А. Бежен
Когда в 1993 году появились первые результаты исследования группы ACSF (Analyse des Comportements Sexuels en France - Анализ сексуального поведения во Франции)* о сексуальном поведении во Франции и когда их сравнили с результатами исследования П. Симона и его сотрудников, проведенном в 1970 году, то, быть может, слишком подчеркивали сходство женского и мужского поведения. Однако более точный анализ результатов показывает, что между мужчинами и женщинами сохраняются важные различия. Часто эти различия менее заметны, чем сходства. Они находятся, если можно так выразиться, “в голове”.
Я предлагаю рассмотреть часть из них: различия, касающиеся способа, которым мужчины и женщины сохраняют - и соглашаются передать исследователям - воспоминания о своей половой жизни, а также те, что существуют между некоторыми из их сексуальных фантазий.
Сексуальные воспоминания
Напоминаю, что исследование ACSF, под руководством А. Спира, Н. Бажо было направлено на лучшее понимание трансформаций сексуального поведения и логики защиты перед лицом эпидемии СПИДа: 20055 человек от 18 до 69 лет, выбранных случайно, были опрошены по телефону с сентября 1991 по февраль 1992 года.
Это исследование дает ценную информацию и о других сторонах половой жизни, в частности о тех, которыми я занимался в группе ACSF: мастурбация, качество оргазма, сексуальные дисфункции, установки в отношении телесных выделений, чувства, связанные с половыми сношениями и мастурбацией и, наконец, сексуальные фантазии.
Обратимся сначала к мастурбации или, точнее, к тому, как мужчины и женщины вспоминают и говорят об этом.
В начале интервью мы задавали вопрос - “Занимались ли вы мастурбацией?”: 84% мужчин ответили положительно, но только 42% женщин дали такой же ответ. Прекрасное различие, однако уж слишком четкое...
Сравним эти заявления с ответами на другой вопрос, находящийся в конце анкеты: “Можете ли вы сказать, достигаете ли вы оргазма, когда мастурбируете - всегда, довольно легко, скорее с трудом, никогда, ко мне это не имеет отношения, затрудняюсь ответить”. Этот вопрос был направлен на изучение способности достичь оргазма, но впоследствии мне показалось, что его можно использовать и с другой целью. В самом деле, достаточно сложить проценты тех, кто говорит, что достигают оргазма “всегда”, “довольно легко” или “скорее с трудом” (ответы, которые предполагают по крайней мере минимальный опыт мастурбации), чтобы получить процент мастурбации, ведущей к оргазму, о которой “сообщают косвенно”.
То, что обнаруживает сравнение ответов на эти два вопроса, я тщательно рассмотрел в другом исследовании [1]. Главные результаты этого сравнения следующие:
1) второй вопрос не выявляет умолчания мужчин об опыте мастурбации (даже один раз в жизни);
2) аналогичное сравнение не дает результатов, касающихся умолчания об опыте фелляции со стороны мужчин и куннилингуса со стороны женщин;
3) в то же время обнаруживается важное умолчание о мастурбации со стороны женщин: по меньшей мере 56% женщин (а не 42%) применяли эту практику. Выявленное умолчание особенно значительно у молодежи: среди 18-19-летних женщин 67% - вместо 34% - имеют по крайней мере минимальный опыт мастурбации.
Как объяснить нежелание женщин сообщать о своей мастурбации в ответ на первый, прямой и откровенный вопрос? Я думаю, что эта практика в общем довольно низко ими оценивается: она “слишком легкая”, здесь не нужно соблазнять или привлекать партнера, она не служит, следовательно, подтверждением собственной привлекательности. Кроме того, мастурбация продолжает связываться с идеей одиночества и не может удовлетворить потребность любить и быть любимой.
Отметим что, это умолчание близко к другому умолчанию - классическому в исследованиях сексуальности - касающемуся числа партнеров в течение жизни: в исследовании ACSF мужчины в возрасте от 18 до 69 лет сообщили в среднем об 11 партнерах, а женщины - о 3 (точная цифра - 3,3). Я полагаю, все обстоит так, как если бы женщины были склонны не учитывать то, что для них не было важным. Сексуальный опыт, не имевший большого значения и оказавшийся бесцветным, разочаровывающим или тем более неприятным, легко “забывается”, или во всяком случае не сообщается женщинами.
Можно добавить - конечно, сильно упрощая - что расхождения в среднем числе партнеров другого пола, о котором сообщили мужчины и женщины, является результатом следующего различия: мужчины более “объективны” и учитывают всех своих партнеров, даже тех, связь с которыми оказалась неприятной, или тех, в которых они были мало или совсем не влюблены. Женщины более “субъективны” и поэтому “не считают” партнеров и опыт, действительно неважный для них.
Теперь рассмотрим другие различия “в голове” у мужчин и женщин - различия, касающиеся фантазий.
Вопросы о фантазиях
Вопросам, посвященным фантазиям в исследовании ACSF, предшествовало краткое разъяснение, зачитываемое интервьюером: “Теперь я хочу попросить вас вспомнить самые частые сексуальные фантазии. Это сцены, которые вы воображаете наяву и которые возбуждают вас сексуально. Конечно, это не значит, что эти воображаемые сцены действительно происходили в вашей жизни или что вы хотели бы однажды пережить их”. Последняя фраза, естественно, была призвана облегчить сообщение.
Разговор начинался с перечисления чувств, способных проявляться в воображаемых сценах: любовь и страсть (“люди, которых вы воображаете в фантазиях, влюблены, объяты страстью”), нежность и романтизм. Мы знали, что эти чувства получат подтверждение у большинства респондентов. Затем мы называли обстановку и чувства, имеющие меньшую ценность (“у этих людей чрезмерная сексуальность”), и наконец, низко оцениваемые (“эти люди грубые, жестокие”, “эти люди безразличны, не проявляют никакого чувства”).
Далее мы просили интервьюируемых сказать, имеют ли место - часто или нет - следующие практики: смотреть, как другие занимаются любовью или знать, что на вас смотрят, когда вы делаете это; фелляция (активная или пассивная); куннилингус (активный или пассивный); наказывать или наносить раны партнеру; испытывать то же от партнера; связывать партнера; быть связанным; иметь половые сношения с несколькими мужчинами и, наконец, с несколькими женщинами. Мы также спрашивали, случалось ли им в своих фантазиях “восхищаться своим собственным телом, находить себя очень желанными”, “чувствовать себя человеком другого пола” и “переживать полное слияние с партнером”.
В заключении мы задавали такие вопросы: появляются ли вообще в ваших фантазиях следующие персонажи:
воображаемый человек;
друг (подруга), с которыми вы никогда не вступали в сексуальную связь;
человек, с которым вы имели сексуальные сношения в прошлом;
ваш нынешний партнер;
звезда (актер, актриса; певец, певица и т.д.)
другие.
Возможные ответы на эти вопросы о людях были “да” или “нет”, тогда как на предыдущие вопросы отвечали по шкале: часто, иногда, довольно редко, никогда, затрудняюсь ответить.
Много вопросов, которые я предложил вначале, не было принято: особенно вопросы, касающиеся наиболее выраженных садистских или мазохистских практик, вопросы об изнасиловании, о педофилии, о фетишизме, об инцесте или зоофилии. Как бы то ни было, мы имеем обширный материал для размышлений. Кроме того, из всех национальных исследований большого масштаба, в исследовании ACSF изучался самый широкий спектр фантазий.
Сходство фантазий
Рассмотрим основные отличия в фантазиях мужчин и женщин - в зависимости от возраста (в следующих возрастных группах: 18-19, 20-24, 25-34, 35-44, 45-54, 55-69 лет). Отметим, что цифры, данные ниже, касаются всех людей рассматриваемых возрастных групп, независимо от того, имели они сексуальные сношения, или нет. И в самом деле, невинным не запрещено фантазировать.
Сравним сначала мужчин и женщин, которые “по крайней мере однажды” (то есть “часто”, или “иногда”, или “довольно редко”) имели самые популярные фантазии из нашего списка. Сразу отметим: никакого значительного различия нами обнаруживается.
Так, в возрастных группах 18-19, 20-24, 25-34, 35-44 и 45-54 самая популярная фантазия у мужчин - это вагинальное проникновение: в целом у 9 мужчин из 10 она встречается в каждой группе. Это немного больше, чем у женщин: в целом она встречается у 8 женщин из 10 в группах от 18 до 44 лет и 7 из 10 - в возрасте от 45 до 54 лет. Кроме того, об этой фантазии сообщают 65% мужчин и 40% женщин от 65 до 69 лет.
В свою очередь у женщин самая популярная фантазия - это “нежные романтические персонажи” (о ней собщили 9 женщин из 10 до 44 лет, 75% женщин от 45 до 54 лет и 56% женщин от 55 до 69 лет). Эта фантазия нередка и у мужчин (о ней сообщают 9 мужчин из 10 до 54 лет и 69% от 55 до 69 лет, что составляет больший процент, чем у женщин той же возрастной группы).
Расхождение фантазий
Рассмотрев сходства, обратимся к некоторым важным различиям. Прежде всего, фантазии, о “людях с чрезмерной сексуальностью”, явно чаще встречаются у мужчин. И действительно, мужчины и женщины, у которых эти фантазии встречались “часто или иногда”, составляют соответственно 70% и 54% в возрасте от 18 до 19 лет, 69% и 60% от 20 до 25 лет, 71% и 52% от 25 до 34 лет, 70% и 52% от 35 до 44 лет, 70% и 50% от 45 до 54 лет, 46% и 22% от 55 до 69 лет. С другой стороны, юноши от 18 до 24 лет чаще, чем девушки, сообщают о том, что “по крайней мере однажды” они фантазировали о “безразличных людях, не проявляющих никакого чувства” (49% в сравнении с 14% у 18-19-летних; 33% в сравнении с 14% у 20-24-летних).
Таким образом, явно больше юношей, чем девушек, предаются несентиментальным фантазиям, в то время как начиная с 55 лет фантазии о “влюбленных, страстных людях” более многочисленны у мужчин (69% против 39%). Здесь проявляется важность анализа в зависимости от возраста, так как обобщенные цифры (когда все возраста смешаны) часто скрывают эти расхождения.
Большие различия наблюдаются в отношении некоитальной сексуальности, в особенности, фелляции. “Спрос” на фелляцию (который может переживаться как “предложение”) в мужских фантазиях “превышает” ее “предложение” (которое может переживаться как “спрос”) в женских фантазиях, и это во всех возрастах. “По крайней мере однажды” фантазия быть объектом фелляции всречалась у 78% мужчин от 18 до 19 лет и от 20 до 24, 66% от 35 до 44, 68% от 45 до 54 и 38% от 56 до 69 лет. В тех же возрастных группах, “по крайней мере однажды”, фантазию осуществлять фелляцию имели соответственно 35%, 43%, 48%, 35%, 23% и 8% женщин. Напротив, для фантазии куннилингуса “предложение” в целом соответствует “спросу”.