Думается, на сегодня основной проблемой брака как формы сожительства в России является именно официальное признание его как основания для приобретения некоторых прав. "Незарегистрированные" муж и жена еще не так давно не могли поселиться у нас в одном номере гостиницы и не имели множества других естественных гражданских прав.
Так что решать проблему узаконивания гомосексуальных пар надо с упорядочения законодательства о союзах между людьми вообще. Для большинства молодых жителей мегаполисов традиционная форма брака уже не является нормой. Во-первых, женщины научились неплохо зарабатывать и содержать себя и свое дитя самостоятельно, во-вторых, сексуальная стабильность пар в условиях свободы подвергается большим испытаниям. Раньше супружеских измен было, возможно, не меньше. Но они вынужденно сглаживались и игнорировались, из-за трудностей с жилплощадью и проблем с дележом скудного заработка. Но сегодня у значительной части жителей крупных городов (Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска и т. д.) эти проблемы ограниченных возможностей отчасти сгладились, и оказалось, что брак в прежнем его понимании уже мало чем обусловлен в социальном смысле. И самое важное, что остается в проблеме брака - это права детей.
Сегодня от признания государством и обществом данной семьи зависят ее права на усыновление ребенка, на совместное владение и распоряжение имуществом, но вовсе не сами любовные отношения, возможность их реализации, в том числе и их узаконенность, которая на сегодня официально уже не требуется и ее отсутствие не преследуется.
Отсюда вывод - общество должно окончательно признать давно известные реалии (проституция, многоженство, гомосексуализм), однако выделить "под них" некий особый статус. Если, к примеру, захотят обвенчаться две лесбиянки, то здесь может вступить в силу то же правило, что и в Дании: валяйте, девчонки, вступайте в брак друг с дружкой, только учтите, что брать на воспитание ребенка вам не разрешено или же разрешено по особому распоряжению судебного органа... Возможно, на взгляд "объекта" правового ограничения это жестоко, но это может оказаться наиболее безопасным вариантом с точки зрения интересов общества. Ведь в компании с двумя гомосексуальными мамами или папами ребенок тоже вряд ли вырастет приспособленным к жизни в обществе, которое в подавляющем большинстве своем гетеросексуально. Не исключено, что ребенок, исходно не имевший никаких предпосылок к гомосексуальной ориентации, в однополой семье приобретет таковую.
Это кажется очевидным, но многие гомосексуалисты думают иначе и стремятся усыновить ребенка из приюта. В свою очередь, общество опасается, что если гомосексуал берет на воспитание мальчика, то не вырастит из него ничего, кроме юного сексуального партнера для себя... Во всяком случае, в США еще с 1986 года постоянно возбуждаются процессы, в которых однополые пары пытаются доказать свое право на заключение брака. Как правило, все эти процессы были истцами проиграны. Дело в том, что до недавнего времени такие браки не были прямо запрещены американским законодательством, просто признавались браки только между мужчиной и женщиной. Чтобы поставить упреждающий заслон на пути судебного признания однополых браков, большинство штатов уже приняли конституционные законы, прямо запрещающие гомосексуальные браки.
Постхристианское общество (да простят автору такой неологизм) еще не готово говорить о гомосексуальном браке серьезно, зато парламентская фракция ЛДПР на полном серьезе выносит на обсуждение в российской Думе закон о признании многоженства. Ясное дело, что привычный институт брака больше "не работает", но это еще не значит, что законы можно менять с кондачка, не оглядываясь на сложившиеся традиции и реалии. А они в России таковы: очень немногие мужчины могут позволить себе поддерживать две семьи (и более) - как в смысле материальном, так и в сексуальном. В крупных городах складывается иная схема: когда один из супругов (обычно более сексуально активный) имеет еще одного партнера (или нескольких), что не сопровождается созданием семьи, обладающей необходимыми признаками, которые были названы выше - совместное проживание, определенная церемониальность и т. д.
Увы, даже развитые общества вынуждены сегодня сохранять минимальные ограничения в отношении лиц с нетрадиционной ориентацией и половым поведением, и лишь исключительно с целью защиты прав "полового большинства" от "меньшинств". Наверно, это не самое лучшее решение, во всяком случае, для людей с эротическими отклонениями, но автор убежден, что лучшее - враг хорошего.
Надо понимать, что не только "консервативное" общество должно идти на компромисс, на компромисс должны согласиться и сами геи и лесбиянки, если они, конечно, хотят жить в гетеросексуальном (в основном) обществе. Вероятно, иного пути пока не дано.
Насилие, криминал и сексуальные отклонения
В представлении обычного человека с традиционным сексуальным поведением эротические отклонения почти обязательно связаны с сексуальным насилием, а следовательно, в той или иной мере преступны. Этому способствуют и громкие расследования кровавых деяний сексуальных маньяков, и "бандитские крыши" при проститутках.
Это, видимо, есть большое недоразумение. Чикатило и подобные ему серийные маньяки-убийцы, безусловно, имели значительные отклонения в сексуальных пристрастиях и потребностях. Но в их преступных деяниях доминируют склонность к реальному насилию и антисоциальное поведение. А это уже не имеет к эротическим наклонностям прямого отношения. Нельзя ведь говорить, что пользование спичками - пагубная страсть, только потому, что где-то ребенок, играя спичками, подпалил дом.
На самом деле связующим звеном между сексуальными отклонениями и криминалом является агрессивность конкретной личности или доля насилия в конкретном проявлении того или иного вида "нестандартной" эротики.
В античности гомосексуализм и другие отклонения эротического чувства, в принципе, не преследовались, хотя и не могли приобрести официального статуса. Другое дело - Средневековье. На кострах инквизиции сжигали не только еретиков и ведьм, но также и людей, обвиненных в "бесовских страстях".
Лишь XVII век, "век галантный", принес некоторые послабления для гомосексуальных отношений. Философ Монтескье (1689-1755) весьма либерально относился к ним: "Не создавайте благоприятных условий для развития этого преступления, преследуйте его строго определенными полицейскими мерами наравне с прочими нарушениями правил нравственности, и вы скоро увидите, что сама природа встанет на защиту своих прав и вернет их себе". А итальянский юрист Чезаре Беккариа в трактате "О преступлениях и на казаниях" (1764) писал, что законы против "содомии" можно безболезненно отменить, потому что она безвредна. Вероятно, самый мудрый аргумент привел Кондорсэ (1743- 1794), который постулировал, что содомия, если она не сопряжена с насилием, не может являться предметом уголовного преследования, раз она не нарушает прав никакого другого человека.
Законодательство против гомосексуализма постепенно смягчается во многих европейских странах. Решающий шаг в этом направлении был сделан во времена Французской революции. Якобинский уголовный кодекс 1791 г. вообще не упоминает "преступлений против природы". В Кодексе Наполеона .(1810), ставшем основой и современной французской конституции, добровольные сексуальные отношения между взрослыми людьми одного пола вообще рассматриваются как частное дело и никакому наказанию не подлежат. Однако в России, Пруссии, Австро-Венгрии и Британии уголовное преследование гомосексуалистов сохранялось на протяжении всего XIX века.
Лишь в 1861 году смертная казнь за гомосексуальные отношения была заменена в Англии 10 годами тюремного заключения. В царской России гомосексуализм преследовался вплоть до самой революции. Затем, уже в советское время, после краткосрочной "вольницы" 20-х годов, снова были приняты уголовные законы против однополых сексуальных отношений. Законодательство было изменено в соответствии с разумными взглядами эпохи Просвещения лишь во времена распада советского режима. Тем не менее, автор не считает необходимым подробно останавливаться на ограничениях прав сексуальных меньшинств в советское время, поскольку такие ограничения были всего лишь малой частью общей проблемы - отсутствия каких-либо гражданских свобод для советских людей.
В действительности сами по себе эротические отклонения не являются основой, субстратом для преступных насильственных действий. С другой стороны, те или иные сексуальные пристрастия определяют характер совершаемых преступлений. Но преследовать любые эротические отклонения - все равно что преследовать физически сильных мужчин: ведь теоретическая вероятность совершения ими насильственных действий выше, чем у истощенных дохляков!
И тем не менее для лиц, совершивших сексуальные преступления, характерно преобладание специфических, характеризующих выборку психических расстройств, в первую очередь - расстройств влечения.
По данным канадской Национальной счетной палаты по семейному насилию, около 25% всех сексуальных преступлений совершается подростками (до 18 лет) и около 33% - лицами моложе 21 года. Основные характеристики этой группы следующие: прежде всего, это обычно подростки, изолированные от группы, предпочитающие играть с младшими детьми, незрелые личности. У многих имеются проблемы с обучением в школе; склонность к насилию может появляться как желание отомстить окружающим, которые враждебны по отношению к ним. До 33% подростков, совершающих сексуальное насилие, сами в прошлом были жертвами сексуального насилия; насильник и жертва, как правило, хорошо знакомы; чаще подростки совершают сексуальное насилие по отношению к младшим детям. По отношению к младшим физическая сила и угрозы используются редко, по отношению к старшим - часто. Чем старше подросток, совершающий насилие, тем больше вероятность, что жертва и полиция квалифицирует нападение именно как сексуальное насилие.