Право первой ночи - это обычай, который был широко распространен во многих культурах и заключался в том, что первую брачную ночь невеста проводит со своим хозяином, владельцем, важным социальным лицом, вождем племени и т.д. Геродот, описывающий жизнь древних народов Африки, упоминает об этой традиции.
В Европе этот обычай просуществовал до XVII - XVIII веков в различных странах. В Швейцарии это право исчезло в конце XVI века, в некоторых германских государствах оно в это время стало заменяться выкупом, данью. В Баварии этот обычай существовал до XVIII века.
В племенных общественных организациях эта традиция также распространена (Центральная и Южная Америка, Африка, Полинезия, Малайский полуостров). Все, что связано с женщиной, продолжением рода, представлялось так называемым примитивным народам чем-то опасным, связанным с противоестественными силами. Особое опасение представляли менструальная кровь и кровь, появляющаяся при разрыве девственной плевы. Поэтому, чтобы обезопасить молодого и неопытного жениха, предпринимались различные меры. Часто обязанность лишить невесту невинности возлагалась не на жениха, а на более опытного мужчину. В Северной Африке в начале нашей эры в первую брачную ночь все гости по очереди совокуплялись с невестой, и каждый гость дарил ей специально приготовленный подарок. У древних жителей Балеарских островов с невестой сначала ложился самый старший и почетный из гостей, затем следовали другие в зависимости от ранга и возраста. Жених был последним, кто удостаивался этой чести (в анекдоте, когда утром слышится возглас: "Кто еще с невестой не спал?" - подчеркивается дикость и нелепость подобной ситуации, однако... эти ситуации были в реальном прошлом). В племенах Центральной Австралии, Центральной Америки, на Маркизских островах и в Новой Гвинее перед свадьбой пожилая женщина лишает девушку невинности костяным ножом или пальцем. Затем все мужчины из клана, к которому принадлежит жених, по очереди совокупляются с невестой, и только после этого она передается будущему супругу. В некоторых случаях эту ответственную и тяжелую работу берет на себя мужчина из чужой деревни или чужого рода. Его еще надо поуговаривать!
У народа, жившего в Индии, на свадьбу для этой цели приглашался мужчина со стороны. Он оставался в деревне на одну ночь и вступал в половой контакт с невестой. При этом необходимо лишить девушку девственности непременно до прихода первых месячных, то есть до наступления половой зрелости. Если к наступлению первых месячных девушка не лишилась невинности, это считается настолько постыдным, что до конца жизни ее родителей будут попрекать этим, а девушка может так и не найти себе жениха. Позже, когда уже существовало право выкупа, зачастую ограничивались данью, подарками со стороны господина.
Можно предположить, что просуществовавший до середины XX века обычай одаривать невест помещиком, владельцем усадьбы, отражал описываемый закон. Существуют разные трактовки истоков возникновения этой традиции.
По мнению Зигмунда Фрейда, эта ситуация отражает издавна сложившиеся отношения с отцом, которому принадлежали все женщины, а также право разрешить или запретить сексуальность сына. Отношение к отцу переносилось на господ, помещиков, вождей. Другие исследователи искали корни в экономических причинах, когда право первой брачной ночи подтверждает право собственности. Есть гипотезы о том, что мужу передается жена в "проверенном" состоянии и господин берет на себя опасную роль "первоиспытателя". Есть представления о том, что властный, мудрый человек при дефлорации передает женщине частички своих свойств. Часть специалистов корни этого явления видят в древности, когда моногамных браков не было, но была сакральная проституция с приношением девственности в жертву божеству (роль божества обычно исполнял жрец). Не исключаются и соображения о том, что, кроме всего сказанного, этот обычай выражал право суверена на женщин как на собственность и он пользовался этим правом из собственных потребностей. Косвенным подтверждением этому служат факты, когда от непривлекательных невест отказывались и право первой брачной ночи нарушалось, в других же случаях - исполнялось неукоснительно.
Дефлорация в различных культурах осуществлялась по-разному, например, с помощью специальных приспособлений и т.п. Некоторые мужчины и сегодня придают этому моменту какое-то особенное и сверхважное значение. Интересно, что в некоторых публичных домах для таких мужчин проститутки используют специальные имитаторы девственной плевы. Понятно, что сегодня право первой брачной ночи представляется диким и жестоким. Но думается, что страдания, слезы и мучения невесты и жениха - это плод сегодняшнего воображения. Скорее всего, в те времена брак заключался отнюдь не по любви. Отношения были договорные. Жених и невеста никаких эмоциональных привязанностей друг к другу не испытывали. А посему происходящее не могло их травмировать.
В Европе право первой брачной ночи прекратило окончательно существовать с концом средневековья. Постепенно законодательство стало вмешиваться в эту сферу. Сейчас, если обозреть культуру мира в целом, можно сказать, что права первой брачной ночи не существует.
Сексуальная сдержанность в первую брачную ночь, а иногда в течение нескольких ночей кряду, как показывают исследования, характерна для многих культур. Термин "тобиасовы ночи" происходит из Ветхого Завета. Новобрачным было строго-настрого запрещено в первую брачную ночь не только половое сношение, но и его суррогаты. Причины, лежащие в основе этого события, достаточно различны. Збигнев Лев-Старович разделяет их на несколько типов.
1. Страх перед божеством. Во многих так называемых примитивных культурах, а также в Древней Греции господствовало представление, что божество имеет право на первую ночь, что оно оплодотворяет женщину. Долг мужчины - оказать послушание, а женщины - отдаться божеству. При наличии веры, ярком воображении, богатой фантазии и истерических чертах личности женщина это "чувствовала". В некоторых древних сонниках содержатся сюжеты снов подобного содержания.
2. Изначальный страх перед злыми силами, демоном В ряде культур предполагалось, что женщина связана с темными силами зла, что она собственность демона. Первая брачная ночь рассматривалась как вызов смельчака демону, как определенная битва за женщину между возлюбленным и силами зла. В Ветхом Завете описана ситуация, когда демон Асмодей поочередно убивает семь мужей Сары. У персов и ассирийцев демоны играли фактически ту же роль. На Крите в брачную ночь муж убегал от новобрачной, опасаясь мести злых духов. Можно сказать, что в этих случаях первая брачная ночь связывалась со страхом, опасностью, и только соблюдение определенных правил поведения могло от них уберечь.
3. Христианский аскетический образ жизни. В этом случае секс рассматривался только как источник плодовитости. Сексуальное наслаждение вызывало отрицательное отношение. Известный синод в Карфагене (398 год) рекомендовал супругам воздерживаться от сексуального контакта в первую брачную ночь - для демонстрации умения владеть своими чувствами. Позже рекомендовалось воздерживаться уже три ночи, каждая из которых посвящалась - Матери Божией, святому Иосифу и т.д.
4. Идея строго постепенного узнавания супруга. В Древней Индии после свадьбы рекомендовалось сексуальное воздержание в течение ряда первых суток. За это время супруги должны были узнать друг друга поближе, познакомиться с особенностями и привычками каждого, найти психологический контакт, создать благожелательную интимную атмосферу. Только потом соитие являлось как бы логическим продолжением процесса сближения. Следует признать, что за этим явлением стоит определенная жизненная и психологическая мудрость: ведь в брак вступали люди, подобранные родителями, и, возможно, в первый раз друг друга увидевшие. Постепенность, ознакомление друг с другом, взаимопонимание и симпатия помогали создать благоприятный фон для дальнейшей жизни этих двух людей.
"Тобиасовы ночи" вошли в историю сексуальных обычаев, отражающих влияние различных подходов к сексу (магических, мистических, религиозных). Ставилась или нет эта задача, но в определенной мере "тобиасовы ночи" предупреждали невротические реакции, резкость, элементы насилия. Гармоничная сексуальная связь партнеров требует постепенного наращивания интимности, освоения с особенностями личности другого, с его телом, спецификой расположения и действия эрогенных зон. Многие современные издания используют или усовершенствуют рекомендации культур Востока по "арс аманди" ("искусство любви").
Дефлорация в буквальном переводе на русский язык - срывание, лишение цветка. Как видим, разрыв девственной плевы - действие сугубо механическое, означалось аллегорией высокого смысла. В древнегреческой мифологии Гименей - бог брака. Отсюда и название плевы, и брачная церемония (вспомните: "Пою тебе, Бог Гименей...") Различные традиции отношения к девственной плеве мы уже рассмотрели. Интересно, что у некоторых народов оно было не просто, а резко отрицательное. Так в Парагвае акушерка при родах немедленно разрушала плеву девочки пальцем, в Колумбии это же действие производила сама мать. По свидетельствам этнографов, по сей день в некоторых племенах Африки существует обычай зашивать девочке влагалище и вновь его расшивать в день свадьбы. В первые годы нашей эры в правление императора Тиберия, при котором оргии и сексуальные экстравагантности потрясли Рим, существовал закон, по которому палач должен был лишить девственницу плевы перед ее казнью.
Возвратимся к проблеме дефлорации. Чаще дефлорация для женщины играет роль определенного стресса, однако следует разобраться в его конкретных причинах. В основном дело связано с двумя факторами - анатомическими особенностями девственной плевы и особенностями поведения первого сексуального партнера. Насчитывается 24 вида девственной плевы самого разного расположения и диаметра отверстий, различной плотности и растяжимости. В силу этого возможен самый первый в жизни девушки половой контакт без кровотечения и без болевых ощущений, Обычно разрыв девственной плевы сопровождается незначительной, быстро проходящей болезненностью и скудным кровотечением. Как отмечают гинекологи, бахромчатая форма девственной плевы с широким отверстием и легко растяжимыми краями зачастую дает возможность не только совершить половой акт без традиционных последствий, но даже произвести гинекологический осмотр с помощью зеркала без дополнительного нарушения девственной плевы. Подобные случаи приводят к нелепым, а зачастую трагичным жизненным сюжетам.