Чакра Висхуддха - Центр великой чистоты - лежит на уровне голосовых связок (кадыка) и называется "дверью к освобождению". У чакры шестнадцать лепестков, а внутри круг, заключенный в "мужской" треугольник, что символизирует вечность, охраняемую, и продолжаемую мужским началом. В начале духовного развития человека лотос Висхуддха перевернут так, что его лепестки покрывают плечи и частично захватывают грудь и легкие. В течение возобновляющихся жизненных циклов у развивающегося человека лотос медленно переворачивается, и тогда его лепестки наполовину окружают голову. Энергия в этот и вышележащие центры поступает через поток Кундалини и по рукам (и по ним же может изливаться). Власть над этой чакрой дает знания о прошлом, настоящем и будущем. Овладевшего чакрой Висхуддха называют принцем среди йогов. Поражение этой чакры ведет к болезням щитовидной железы.
Аджна-чакра - центр власти -находится между бровями, и имеет два белых лепестка, каждый из которых состоит из сорока восьми малых лепестков. На некоторых древних изображениях лотос Аджны не собран в цветок, а образует подобие крыльев по обе стороны головы, символизируя два пути развития человека -- путь духа и путь материи. Только медитируя на этой чакре, можно достичь нирваны. Если устанавливается активное взаимодействие между Аджной и Висхуддхой, у посвященного появляется способность к творчеству, что выражается во внезапном прозрении и откровениях. При этом возникает индивидуальный "электрический" огонь, при полном развитии которого рушится последняя перемычка на пути Кундалини, и священная змея вырывается в небеса, достигая Шамбалы - города вечного блаженства. Аджна контролирует работу гипофиза, который считают "штабом" всей эндокринной системы.
Брахмачакра - Душа человека - лежит на уровне макушки. Она развита только на одну пятую Свою часть, и ее осознанное и направленное развитие делает человека богом. Брахмачакра начинает по-настоящему работать только после третьего посвящения, то есть когда йог уже практически достиг Самадхи. Эта чакра дает жизнь шишковидной железе (эпифизу), роль которого науке пока неясна. Физическая любовь открывает простой и прямой путь к самопознанию. Это глубоко сокровенное поведение, ведущее к великому таинству - появлению новой жизни, нового Космоса. Мужчина и женщина должны не просто физически совокупиться, но проникнуть в души друг друга, воспарить к духовным высотам. Если они научатся сознательно пользоваться сексуальной энергией, в их руках будет ключ к любой сокровенной тайне мира, а Нематериальное тело станет основой следующего, счастливого воплощения.
ТАНТРИЧЕСКИЙ АСКЕТИЗМ
Целомудрие и аскетизм как способы богоискательства известны не только на Востоке. "Дьявол хитер, но он страшен не тогда, когда приходит с копытами и рогами, а когда является в виде женщины - обнаженной, нежной, желанной" - писал св. Артемий в XVIII в.
Св. Августин, соблазняемый видениями, молил Бога дать ему достичь целомудрия даже во сне. даже в расцвете сил. Для достижения целомудрия люди калечили себя. Секта скопцов в России XVIII в. настолько разрослась, что для ее уничтожения потребовались объединенные усилия церкви и государственного аппарата. Поступать так примитивно, подавляя одно желание другим или болью, не стал бы ни один йог или даос. Подавление желания или неправильная сублимация могут вызывать неврозы, расстройства здоровья или приводить к преступлениям. Правильная сублимация приносит успокоение, оздоровление. Сублимированная сексуальная энергия лежит в основе многих шедевров мировой культуры. Творцы их откровенно признавали необходимость для себя освободиться от напора сексуальной энергии. В йоге путь сублимации принципиально иной. Потеря семени (бинду" - это потеря энергии, уменьшение жизненных сил мужчины. "Мужчина имеющий одно семяизвержение на сто коитусов, проживет тысячу лет", - гласит дао любви. (При этом следует отметить, что в восточном понимании, в отличие от европейского, коитус не обязательно включает введение пениса во влагалище с последующими движениями - фрикциями).
"Кто заставит свое семя течь вверх - тот и есть бог" - вторят тексты йоги. На этом умении основываются и Раджа-йога, и Кундалини-йога. Это позволяет Продвинувшемуся йогу проявлять телепатические, экстрасенсорные свойства. Одна из сект тантра-йоги практикует сношение только для того, чтобы удержать в себе бинду и втяну ее назад. При этом происходит освобождение - Самадхи. Аскет полностью контролирует свои чувства, он отвергает материальные блага. чтобы не быть зависимым от них; отвергает любые удовольствия и наслаждения, чтобы не отвлекаться от своего Пути. Главная задача - полное отстранение от мира. от любых мирских радостей и переживаний
Такое отстранение не имеет ничего общего с отшельничеством (особенно в европейском понимании этою слова). Йог-аскет тщательно следит за своим телом, здоровьем, чтобы болезни не отвлекали от размышлений и продвижения по пути самосовершенствования. Он наблюдает мир, он участвует в нем, но он отстранен, до него не доходят бури внешнего мира.
Однако буря может разразиться не только вокруг, но и внутри йога. Половое влечение отвлекает от самопознания, расслабляет, поэтому необходимо научиться управлять им. Понижение сексуальности усиливает сосредоточение, а сублимация усиливает стойкость духа. Для снижения сексуального влечения в первую очередь используют методы, широко известные и зачастую применяемые стихийно: тяжелый труд до полного физического изнеможения, постоянное чтение молитв и пение мантр, чтение священных рукописей, совместные ночные бдения и др. Таким образом, снижение сексуальности не происходит буквально и прямолинейно, а практикуется постоянное и контролируемое недопущение сексуальных импульсов в сознание и подсознание, отклонений в сторону любых психологических процессов, которые могли бы возбудить йога.
Существуют, кроме того, и специальные приемы снижения "голоса" пола. Аскет строго соблюдает диету с весьма ограниченным содержанием животного белка и соли: перец, лук, острое, горькое, кислое исключаются. С утра проводится шесть очищений: кишечника (клизма), обмывание лица, полоскание рта, чистка зубов, промывание ноздрей, очищение языка специальной палочкой. Кроме того, кишечник массируется до и после очищений (уддияна и наули), челюсти массируются обеими руками. Молодым мужчинам рекомендуется 15Ч20 медленных приседаний над тазом с достаточно холодной водой, чтобы половые органы погружались в нее. После очищений, но до завтрака аскет может некоторое время медитировать в позе Орла, когда переплетенные ноги давят на половые органы. В течение дня йог несколько раз принимает позу Дерева, отстраняясь от окружающего, заряжаясь спокойствием, не оставляющим места для возбуждения. Рекомендуются все сидячие позы. особенно со скрещенными ногами: садсахана, поза Лотоса, полу-Лотоса, связанного Лотоса, опасная поза, скрытая падмасана. Те же позы возможны и в перевернутом варианте. В тех случаях, когда желания упорны, некоторые йоги рекомендуют ужесточить выполнение упражнений. Например, обычно в падмасане скрещивают ноги так, чтобы пятки сильно давили на пенис и яички. Для усиления действия йог может положить кулаки в паховые складки и наклоняться вперед, касаясь лбом пола. При этом он держит глубокое дыхание. В тех же позах на фоне глубокого дыхания постепенно достигаются контроль над мыслями, полное успокоение.
Достигнув полного успокоения, йог учится отбирать "зерна мысли". Внезапно возникшая мысль рассматривается со всех сторон, определяется ее ценность - моральная, религиозная, практическая и др. Ненужная мысль отбрасывается, а значимая обсуждается в будущем с гуру. Одновременно происходит и развитие внутренней силы, которую можно назвать моральной: она поддерживает благородство и решимость человека в самых острых ситуациях. Так, отрешаясь от земных желаний, йог-аскет проходит свой земной путь, стремясь и приближаясь к совершенству.
Тантризм
Освобождаться от гнета желаний можно различными путями: не допускать возникновения этих желаний, бороться с ними или осуществить желания, сделав неинтересными, ненужными. Удовлетворенное желание изживает себя, подавляемое - будет постоянно напоминать о себе. Тантра-йога доводит эти соображения до логического конца. Можно все! Нет греха, который тантра-йог избегал бы совершить, если у него возникло соответствующее желание. Можно все? Но разве можно из греха сотворить добро, разве Карма (судьба) такого человека станет лучше от беспутного и бесстыдного поведения? Однако следует всегда помнить об огромном различии между толкованием свободы на Востоке и на Западе. На вопрос: "Могли бы Вы совершить убийство, если бы были уверены в собственной безнаказанности?" - 17% анкетированных американцев ответили утвердительно. Можно себе представить, чем бы грозила окружающим их свобода поведения. Человек постоянно подвергается определенному воздействию окружающих - близких и посторонних, их моральных и этических принципов. Эти принципы могут воплощаться в 10 библейских заповедях, вере в Карму и т. д. Поступок сам по себе значит не очень много, гораздо важнее, что стоит за ним. Спасти тонущего - благородно, а если за это потом требовать деньги?.. Убить человека - ужасное преступление, а если это жесточайший преступник перед Богом и людьми? Главное - мотив поступка, а мотив известен лишь тому, кто поступок совершил. Путь Тантры учит не сдерживать естественных желаний. Подавление их нарушает внутреннюю гармонию, рождает внутреннее противоречие. Однако это не означает вседозволенности. Любое действие, можно оправдать для окружающих и даже для самого себя. Самооправдание обычно нужно человеку, чтобы восстановить психическое и эмоциональное равновесие. Но ведь естественный поступок и не нарушает такого равновесия; значит, потребность в самооправдании сама по себе - признак неестественности, неправильности поступка. Последователь тантра-йоги должен уметь четко различать действия естественные и неестественные. Такое умение дается только самопознанием. Тантра учит, что неестественные склонности следует выявлять и искоренять, а здоровые удовлетворять по мере их осознания. Тогда не будет "пустого места" в сознании и "подсознании, а просто на месте неестественного будет естественное. Самодисциплина (а именно она и является выражением самопознания) должна входить в жизнь осознанно и постепенно. Естественно регулярно питаться, но неестественно жевать что-то все время. Поэтому следует удовлетворять первое и искоренять второе. То же и в сексе: естественно удовлетворять свои физиологические потребности и человеческое желание любви, но неестественно жить только этими проблемами. Тантра-йога - узкая горная тропа, по которой идут к совершенству над бездонной пропастью падения. В тантрических обрядах надо участвовать прежде всего душой, а тело - лишь, дорога, по которой стремятся навстречу друг другу две части единого целого, разделенные при сотворении мира. Карма - путь непрерывного совершенствования, но и непрерывной расплаты за все содеянное в прошлых воплощениях. Значит, род человеческий должен продолжаться, чтобы не прервалась эта цепь, значит, половые отношения (как и питание, и дыхание) - от Бога, для осуществления Его Божественного промысла. Вера в Карму, стремление к самосовершенствованию - это те внутренние ограничители, которые лучше любых влияний извне наполнят Принцип "все можно" только благородными мотивами. Только слияние желания и йоги дает Освобождение. Человек никогда не сможет освободиться от сексуального вожделения - это его природа. Нужно признать эту данность и направить на духовное развитие, на самосовершенствование, а для этого грубую оболочку полового общения нужно удалить, оставив духовное удовлетворение, эзотерическое наслаждение и возвышение. В моменты сексуального наивысшего слияния, в момент оргазма человек отрешается от всего мира, сливаясь с партнером душой и телом; останавливаются мысли, исчезает деление на "Я" и "Ты". Возможно, что это есть несовершенная, едва намеченная модель Самадхи; возможно, что если поставить наслаждение под контроль йоги, то и в самом деле удастся достигнуть Самадхи. Сам Шива говорил: "Разве боится смерти тот, чей язык запечатал носовую щель, чья мысль остановилась и чье семя не истекает даже в объятиях женщины желанной?" ("Шива-самхита"). Тантра-йог видит в женщине Шакти - божественную мать, высшую мудрость. Соитие с ней - высшее блаженство объединения, преодоления разобщенности и обыденности материальной жизни. При таком соитии йог является воплощением Шивы. Чтобы суметь перекинуть мостик от физического наслаждения к невыразимой радости Освобождения, йог и его партнерша должны быть соответственно подготовлены. Йог прошел все ступени физической подготовки, он свободно управляет своим телом, - как мускулатурой, так и деятельностью внутренних органов. Он обучен медитации, может достигать полного успокоения и отбирать "зерна мысли". Он умеет задерживать дыхание, останавливать или втягивать семя. Он приучил себя видеть в йогине не женщину, но божество. Тантра-йог может находиться на одной из трех ступеней: Ученик, Продвинувшийся, Совершенный. Ученик, проходя значительный путь психофизической подготовки в рамках хатха-йоги, получает теоретические знания тантры от гуру. Продвинувшийся участвует в обрядах с йогинями, но только Совершенный может достичь подлинной любви с Освобождением. Если женщина в любви желает только собственного удовольствия, она не подходит для тантры. Если женщина желает равного с мужчиной удовольствия, она (также не может участвовать в тантрических обрядах). К обучению допускается лишь иогиня, которая стремится только дать счастье возлюбленному, как Радха беззаветно служила своему возлюбленному Кришне. Такая женщина проходит особую психологическую, физическую и медитационную подготовку под руководством Совершенного гуру. Соитие тантра-йога не должно сопровождаться семяизвержением. Умение задерживать семя (бинду) - необходимая часть обучения тантриста. Излитие семени отнимает энергию у йога, отбрасывая назад по тропе совершенства и укорачивая физическую жизнь в этом воплощении. Удержание бинду позволяет сохранить семя и взять энергию от партнерши, объединяя их в единый мощный поток, дающий силу и Освобождение. Если семя, излилось, йог особыми приемами втягивает его обратно, наполняясь при этом энергией йогини. Умение сдерживать бинду произвольно долго, не теряя при этом возможности продолжать соитие, а также умение втягивать семя при его излитии называется йони-мудрой. Йони-мудру выполняют в позе сад-сахана, когда йог сидит, крепко прижав пятку одной ноги в промежности, а другой - над пенисом. Спина прямая, подбородок прижат к груди, глаза закрыты, дыхание "уравновешено. Мысли, стремления, воздух направляются в место йони так, чтобы подчинить мышцы мочеиспускательного канала. Вначале йог учится втягивать воздух в отверстие пениса, а, овладев этим умением, пытается проделать то же самое с водой, которую втягивает через трубочку, вставленную в мочеиспускательный канал. Йог может учиться йони-мудре самостоятельно или с участием женщины, но в любом случае только, после того, как овладеет всеми секретами хатха-йоги, причем обучение йони-мудре может потребовать столько же времени, сколько овладение всеми остальными упражнениями хатха-йоги. "Шива-самхита" гласит: "Излитие семени приводит к смерти, сохранение семени есть жизнь, поэтому йог должен хранить свою бинду. В мире земном все зарождается от бинду и умирает от нее, поэтому йог должен хранить свою бинду всегда". Сахаджали и Амароли составляют Ваджроли. Если бинду излилась, то это Амароли- союз солнца и луны. Соединенное семя следует втянуть назад через Лингам. Если семя начало движение, но йог останавливает его йони-мудрой, то это Сахаджали - самое тайное умение среди всех земных мудростей. Ритуальное тантрическое соитие (майтхуна) между Совершенным йогом и обученной и очищенной женщиной (найника) проходит в уединении. Йог сам выбирает для этого время и место и освящает его, читая особое небесное заклинание. Затем место соития украшают, приносят ковры, цветы, вино, яства. Йог приводит избранную женщину (по классическим текстам ей должно быть не более 16 лет), осыпает ее цветами, угощает вином и дает пищу из собственных рук. Майтхуна состоит из восьми ступеней: садхана - произнесение магической формулы для сосредоточения; смарана - проникновение внутрь сознания по типу остановки мысли; аропа - отождествление партнерши с образом Шакти и поклонение ей; манана - низведение этого образа в глубь сознания и запечатление до малейших подробностей; дхьяна - вживание в образ женщины-Шакти, мистическое объединение с ним; пуджи - поклонение месту, где сидела йогиня, подношение ей подарков, чтение молитв, раздевание и обмывание ее; сваха-йог несет женщину к постели, держа ее так, чтобы Голова найники лежала на его левом плече; майтхуна - само соитие. Соитие происходит между двумя богами и имеет 4 ступени: первая - радость простая (разнообразие), вторая - радость высшая (развитие), третья - радость прекращения (достижение), четвертая - радость природная (пустота). Эти четыре радости следует переживать именно в такой последовательности, и они символизируются улыбкой - пристальным взглядом - объятием - соединением. Первые три радости - от этого мира, но радость природная - вне мира. Первая радость называется разнообразием, поскольку включает объятия, ласки, поцелуи; вторая - развитием, потому что она есть переживание познанного на первой ступени и отрицание ее; третья - постижением, так как соединение произошло и развитие прекратилось. Эти три ступени вытекают одна из другой, но четвертая - пустота - совсем другая, она не знает ни страсти, ни бесстрастия. Наивысшее наслаждение должно наступать у обоих партнеров одновременно. При приближении этого мига йог останавливает дыхание и мысль, сдерживает бинду и одновременно втягивает вещество из матки женщины. Это путь к Самадхи. Так стремится к блаженству тантра-йог, долгие годы овладевая самыми сокровенными тайнами своего тела и духа, властвуя над своими желаниями, балансируя между мотивами и поступками. Для полнейшего слияния во время майтхуны необходимо обострение всех чувств человека: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. Их развитие происходит в рамках хатха-йоги. Для усовершенствования зрительного восприятия Ученик, сидя в одной из поз, внимательно разглядывает окружающий пейзаж, стремясь различить как можно больше оттенков. Каждые дваЧтри дня он отмечает, какое количество цветов может" различить. Натренированный глаз (и мозг) вначале различает 20Ч100 оттенков, но в результате регулярного вдумчивого вглядывания это число может достичь 30Ч50 тысяч! Фиксируются также изменения, зависящие от смены освещения в течение дня: восход, яркое или приглушенное облаками солнце, закат. Для развития обоняния вначале раскладывают 10 предметов с различными запахами, йог запоминает каждый запах отдельно. Затем он* учится узнавать предметы по запаху с закрытыми глазами. Предметы группируют по 3Ч4. Наконец, этими предметами натирают дощечки величиной с ладонь и выставляют их на солнце. Тренированный йог может отличить по запаху дощечки после часа такого прогревания. Во время прогулок и молитв Ученик в любой момент должен быть в состоянии перечислить гуру не менее 20 ощущаемых запахов. Наконец, йог учится с закрытыми глазами различать не менее 100 запахов человеческого тела. Подобным образом развивают осязание: ощупывание с открытыми глазами 10 различных поверхностей (например, дерево, перо, мех, кожа и т. д.), а затем узнавание их с закрытыми глазами. Наконец, упражнения с йогиней: легко прикасаясь, тантра-йог доджей уметь различать, какого места ее тела он касается: груди, живота, спины, руки или ноги и т. д. Развитие слуха идет в двух направлениях: обострение и различение высоты тона. Тренированный Ученик способен различать шепот на расстоянии 50Ч60 метров и узнавать знакомый голос среди 8Ч10 других. Обучение начинается с общения с природой: учатся различать шаги сквозь шум дождя, голос одной птицы среди пения стаи, скрип ботинок одного человека из толпы, то есть выделять определенный звук в целом "оркестре" звуков. Высшая степень развития слуха - различение звуков собственного тела: дыхания, биения сердца, движений кишечника.Эти упражнения проводят в позах сосредоточения в абсолютно тихой комнате. Что касается вкуса, то существует Масса дегустаторов, которые способны различать сотни оттенков одной и той же жидкости или определять ее наличие в очень слабых растворах. Вкус тренируют, день за днем пробуя все более разведенные контрастные жидкости, например растворы сахара, соли, лимонной кислоты и т. д. Обычный человек в результате таких тренировок способен обострить вкус в 10Ч15 раз и определять присутствие этого вещества в смеси из 8Ч10 различных веществ. В тантра-йоге такие упражнения предназначены для более полного контакта с найникой. В древнем Китае подобные занятия, кроме дао, имели более прозаическое и рациональное предназначение Чмедицинское. Обученный врач (а период ученичества продолжался 20Ч30 лет) по виду, запаху, цвету, консистенции естественных выделений тела устанавливал диагноз заболевания и следил за его течением. Только с помощью зрения, осязания, обоняния, вкуса и контроля пульса китайские врачи диагностировали более 8000 болезней.