста Р.Хайнлайна:

Любовь - это такое состояние, при котором для собственного счастья необходимо счастье другого человека

Вообще, любовь - это искусство. И как любому искусству любви надо обучаться.

У многих людей существует проблема: они хотят быть любимыми, а любить им совсем не обязательно. И для достижения этой цели используются ,как правило, схожие средства. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Многие пути обретения способности возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности.

Но этих людей трогать мы не будем, разберёмся, что надо, для того, чтобы любить.

Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь - это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству.

Какие шаги необходимы в обучении любому искусству?

Процесс обучения искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый - овладение теорией; второй - овладение практикой. Если я хочу научиться искусству медицины, я должен в первую очередь познать определенные факты относительно человеческого тела и относи тельно различных болезней. Но даже когда я обрету все эти теоретиче ские знания, я все еще не смогу считаться сведущим во врачебном искус стве. Я стану мастером в этом деле после длительной практики, когда, наконец, результаты моего теоретического знания и результаты моей практики сольются в одно - в мою интуицию, составляющую сущность мастерства в любом искусстве. Но наряду с теорией и практикой сущест вует третий фактор, необходимый для того, чтобы стать мастером в любом искусстве - овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения; не должно существовать в мире ничего более важного, чем это искусство. Это относится к музыке, медицине, к столярному искусству - а также и к любви. И, может быть, именно здесь содержится ответ на вопрос, почему люди нашей культуры так редко изучают это искусство вопреки их очевидным неудачам в нем. Вопреки глубоко коренящейся жажде любви, почти все иное считается едва ли не более важным, чем любовь: успех, престиж, деньги, власть. Почти вся наша энергия употребляется на обучение достижению этих целей, и почти никакой - на обучение искусству любви.

Может, достойными затраты сил на обучение надо считать только те вещи, при помощи которых можно приобрести деньги или престиж, а любовь, которая приносит пользу "только душе", но бесполезна в современном смысле, является роскошью, которой мы не вправе отдавать много энергии? Как бы там ни было, дальнейший ход рассмотрения в этой книге будет основываться на приведенном ниже разделении. Во-первых, я рассмотрю теорию любви - это займет большую часть книги, и, во-вторых, я рассмотрю практику любви - насколько можно вообще говорить о практике в этой, как и в любой другой области.