Смекни!
smekni.com

Работа с лицами, "обнаружившими" свою гомосексуальность (стр. 1 из 6)

Работа с лицами, "обнаружившими" свою гомосексуальность

В этой статье рассматривается феномен, известный под названием "обнаружение", и предпринимается попытка объяснить, почему он играет важную роль в формировании сексуальной идентичности лесбиянок и геев. Кроме того, описываются некоторые пути, посредством которых происходит "обнаружение", проводится параллель между этим процессом и развитием идентичности "цветного" населения и инвалидов, а также рассматривается, как "обнаружение" протекает у бисексуалов. Особое внимание обращается на случаи, когда в процессе "обнаружения" у человека возникают те или иные препятствия, в связи с чем приводятся клинические примеры.

Первым делом необходимо определить, что означает понятие "обнаружение", после чего выяснить, почему оно столь важно для формирования здоровой идентичности лесбиянок, геев и бисексуалов.

"«Обнаружение» предполагает комплекс изменений во внутри- и межличностной сферах и часто начинается в подростковом возрасте, продолжаясь в последующем, сопровождая разные события, связанные с открытым признанием человеком своей сексуальной ориентации" (Hanley-Huckenbruck, 1989, р. 21).

Кохен и Штейн (Cohen and Stein, 1986, p. 32) определяют "обнаружение" как "термин, означающий сложный процесс развития, связанный на психологическом уровне с осознанием и открытым признанием собственных гомосексуальных чувств и мыслей. Для некоторых людей "обнаружение" означает публичное признание своей принадлежности к геям и лесбиянкам. При этом различные факторы влияют на то, будет ли формирующаяся у человека идентичность восприниматься им как положительное или отрицательное явление".

Почему "обнаружение" так важно

Эриксон (Erikson, 1946) показал, что человек в процессе своего психического развития, решая различные задачи, проходит восемь стадий. Формирование психической идентичности предполагает интеграцию сексуальности в целостный образ "Я", и это чрезвычайно важно для психического здоровья человека. В то же время Эриксон указывает на то, что формирование идентичности представляет собой комплексный процесс взаимодействия между личностью и обществом. Поскольку формирование идентичности геев и лесбиянок в отягощенном гомофобией обществе протекает во многом иначе, чем у гетеросексуалов, их психическое развитие означает интеграцию стигматизированной сексуальности в их образ "Я". Стигматизация, детально описанная в предыдущей статье, связана с понятием гомофобии.

В последние двадцать с лишним лет были предложены различные психологические модели, позволяющие описать процесс "обнаружения" (Grace, 1977; de Monteflores and Schultz, 1978; Kimmel, 1978; Cass, 1979; Trioden, 1979; Woodman and Lenna, 1980; Coleman 1981/82; McDonald, 1982; Minton and McDonald, 1983/84). В этой главе будут рассмотрены модели Касса, Колемана, а также модель Вудмана и Ленны. Их можно считать комплиментарными по отношению друг к другу, хотя в отдельных частях они вступают друг с другом в противоречие. Как было показано в первой главе, до сих пор не выявлено определенных "причин" гомосексуальности, а потому процесс признания человеком своей гомосексуальной ориентации продолжает вызывать споры. Приводимые здесь три модели "обнаружения" могут помочь психотерапевтам и клиентам лучше понимать динамику формирования гомосексуальной идентичности.

Одна из основных проблем использования этих моделей заключается в том, что они построены на предположении, будто человек может быть либо гетеросексуалом, либо геем. Ошибочность этого вывода была показана в первой главе. Тем не менее многие психотерапевты и ученые продолжают ему следовать. Поэтому для психотерапевтов, а иногда и для клиентов особую сложность представляет определение того, является ли клиент "настоящим" бисексуалом или его бисексуальность следует рассматривать лишь как защитный механизм (сопротивление признанию собственной гомосексуальности). Поскольку у многих людей сексуальная ориентация с течением времени изменяется, иногда имеет место сопротивление признанию себя и в качестве гомосексуала, и в качестве бисексуала, проявляющееся либо в форме рационализации, либо в отрицании собственной гомосексуальности, а также "настоящей" бисексуальности.

Важно отметить, что данные модели не следует воспринимать в качестве линейного описания процесса формирования сексуальной идентичности. Люди, как правило, не переходят последовательно от одной стадии к другой (McDonald, 1982), и клиент одновременно решает задачи, относящиеся сразу к нескольким стадиям. Приводимые модели следует рассматривать лишь как описательные, помогающие определить наиболее актуальные для человека задачи формирования его сексуальной идентичности. Их вряд ли можно использовать для прогнозирования этого процесса. В то же время они задают определенную теоретическую основу, помогающую психотерапевту и клиенту лучше понять происходящее. Предполагается, для того чтобы достичь более полной интеграции своей сексуальности, человек должен пройти каждую из стадий, но это не означает, что его сексуальная идентичность будет представлять собой нечто неизменное.

На процесс "обнаружения" оказывают влияние разные факторы - такие как пол, раса или национальность, место жительства (город или провинция), диапазон изменчивости сексуального поведения, ценности и установки общества в данный момент, индивидуальные особенности (включая психическую организацию человека, семейные отношения и т. д.), физическое развитие, наличие или отсутствие физических недостатков. Целесообразно рассмотреть некоторые из этих факторов более подробно.

Пол

Учитывая различия в социализации мужчин и женщин в нашем обществе, процесс "обнаружения" для каждого пола будет протекать по-разному. Лесбиянки сначала усваивают женские роли, которые накладывают на их "обнаружение" заметный отпечаток (Groves and Ventura, 1983). Некоторые наиболее существенные различия, свойственные процессу "обнаружения" лесбиянок и геев, заключаются в следующем:

большинство мужчин первоначально вступают в сексуальный контакт с лицами своего пола еще до того, как начинают думать, что они геи (Weinberg, 1978). Большинство женщин, догадываясь о своей гомосексуальной ориентации, еще не имеют опыта сексуальных контактов с лицами того же пола, либо опыт этих контактов у них еще очень мал (Ventura, 1983);

геи обычно вступают в продолжительные и осознанные гомосексуальные отношения после того, как они идентифицируют себя в качестве геев (Troiden, 1979); многие женщины вступают в такие отношения еще до того, как открыто признают себя лесбиянками (Cronin, 1974, Ventura 1983);

существует также разница в возрасте, когда лесбиянки и геи впервые начинают осознавать свои гомосексуальные переживания. Джей и Янг (Jay and Young, 1979) указывают, что, по данным их наблюдений, для женщин этот возраст составляет 18 лет, а для мужчин - 13-14 лет;

Белл и Вейнберг (Bell and Weinberg, 1978) показали, что более 90 % лесбиянок имели опыт сексуальных связей с мужчинами, а многие из них даже были замужем. Геи же, как правило, не вступают в сексуальные отношения с женщинами и не женятся.

Раса

Почти для всех этнических меньшинств характерно наличие в их культуре определенных моральных запретов на гомосексуальность, которые обычно связаны с религиозными традициями. Представители этнических меньшинств, несомненно, сталкиваются с расовой нетерпимостью. При этом расовая идентичность всячески поддерживается, по крайней мере в семье. Осознание же и утверждение человеком своей гомосексуальной ориентации происходит чаще всего в атмосфере осуждения со стороны членов семьи и общества. Для лесбиянок и геев, представляющих этнические меньшинства, этот процесс осложняется еще и проявлениями расовой нетерпимости со стороны белого большинства. Одним из недавних примеров, подтверждающих это, может служить судьба черного британского футболиста Джастина Фэшану, который в октябре 1990 г. открыто признал себя геем. Старейшая газета черного сообщества "The Voice" поместила в качестве передовой статьи сообщение о том, что брат Джастина выразил свое негативное отношение к этому факту. Данное сообщение дополнялось также несколькими другими статьями с выраженной антигомосексуальной направленностью.

При том, что белым лесбиянкам и геям по-прежнему сложно найти себе положительные образцы для подражания в лице преуспевающих и открыто признавших себя гомосексуалами лесбиянок и геев, представителям этнических меньшинств найти для себя такие образцы вовсе невозможно, и это еще больше снижает их самооценку и усиливает ощущение социальной изоляции.

Место жительства

Для лесбиянок и геев жизнь в большом городе имеет многие плюсы. Здесь им легче найти себе подобных, тем более что во многих городах гомосексуальное общество более оформлено и даже действуют гомосексуальные службы знакомств и телефонные линии доверия. Живущие же в провинции лесбиянки и геи испытывают социальную изоляцию и даже часто думают, что являются единственными гомосексуалистами в своем городке или поселке (см. пятую главу). Хотя это и нехарактерно для большинства геев и лесбиянок, но некоторые из них, живущие в провинции, подчас имеют недостаточный доступ к газетам, книгам и социальным группам гомосексуальной направленности. Из случайных телевизионных и радиопередач они получают лишь отрывочную информацию о жизни сексуальных меньшинств, а мужчины общаются с себе подобными, делая надписи на стенах туалетов, что вряд ли приводит к формированию положительного представления о жизни гомосексуалов. Если установки общества в отношении них негативны, а страх осуждения достаточно силен, процесс "обнаружения" обычно приобретает затяжной характер либо вовсе блокируется из-за переживаемого человеком страха, недостатка информации или поддержки, а также чрезмерной зависимости от критичного социального окружения.