В этом разделе мы вкратце рассмотрим некоторые из наиболее обычных типов сексуальных фантазий; нужно признать, что многим фантазиям трудно найти определенное место в какой бы то ни было системе классификации.
Одна из популярных фантазий состоит в том, чтобы представить себе нечто такое, чего никто никогда не делал в реальной жизни. Содержанием таких фантазий могут быть совершенно новые для данного человека обстоятельства: например, оказаться звездой в порнографическом фильме, заниматься сексом в общественном месте или выступать в роли проститутки. В фантазиях можно также испробовать необычные формы сексуальной активности, например скотоложество или кровосмешение. В некоторых случаях привлекательна сладость запретного плода; в других - преобладает желание испробовать что-то уникальное или неизведанное. Поэтому фантазии-эксперименты часто используют, чтобы преодолеть скуку во время секса.
Ядро всех фантазий о подчинении составляет сила. Сила может выражаться в умении командовать, принуждением или соблазном вовлекать другого в сексуальные отношения. Принятие на себя воображаемой роли правящего монарха или рабовладельца может подготовить сцену, обеспечивающую подчинение приказам. Использование нефизической силы для принуждения кого-либо к сексу может вылиться в роль тюремщика, директора школы, босса или шантажиста. Если в фантазиях фигурирует физическая сила, то они подходят под рубрику изнасилования или садомазохизма. Сила же, необходимая для соблазнения других людей, может быть вписана в сценарий почти любой фантазии.
Противоположный вариант этой же фантазии - идея подчинения силе, т. е. желание оказаться подчиненным, слабым, соблазненным. Разнообразие ролей, которые можно придумать для оркестровки такой фантазии, безгранично. Ключевой момент в ней - невозможность оказать сопротивление по причине страха, покорности судьбе, слепого послушания, экономических трудностей или стремления защитить другое лицо.
Одна из разновидностей фантазии насилие/подчинение - это тема доминирование/унижение. В этом случае сила используется не только для победы в сексуальном плане: жертва должна быть еще и унижена и растеряна.
Сторона, олицетворяющая силу, может заставить жертву пресмыкаться, носить нелепые одеяния (какие-то пеленки, прозрачные платья, и т.д.), дать заковать себя в кандалы, делать что-нибудь унизительное. Возбуждение возникает в результате унижения, "низведения до состояния крайнего уничижения" (Friday, 1973).
Одна из самых распространенных фантазий состоит в том, чтобы вообразить себе секс с другим партнером. Иногда этим воображаемым партнером может быть бывший партнер, однако чаще это кто-то, кажущийся желанным: друг, сосед, родственник, преподаватель, продавец или некий воображаемый идеал.
Некоторым людям бывает неловко, когда во время секса с любовником или супругом у них возникают фантазии о другом партнере. Чувство вины появляется в том случае, когда человек считает такую фантазию признаком неверности. Тому, кто когда-нибудь испытывал такое чувство, будет, вероятно, интересно узнать, что фантазии на тему замены постоянного партнера на другое лицо распространены очень широко, так что не исключено, что у обоих партнеров они возникают одновременно (Crepault et at., 1977; Crepault, Couture, 1980).
Одну из разновидностей фантазии "замена партнера" можно назвать "сексом со знаменитостью". Здесь воображаемый партнер выбирается из общедоступного реестра знаменитостей: кино-и телезвезд, спортсменов, музыкантов, художников, писателей и известных политиков.
Еще один обычный тип фантазий, близкий к замене партнеров, - это сцены группового секса. Фантазии на эту тему варьируют от тщательно разработанных оргий с участием друзей до сюжетов из жизни древних римлян или компании голливудских киношников, где вечера превращаются в сексуальные олимпийские игры. На другом конце этого диапазона - фантазии, в которых мужчина воображает, как он занимается сексом с двумя женщинами, а женщина - с двумя мужчинами. В некоторых фантазиях на тему группового секса действие носит бисексуальный характер, тогда как в других воображаемых сценариях акт строго гетеросексуальный, хотя в каждый данный момент бывают задействованы десятки рук, ног и половых органов.
Некоторых сильно возбуждают фантазийные сцены, в которых они подглядывают за другими, занятыми сексом. В своем чистом виде такая фантазия не предполагает участия в происходящем самого наблюдателя, однако он может быть виден участникам полового акта либо скрыт от них. В вариациях на эту тему наблюдатель достигает сильного сексуального возбуждения, после чего присоединяется к участникам. "Наблюдательные" фантазии довольно часто возникают у супружеских пар; при этом один из супругов воображает некую сцену, в которой наблюдает за своим супругом (супругой), занимающимся сексом с кем-то другим. "Наблюдательные" фантазии не эквивалентны настоящему вуайеризму (см. гл. 17).
Из всего разнообразия сексуальных фантазий, вероятно, наиболее превратно воспринимаются фантазии на тему насилия. Иногда думают, что женщины, фантазирующие на эту тему, действительно жаждут, чтобы такое событие с ними произошло, т.е. что эта фантазия отражает нереализованное желание. Подобная интерпретация лишена основания. Более рационально рассматривать фантазии о насилии как средство, помогающее некоторым женщинам укрепить уверенность в том, что они сексуально пассивны, а вовсе не активны, т.е. что их сексуальное поведение соответствует нашим культурным стереотипам (Barclay, 1973). Кроме того, фантазии о насилии снимают с "жертвы" личную ответственность за испытываемое от секса удовольствие. Как отмечает Фрайди (Friday, 1979): "Отдавая себя в руки воображаемого насильника - превращая его в насильника, - она заставляет его делать то, что хочется ей, но при этом притворяется, что вынуждена делать то, что хочет он. При этом она во всех отношениях выигрывает, оставаясь безупречной, поскольку принуждена отдавать себя во власть того, чья сила превосходит ее собственную".
Фантазии на тему насилия проявляются в различных формах. Женщина может видеть себя в образе насильника, а мужчина - в образе жертвы. Мужчины-гетеросексуалы иногда фантазируют, что их насилует гомосексуал; при этом, как и в описанном выше примере с женщиной, эта фантазия освобождает мужчину от "ответственности" за гомосексуальный акт, так как его принудили к этому.
От фантазий с насилием резко отличаются фантазии с сильными обертонами романтики и спокойствия. Сценарии "идиллических встреч" обычно строятся на случайном знакомстве в почти идеальных условиях - тихий сад, безлюдный морской берег, залитый лунным светом, тропический рай, - где мгновенно расцветает романтическое влечение, переходящее в исступленную сексуальную интерлюдию. Затем действующие лица обычно расходятся в разные стороны, счастливые и ничем не обремененные.
Одна знаменитая фантазия на тему идиллической встречи описана в книге Йонг "Страх полета" (Fear of Frlying, 1974), где она была названа сексом нараспашку.
Этот секс нараспашку был больше, чем секс. Это был платонический идеал. Нараспашку - потому, что когда вы подходили друг к другу, одежды разлетались как лепестки розы, белье отлетало от одного дыхания как пушок одуванчика.
Для настоящего, классного секса нараспашку необходимо, чтобы вы не смогли узнать этого человека слишком хорошо. Другое условие - краткость. А еше лучше - анонимность.
Секс нараспашку кристалльно чист. Он свободен от скрытых мотивов. В нем нет борьбы. Мужчина не "берет", а женщина не "дает"... Никто не старается что-то доказать или получить. Секс нараспашку -самое чистое, что есть на свете. И встречается он реже, чем единорог.
Причинение боли (садизм) или испытание боли (мазохизм) может быть источником сексуального возбуждения. При сексуальных фантазиях на садомазохисткие темы человек воображает, что его избивают, связывают, стегают, заковывают в цепи, щекочут, дразнят, надевают на него наручники, затыкают рот, прижигают, шлепают, подвергают другим мучениям или же что он сам проделывает все это над другими. В этих фантазиях всегда живо рисуется физическая сила или боль и вызываемое ими возбуждение прямо пропорционально протестам жертвы. При этом, как и в случае многих других фантазий, люди обычно вовсе не стремятся все это реализовать. Один из интервьюированных после довольно подробного описания своей любимой фантазии сказал нам: "Я на самом деле не выношу физической боли и не могу понять, почему эта фантазия возбуждает меня".
Список использованной литературы:
1. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998. — х + 692 с., ил. ISBN 5-03-003223-1