Почему сексология бурно развивается на Западе, почти не затронув страны Востока? Может быть, на Востоке среди других мудрых рецептов есть и такие, которые помогут решить наши проблемы интимных отношений.
Эта книга может послужит пособием для тех, у кого секс по-европейски вызывает затруднения физического или психологического плана, для тех, кто хотел бы теоретически и практически узнать, каковы его неиспользованные и даже неподозреваемые способности.
Основы сексуальной культуры Востока
Проблема сексуальных отношений, сильнейшего влияния секса на всю человеческую, а зачастую и общественную жизнь интересовала людей с древности. Для ее объяснения привлекали различные теории - от феномена Тарханова, открытого на лягушках и демонстрирующего физическое воздействие наполненности семенных пузырьков на поведение самца, до теории Платона, согласно которой мужчина и женщина - половинки одного существа, разделенные богами и ищущие друг друга. Все религии мира уделяют большое внимание вопросам интимной жизни. Отец йоги, Патанджали, проповедовал, что один из путей достижения самадхи ("освобождения" человека, достижения им состояния сверхсознания) пролегает через единение мужчины и женщины- как духовное, так и телесное. Но он говорил и о другом пути - аскетического воздержания, подавления желаний. Японские и китайские учения (дао) считают слияние Инь и Ян (мужского и женского начал) истоком всего самого прекрасного и самой жизни на Земле. Две тысячи лет западная цивилизация развивалась в рамках христианского религиозно-философского миросозерцания с его аскетическими идеалами, нередко противоречащими естественной природе человека. Возможно, это отчасти объясняет рост числа людей, не удовлетворенных своей интимной жизнью, страдающих сексуальными расстройствами, совершающих преступления или самоубийство на сексуальной почве.
Сексуальная культура Востока, насчитывающая многие тысячелетия, основана на иных, нежели европейская, принципах. До появления и широкого распространения буддизма (IV-VI в. н.э.) в странах Востока ведущими религиями были индуизм (Индия) и даосизм (Китай). Оба учения много внимания уделяли вопросам интимной жизни как средству индивидуального и общественного совершенствования. Поэтому они соседствуют в этой книге. В то же время, это совершенно различные по своему характеру учения. В Индии существует школа буддизма, именуемая "китайской ветвью", тем не менее, тантризм (о котором мы в основном и будем говорить) и китайское дао любви отличаются своими принципами. Если индийские наставления по искусству любви тесно связаны с религией и зачастую зажимают учеников в тесные рамки ритуалов, то дао любви - часть китайской медицины и потому более реалистично. В основе йогического учения лежит стремление к непрерывному самосовершенствованию, достижению независимости духа человека от его физического тела. Дух человека, его подлинная сущность совершает бесконечный путь во времени, постоянно возрождаясь в новом теле после физической смерти старого, причем в зависимости от добродетельности поведения в прошлой жизни новое воплощение может быть как поощрением, так и карой: в человека, стоящего выше на социальной лестнице, а то и в животное. Цель йогического самосовершенствования - отрешение от материального мира и прерывание бесконечной цепи возрождений, приносящих страдания бессмертной личности. При этом чистый индивидуальный дух (Атман), являющийся подлинным содержанием тела, соединяется со всемирным духом Брахманом. Достигается освобождение от телесной оболочки и достижение нирваны-блаженного и всемогущего состояния. Йога рассматривает несколько путей совершенствования и достижения нирваны: хатха-йога (психофизическая тренировка), карма-йога (тропа праведных поступков), тантра-йога (контроль и управление сексуальной энергией). Кришна сказал своим ученикам, что он принимает поклонение в различных видах: аскетическом, тантрическом и смешанном.
Путь аскета требует от человека полного отречения от соблазнов окружающего мира. Йоги-аскеты, как правило, начинают с занятий хатха-йогой, добавляя затем элементы карма-йоги, джанана-йоги и. т.д. Кришнамурти, один из толкователей йоги для Запада, писал: "Физическое тело - твое животное, твой конь, на котором ты едешь. Поэтому ты должен обращаться с ним строго и заботиться о нем. Ты не должен его переутомлять, ты должен питать его чистой пищей, всегда содержать его в строгой чистоте, оберегать его от малейшего пятна грязи. Ибо без совершенно чистого и здорового тела ты не сможешь исполнить сложный, напряженный труд подготовления; ты не вынесешь его беспрерывного напряжения. Ты должен всегда управлять своим телом, а не оно тобой". В странах западной цивилизации большее распространение получила хатха-йога как более близкая европейцам своими внешними физическими аспектами. К сожалению, увлекаясь физической стороной хатха-йоги, люди, зачастую забывают о том, что она в первую очередь направлена на достижение определенного состояния духа посредством овладения собственным телом. И хатха-йога, и тантра-Йога учат, что тело - инструмент для достижения божественного состояния самадхи или нирваны. Но тантра-йога не требует обязательного безбрачия или воздержания. Освобождение в тантра-йоге достигается определенным сексуальным поведением, возведенным в ранг божественного поступка, при котором происходит слияние с богиней Шакти - женой верховного божества Шивы. Понятно, что без духовного совершенствования на этом пути не достичь вершин, а тантра-йога превратится попросту в разврат. Третий путь - средний, семейный. Для продвижения и освобождения безразлично, каким образом человек начнет ощущать свое единение со всемирным "Я", с Брахманом как олицетворением бесконечного и вневременного разума. Если йог живет в миру, имеет семью, работает, но при этом соблюдает основные принципы йоги, он может достичь самадхи или надеяться на лучшее воплощение в грядущей жизни. Доброта, благородство, сострадание, великодушие, овладение собственным телом и мыслями, отрешенность от суеты окружающего мира - это и есть путь семейного йога. Тантризм утверждает, что совокупление мужчины и женщины есть соединение тела и души, возвращение к первоначальному единству, существовавшему "до начала мира". И йога, и даосизм сходятся в том, что женщина запасает некую, энергию и во время полового акта отдает ее мужчине. При этом энергетические запасы женщины не уменьшаются. В даосизме выражением таких отношений является слияние Инь и Ян. В странах европейской цивилизации люди порой находятся в полном сексуальном неведении (а иногда даже гордятся этим!) и потому считают, что страдают сексуальными расстройствами. На Востоке просвещенные люди расценили бы такое состояние лишь как повод для перемены манеры сексуального поведения. Вынужденное (а иной раз и добровольное) сексуальное, воздержание вследствие экономических, религиозных и иных причин, как правило, заставляет человека страдать, может привести к расстройствам здоровья или преступлениям. Сублимация - перенос сексуальной энергии в другие области человеческого поведения - широко практикуется на Востоке, позволяя сохранить физическое и духовное здоровье, предупреждая личностные и социальные нарушения. В странах Запада при невозможности осуществить обычный (а точнее, привычный) коитус сексуальные потребности обычно подавляются. Что будет, если для осушения реки ее перегородят плотиной выше по течению? Гораздо разумнее направить реку по другому руслу. В сущности, к этому и сводится сублимация желания. Многие асаны (позы) йоги и дао любви прямо воздействуют на выраженность сексуального влечения и поведения. В зависимости от психологической направленности и глубины сосредоточения одни и те же занятия у аскета ведут к сублимации, а у тантра-йога - к усилению влечения. Наконец, общие упражнения - на успокоение, сосредоточение, расслабленность, спокойное дыхание - способствуют общему оздоровлению организма.
Китайский даосизм зародился в IV-III в. до н.э. как общефилософское течение. В центре учения стояли проблемы продления активной жизни человека - этого человека в этой жизни, без расчета на его дальнейшие перевоплощения. Длительная жизненная активность достигалась диетой, дыхательной гимнастикой, психофизической тренировкой типа йоги и др. .Основное понятие дао -вполне современное понятие о том, что источником жизни является, энергия, и если человек, крошечное уязвимое существо, не находится в гармонии с неиссякаемым источником энергии - природой, то он не может и надеяться на долголетие и активность. Отношение к сексу в даосизме также было рациональным: активная и удачная половая жизнь тренирует и стимулирует человека, неудачная или подавленная снижает его жизненный тонус. Легендарный император Хуан-ди оставил потомкам учебник любви, книгу "Секреты Нефритовой Камеры", в которой специально подчеркивались равенство и одинаковая заинтересованность мужчин и женщин в сексуальном единении как проявлении и источнике жизненной энергии. Однако в III-IV в. н.э. это равноправие постепенно стало нарушаться, и дао любви было искажено в соответствии с новыми социальными условиями. По-прежнему в здоровом половом общении видели источник силы и долголетия, но теперь женщина рассматривалась как сторона подчиненная, обязанная доставлять наслаждение мужчине. Однако принципы добровольности и обоюдного стремления к акту оставались неизменными, в отличие от японского варианта дао, где для обострения чувственности мужчины рекомендовалось иногда совершать сношение, более похожее на изнасилование. В индийском трактате "Три ветки персика" также содержатся советы по овладению женщиной, намеренно не проявляющей интереса к коитусу. Дальнейшее развитие цивилизации привело к еще большему извращению дао: его содержанием у многих авторов стало уже не сотрудничество, а борьба полов. Один из основных принципов учения - сбережение семени - стал рассматриваться как тайный способ преобладания над женщиной. Лишь некоторые из модификаций дар продолжали проповедовать равенство и гармоничность мужского и женского начал. В этих классических варианта, активно возрождающихся в наше время, Инь и Ян являются частью природы и не могут длительное время существовать отдельно. Они должны гармонично сливаться и дополнять друг друга, составляя единое целое. Задержание семени (техника "возвращения цзин") считается полезным для мужчины, но может осуществляться только в согласии с женщиной. В "Секретах Нефритовой Камеры" советник императора Хуан-ди говорит: "Если пара правильно следует дао любви, то мужчина всегда будет здоровым и молодым, а женщина избежит Ста Болезней. Если же они неправильно практикуют дао, то занятия любовью могут навредить их здоровью. Чтобы получить от дао полную пользу, необходимо соблюдать три условия: научиться правильному дыханию и расслаблению; иметь чувство уверенности, чтобы сердца были спокойны; достичь согласия во взаимных желаниях, чтобы избежать конфликтов. Также следует уделять внимание практическим вещам: чтобы не было слишком жарко или холодно, чтобы желудок был не слишком полным, но и не пустым и т.д.. Правильное поведение пары должно быть таким, чтобы мужчина не был ослаблен, когда женщина уже полностью удовлетворена".