Смекни!
smekni.com

Нестандартная эротика в жизни человека и общества (стр. 7 из 10)

Получается, что секс с отклонениями у животных является одним из инструментов установления иерархии в группе или в стаде. Более крупные самцы при гомосексуальном половом акте "подчиняют" более молодых и мелких, грызня и "цапки-царапки" при спаривании имеют смысл поддержания присущего данному виду соотношения позиций самки и самца. Если согласиться с тем, что люди - высокоорганизованные животные, то тот же смысл нестандартного эротического поведения можно вполне увидеть и в жизни человеческого общества.

На сегодня в человеческом обществе главный вопрос состоит в том, считать ли многовариантность любви неприемлемой или полностью примириться с нею, как с неизбежным явлением. Вероятно, современный мир изберет путь разумного компромисса: недопустимо преследовать геев, лесбиянок, эксгибиционистов и так далее (за исключением, естественно, случаев сексуального насилия), следует относиться к ним абсолютно толерантно. При этом нужны лишь строго определенные ограничения, чтобы не оскорблять чувств и интересов "простого" большинства - ведь большинство тоже будет ограничено в своей свободе выражать враждебность к меньшинствам.

Эротические отклонения и брак Что такое, собственно говоря, брак? Римско-католическая церковь определяет его как священный союз, навечно (до конца жизни?) заключенный между крещеными мужчиной и женщиной. Похожее описание брака дают и "нормативные документы" православной церкви. Но при этом не учитывается то обстоятельство, что "множественные" или полигамные браки фактически существуют и существовали, видимо, всегда. И когда мы попытаемся отделить этот тип общежития людей (брак) от других типов, то получится полная невнятица - четкой границы тут нет.

В прошлом имелись такие описанные формы брака, согласно Полу Холсэлу (Paul Halsall, 1996): один мужчина и много женщин (примеры тому - древние исламские страны и древний Израиль); один мужчина и одна "главная женщина" плюс еще несколько женщин (некоторые исламские страны и племена Юго-Восточной Азии); одна женщина и несколько мужчин (не надо завидовать, такое существует только в Непале, из-за недостатка женщин); большая разница в возрасте мужа и жены, когда ему в момент вступления в брак около 30, а ей - около 15 лет (древние Афины, Италия в период Ренессанса); примерно одинаковый возраст мужа и жены, но при этом до заключения брака они практически не были знакомы (в некоторых ортодоксальных еврейских общинах, во многих общинах Индии и Китая); моногамный брак, в котором муж и жена "любят" друг друга и дают друг другу обещание верности (это современная "норма", установившаяся в Европе во времена протестантской Реформации). И во всех этих случаях отношения между мужчиной и женщиной называются "браком". Что же здесь общего?

Совместное проживание; признание со стороны общины или общества; обычные, принятые нормы поведения; некоторая доля церемониальности; некоторая продолжительность во времени. А необязательными для брака оказываются такие факторы: официальное признание и регистрация (например, в Шотландии и до сих пор можно вступить в брак по "обычаю и признанию"); любовь; наличие детей - они желательны, но не всегда рождаются в браке; моногамия; - постоянство, поскольку развод или длительная разлука супругов допускаются в большинстве обществ. Причем во всех случаях само собой разумеется, что брак заключается между разнополыми людьми. Но в истории есть свидетельства существования такого союза однополых людей, который обладал многими признаками, характерными для "обычного" брака, а именно: совместное проживание; публичная или тайная церемониальность; признание со стороны общины или общества; некоторая продолжительность во времени. Кроме того, на протяжении истории далеко не все члены общества могли вступать в полноценный брак - вспомнить рабов в Древнем Риме или крепостных крестьян в России. Мужа могли запросто продать отдельно от жены - вот вам и все совместное проживание...

В Египте в 1964 году была обнаружена гробница Нианкханума и Ханумхотепа. В гробнице оказались два мужских захоронения в одной камере. Причем имена этих людей значились в списке прислужников фараона Нусера из Пятой династии под одним и тем же обозначением "хранителей ногтей фараона". В переводе на современный язык, они были придворными маникюристами. Был ли' брак между ними? Трудно сказать, но связь этих мужчин явно выходила за рамки случайных и частных отношений.

В древней Спарте ученики, как правило, были любовниками своих наставников, при этом жили в доме учителя, чтобы постоянно наблюдать "образцы" его поведения. А если юноша не имел близких родственников, то его представлял общественному собранию его старший любовник - практически на тех же правах, на которых в галантном веке муж представлял высшему свету свою жену.

Плутарх писал, что триста горгидов, все связанные меж собой публичной клятвой любви и дружбы, участвовали в битве при Мантинее на стороне царя Македонии Филиппа (отца Александра). Сам царь, обозревая потом поле битвы, обнаружил, что все триста имели смертельные раны в груди, и сказал:

"Проклятие тем, кто плохо думал об этих людях" (Плутарх, "Пелопиды"). Следовательно, в древней Греции существовали однополые взаимоотношения, легализованные посредством некоей публичной церемонии и имевшие достаточную продолжительность. А вот чего недоставало в этих отношениях, чтобы считать их полноценным браком, - это отсутствия каких-либо имущественных обязательств и общего хозяйства.

В античной римской и греческой литературе принято считать, что гомосексуальность была просто выражением полового влечения (в основном в высших слоях общества), но отделена от длительных отношений и брака. Это следует, в частности, из текстов Катулла и Марциала. Однако интереснее и значительнее культурный аспект брака, а не чисто официальный, законодательный.

В китайской литературе имеется масса свидетельств о длительных гомосексуальных привязанностях. Ли Ю, китайский хронист XVII века, описывает историю двух мужчин, ставших "мужем и женой". О подобных же фактах писал и историк Шень Дэфу примерно в тот же период. Хотя автор ясно дает понять, что речь идет о сексуальных взаимоотношениях, он отмечает, что один назывался "приемным старшим братом", а второй - "приемным младшим братом".

И в современном Китае заключались гомосексуальные браки. В газете "Boston Globe" описан произошедший уже в нашем веке случай брака между Йе Чингом 26 лет и Ли Линь Хинем 30 лет от роду. Это говорит, по-меньшей мере, о том, что желание европейских и американских геев и лесбиянок вступать в брак не является результатом относительной современной терпимости к гомосексуализму, а отражает достаточно распространенное в мире стремление гомосексуальных людей.

В Японии гомосексуальные связи имели еще больший общественный вес, чем в Китае. В самурайской литературе описано множество случаев однополой любви, но она не подходит под характеристики брака. Но это не значит, что японский вариант гомосексуальной связи игнорировал брак. В XVII веке гомосексуальность была в Японии достаточно привычной нормой и регулировалась определенными поведенческими стандартами. В гомосексуальной связи старший партнер обеспечивал социальное признание, а ученик должен был проявлять усердие в усвоении самурайского кодекса поведения.

У Мишеля Монтеня, позднесредневекового мыслителя и автора знаменитых "Опытов", есть описание гомосексуального брака между двумя португальцами, заключенного при соблюдении всех официальных церемониальных подробностей... в эпоху безраздельного главенства Католической церкви!

Дословно у Монтеня сказано: "В тот день я встретился с человеком, который рассказал мне следующее... что того же дня 18 марта 1581 года пришли в церковь двое, оба мужчины. Они были португальцы, и они стояли, мужчина с мужчиной, рядом друг с другом на мессе, и заключили там брачный союз, а потом отправились спать вместе, в одной постели. Это были приверженцы некоей особой португальской секты, и впоследствии, как я помню, восемь или девять человек из этой секты сожгли на костре..."

В современности первой признала падение всевластия принятой модели двуполого брака Дания. В начале 1990-х годов там был утвержден закон, согласно которому признавались однополые браки. К концу 1995 года количество их достигло 3000. Однако и там сохранились многие ограничения свободы для однополых пар: они не могут взять приемных сына или дочь, не могут прибегнуть к искусственному оплодотворению или оплодотворению в пробирке, а также не могут венчаться в церкви. Кроме того, хотя бы один из "брачующихся" должен быть гражданином Дании. Похожие законы вскоре собираются принять и другие скандинавские страны.

Закон о признании гомосексуальных браков был отклонен президентом Клинтоном в 1996 году, а в России вообще не предлагался на уровне хотя бы Госдумы.

Надо учесть, что гомосексуальные и лесбийские браки существовали (конечно, в не вполне признанном обществом виде) всегда. Вопрос в том, как в данном конкретном обществе найти для него оптимальную форму?

В современной России однополые браки незаконны. Но насколько вообще необходимы гомосексуалам или лесбиянкам законные основания для их союза? Ведь какой смысл в заключении брака между однополыми людьми? Только в неких материальных обязательствах? Или, как в случае нашего отечества, в получении пресловутой прописки за счет такого брака?

Видимо, некоторые минимальные разумные ограничения в данном случае не могут считаться существенными нарушениями прав личности. Ведь в цивилизованных сообществах давно уже действуют подобные законы в отношении алкоголя (можно пить сколько угодно у себя дома, но нельзя буянить в общественных местах), наркотиков (нет уголовного преследования за наркоманию, но в общественных местах этим заниматься нельзя), порнографии (проституция и порнография могут быть легализованы, но ограничены рамками определенного места или времени показа, и т. д.). В США к этим явлениям практически приравняли и курение (там нельзя курить в общественных учреждениях, а теперь еще и в самолетах, которые не принадлежат США, а также не принадлежат, но взлетают или приземляются в США).