После того, как первая супружеская пара за не совсем благовидные дела была изгнана из рая, невинность она потеряла, как и счастье, зато обрела сознание наготы и стыд. Анатомические слагаемые членов ячейки несколько изменились: спереди на теле появились половые выступы. У него - обычно не очень видимые окружающим яички, зато демонстрируемый всем желающим кадык, а у нее - груди.
Вскорости, и даже без указаний мальчика из сказки Андерсена, стало ясно, что они наги. Пришлось Еве обзавестись передником из фиговых листьев, прикрывающих половые органы, не потерявшие от этого эротичность. Прикрывать грудь Ева и не догадывалась, демонстрируя не только красоту, но и соблазнительную загадочность. Это уж потом, если опираться на доисламские взгляды таджиков-земледельцев Западного Памира, Бог посоветовал познавшим стыд первым людям прикрыться листьями. Адаму было рекомендовано использовать один лист спереди, а другой сзади; Еве же, из-за грудей, три. На этом время всеобщей невинности, очевидно, закончилось, у каждого появилось свое личное телесное пространство и сформировалась стыдливость.
Однако обнаженная грудь богинь не считалась чем-то необычным. Так было принято. Изображение именно этого органа выступало не только как материальная передача женского образа, но и как типичный символ - анатомический и биологический - отличия от мужчин. Культ Матери-Земли, нередко представавшей многогрудой, был присущ многим народам, причем это касалось даже матери, сверхъестественно, вегетативно размножающейся.
Главным признаком (идеалом) женщины в искусстве Евразии времен палеолита были утрированно висящие груди вместе с огромным животом, толстыми бедрами. Проследить это можно и на изделиях из известняка, из бивней мамонта, из глины. Все подобные изображения портретами не являлись, то есть не относились к конкретным личностям, а скорее являли образ собирательный, первоисточник вечности. При этом голова, лицо, руки намечены крайне схематично.
Аборигены Австралии, да и, очевидно, не только они, практиковали для должной стимуляции величины натирание грудей жиром и красной охрой, заколдованных особым заклинанием. А вокруг сосков рисовались круги. Маленькая же грудь вообще не воспринималась полноценной; "плоскогрудая" очень часто звучало уничижительно. Поэтому женщины в ряде случаев старались грудь оттянуть, увеличить с помощью давящей сверху тугой повязки.
С позиции мужчины сегодняшнего дня хотелось бы думать, что стандартом все-таки была та прекраснейшая египетская женщина, которая послужила моделью тонированной глиняной скульптуры, сделанной 6000 лет назад.
Грудь предстает как частью общей схемы тела, так и символом, обладающим и прямым и переносным значением, объединяя их в прочный смысловой узел. Грудь может даже стать "лицом", так она впечатляет. От нее обладательница не может и обычно не хочет дистанцироваться, будучи запрограммированной на поведение по женскому типу. Грудь постоянно "на людях". При этом возникают, как минимум, два процесса: восприятие самой обладательницы и восприятие этой же груди с позиции мужчины.
Но вот один из образцов древнеиндийской афористики: "груди - комья мяса..." Я как анатом протестую! Мышечных элементов в описываемом объекте намного меньше, чем соединительно-тканных. Значительная масса этого органа представлена жировой тканью. Некоторые ученые убеждены, что жир груди и жир ягодиц - это специфика человеческого тела, возникшая в результате полового отбора. Ведь если жира больше, -так шло, скорее всего, рассуждение древних, - то хороша и упитанность женщины, а отсюда и ее способность к деторождению и кормлению грудью.
Молоко созревает в глубинах соска,
Материнством скупым сбереженное...
Белла Ахмадулина не расшифровывает, что "глубины" эти представлены не столько, конечно, соском, сколько сложно разветвленной сетью млечных ходов, в стенках которых и образуется, благодаря действию гормонов, молоко.
Соски в биологическом ряду появляются у особи, лишь нацеленной на молочное питание. На их вершинах открываются многочисленные протоки молочных ходов. Именно для человека, наряду с телесной вертикальностью и развитым головным мозгом, сформированными руками, освобожденными от опорной функции, членораздельной речью, уже не хватательной по функции стопой и пр., характерно также и значительное увеличение женских грудей. У обезьян, даже кормящих, формы выступающих холмов железы эти не приобретают.
Некоторые народы считали, что в груди происходит зачатие, после чего ребенок опускается в живот.
Кое-что в этом, конечно, есть, ибо еще в свое время Леонардо да Винчи набрасывал эскизы путей, связывающих во время полового акта соски с половыми органами.
Я слышу, как под кофточкой иглятся
Соски твои, брусничники мои...
Думаю, что автор этих строк, обладающий столь утонченным слухом, смог бы вовлечь в них и темнопигментированный околососковый кружок, или ареолу. У девушек-блондинок этот кружок обычно розовый, у брюнеток - коричневый, а у рожавших - бурый. Кое-кому окраска казалась недостаточной, и поэтому в XVIII веке, когда глубокое декольте позволяло видеть весьма многое, красный цвет сосков усиливали красителями.
Представления аборигенов Австралии, что пол будущего ребенка можно предсказать по размеру и цвету сосков матери, в наших регионах пока подтверждения не получили. Как и примета сельских турок: если у беременной краснеет конец соска, то родится мальчик, а если темнеет - то девочка.
И еще. Форма сосков игольчатая только в поэзии. На самом же деле она конусовидная, цилиндрическая, грушевидная. И структура эта не колется. А у негритянок и полинезиек венчик соска возвышается, отделяясь от массы груди кольцеобразной перетяжкой. Но у всех без исключения соски ориентированы кнаружи.
Соски молочных желез можно встретить иногда не только на исконно привычных местах, но и на животе, в паховой области, на бедре и даже... на спине. Искусствоведы усматривают маленькие вздутия в области подмышечной впадины у ряда античных статуй.
Рисунки женщин с обнаженной грудью часты у художников. Соответствующими полотнами Тициана, Рафаэля, Боттичелли, Веронезе, Гольбейна перечисление не ограничивается. Они - богини, купальщицы, жрицы, обитательницы гаремов, гетеры и куртизанки, проститутки в борделях и официальные жены; моющиеся, завтракающие на траве и прогуливающиеся, эротичные и не очень, греховные, сатанинские... Тема неисчерпаема. Она с полутонами, с различной световой подсветкой - хотя бы за счет теней в ложбинках ключиц, когда понятия и впечатления наползают друг на друга, консолидируются и распадаются.
У низших млекопитающих молочных желез несколько пар, у человека чаще всего одна. У человеческого же эмбриона соответствующего пола уже с шестой недели на передней поверхности туловища можно выявить два лентовидных утолщения, носящих название "молочные линии". Такое эмбриологическое излишество! Почему же у женщины стандартно лишь две груди? При чаще всего имеющем место человечьем одноплодии одна железа свободно подменяет другую, обеспечивая пищевое удовлетворение ребенка.
...Девушка, только что получившая в свое распоряжение помаду, лифчик и взрослые одежды, обретает с наливающейся плотью и уровень достаточной осознанности, своеобычности. В ее подсознании идет процесс формирования женщины - процесс не только биологический. Меняется внешний облик, поведение, проступают мягкость и женственность, гармоничность и изнеженность. Возникает и чувство сексуальной привлекательности. При этом грудь ее, украшая мир, несет ощущение трогательной незавершенности. В сосках формируется так называемая эректильная ткань, способная заполняться венозной кровью при сексуальных раздражениях и увеличиваться в объеме. Об эрегированных сосках говорится хотя бы в индийском эпосе: у очаровательной Рати, имевшей заостренные груди, похожие на нераспустившиеся бутоны лотоса и заканчивающиеся темными, как медоносные пчелы, сосками, они были столь тверды, что упавшая на них слеза разбивалась на тысячи мельчайших брызг.
Вообще, ведя разговор о внешнем строении груди, следует перечитать М. Монтеня: "У мексиканок... ценятся большие груди... они стараются кормить своих младенцев, забрасывая груди на плечи... Итальянцы изображают грудь крепкой и пышной, испанцы - тощей и дряблой; у нас же одни изображают ее белой, другие - смуглой, одни - мягкой и нежной, другие - крепкой и сильной, одни требуют от нее грации и нежности, другие -больших размеров и силы". Явно к последнему варианту следует отнести информацию школьно-изучаемого Н. А. Некрасова: у возвеличенной им русской женщины на груди-"стуле" может поместиться ребенок. Другое дело, что каждый мужчина обладает правом выбора, вернее - привязанностей. Проведенный психологами эксперимент свидетельствует, что водители-мужчины охотнее останавливались перед голосующими на дороге женщинами, если у них в бюстгальтере имелись дополнительные увеличивающие прокладки.
В древности существовали стерноманы, якобы умеющие гадать по груди. Думается, что на столь же научном уровне и изыскания итальянского эротолога Пьеро Лоренцони, определяющего по форме груди характер женщины. Формы укладываются в нижеследующие понятия: "Бутон" (1) - склонность к раздражительности; "Яблоко" (2) - повышенная чувствительность, такой формой груди обладала Мерилин Монро; "Ананас" (3) -экзотический вкус и слишком рациональный ум, а также невероятное упрямство; "Бокал для шампанского" (4) - бескомпромиссный характер, скрытность; "Венера" (5) - сходные качества. Выделены еще "Груша" (6), "Трамплин" (7), "Лимон" (8), "Пирожное" (9). Обладающие последней формой имеют характер гибкий и управляемый. Лично же я на шел ссылки в литературе на уподобление груди гроздьям винограда, манго, персикам, двойным горным вершинам, также двойным, но сернам, козлятам, башням, копьям, а по цвету - приравнивание к слоновой кости и сахарным головам.