В исламе, так же как и в иудаизме, безбрачие было редкостью, поскольку религиозные предписания его не требовали, в то время как индуизм поощрял эту форму аскетизма: человек, давший обет безбрачия, пользовался особым почитанием и уважением окружающих. Ламаизм устанавливал безбрачие только для священников самых высоких рангов.
Христианство в целом приветствовало жизнь в безбрачии. В первую очередь это касалось монашества, которое как символ святости, должно было жить вне плотских утех. В отношении же священнослужителей разные направления христианства демонстрируют различия в подходах. Так, в православной церкви обязательное безбрачие предписывалось только монахам, монахиням и священнослужителям высших рангов (от епископа и выше). Рядовые священники могли (и даже обязаны были) создавать семьи.
Лютеранский собор в 1139 году узаконил безбрачие для всех католических священников. Протестантизм, зародившийся в Западной Европе в XVI веке, отменил это правило: идейные вожди Реформации М. Лютер и Ж. Кальвин состояли в браке.
Ситуация сегодня. Новые ценности брачного союза
В 80-е годы нашего столетия западными учеными были зафиксированы отчетливые и мощные изменения семейно-брачного института. Эти процессы наблюдались и в России (А. Г. Харчев, 1979; С. И. Голод, 1984; Л. Я. Гозман, 1897 и др.). Динамика преобразований, происходящих в современной семье, достаточно широка: это — переход от немалопоколенной семьи и к (одно-) двухпоколенной, снижение рождаемости и повсеместный рост числа разводов; увеличение социально-психологической дезадаптации супругов и дисгармонии семейных отношений, изменение семейных ценностей и снижение педагогической значимости семьи. Усиливается неготовность молодежи к браку во всех его сферах — социально-психологической, материально-бытовой, сексуальной и др.
Исследования мотивов вступления в брак, проведенные в СССР в 60—70-е годы (А. Г. Харчев, 1979), выявили, что любовь явилась главным мотивом вступления в брак в 85—90% всех брачных союзов. Л. Я. Гозман (1987) описывает две основные модели любви. Первая, "пессимистическая" модель определяется зависимостью индивида от объекта любви и связью любви с отрицательными эмоциями (страх потери любви со стороны объекта любви, страх утраты любимого человека). Такая модель любви делает человека зависимым, поддерживает в нем постоянный уровень тревоги, тормозит его личностное развитие, а при крайней выраженности она может определять невротизацию личности. Подобный брак чаще всего превращает истинное супружеское сотрудничество в псевдосотрудничество, в соперничество или порождает изоляцию супругов друг от друга (Т. М. Мишина, 1978,1983).
Вторая, "оптимистическая" модель любви характеризуется независимостью от объекта любви при сохраняющейся положительной установке на контакт. Она развивается на фоне психологического комфорта и создает условия для личностного развития обоих супругов.
Общей закономерностью сегодня является повсеместный процесс изменения в традиционной системе взаимоотношения полов. В целом взаимоотношения мужчин и женщин как в интимной, так и в общественной сфере жизни становятся более открытыми и демократичными. Рушатся привычные стереотипы маскулинности и феминин-ности, что дает больший простор для личности и ее самореализации, но в то же время порождает ряд новых социальных и психологических проблем и конфликтов. Понятно, что в соответствии с этими процессами меняются состав, ролевая структура и ролевые функции современной семьи. Среди этих изменений можно выделить следующие:
1. Изменение системы власти. Жесткая патриархальность и вертикальная структура иерархии власти в семье сегодня подверглась существенным изменениям в сторону демократизации отношений.
2. Изменение состава семьи. Семья, особенно в крупных городах, становится менее немалочисленной в результате снижения рождаемости. Происходит изменение состава семьи от немалопоколенной к нуклеарной. Общий показатель фертильности снизился с 2,8 детей на одну женщину в СССР (1959) до 2,1 в Российской Федерации (1988).
3. Увеличение количества разводов. Среднегодовое число разводов на тысячу супружеских пар выросло с 6,5 в СССР (1959) до 17,5 в Российской Федерации (1979). Понятно, что сегодня эти цифры стали еще более демонстративными.
В последние годы произошли достаточно важные сдвиги в обыденной психологии людей: изменились их личностные ориентиры, представления о ценностях брака и ожидания от него. В недавнем прошлом семья базировалась на таких, казалось бы, непреходящих ценностях, как брачность, сексуальность, репродукция.
Под брачностью понимаются определенные, раз и навсегда взятые обязательства по отношению к супругу, которые можно сравнить с кровными родственными узами. Ранее брак оценивался как более или менее удачный, но чаще всего воспринимался как нерушимый союз. Сегодня мы видим, что разводы становятся все более привычной формой решения супружеских конфликтов, а любовные связи зачастую оказываются прочнее и продолжительнее брачных.
Ранее одним из основных мотивов брака была сексуальность. Молодые люди, испытывавшие потребность в сексе, задумывались о женитьбе, т. к. именно брак гарантировал реализацию этой потребности. В наше время общественная мораль допускает как добрачные, так и внебрачные сексуальные контакты, и заключать брак по этому мотиву сегодня нет особой необходимости.
И, наконец, репродукция. И в этой ценности брака сегодня обнаруживаются "трещины". До недавнего времени рождение ребенка вне брака считалось позором, женщине трудно было вырастить ребенка одной и лишь немногие отваживались на этот шаг. Сейчас ситуация изменилась: общество принимает и понимает тех, кого осуждало в недалеком прошлом.
Названные изменения и сдвиги в семейно-брачных отношениях не только фиксируются как факт, но и имеют тенденцию к упрочению, особенно в молодежной среде. Это происходит благодаря стиранию границ между мужскими и женскими полоролевыми стереотипами, а также в силу акселерации молодежи и ослабления внешнего контроля и давления на нее со стороны взрослых.
Ценности брака, укрепляющиеся в современном обществе, несколько шире, чем те, что бытовали ранее. Основными среди них являются адаптация, интимность, автономия.
Адаптация супругов оценивается по уровню их совместимости, которую подразделяют на следующие виды:
— духовная, т. е. совместимость основных жизненных ценностей;
— психологическая, т. е. сочетание (или дисбаланс) определенных черт характера, свойств и особенностей супругов;
— интеллектуальная (иногда ее называют совместимостью по индексу образования);
— семейно-ролевая, т. е. сочетание представлений каждого из супругов о ролях мужа и жены (т. е. кто и что должен делать, за что отвечать в семье и т. п.);
— педагогическая, т. е. совпадение основных представлений супругов о характере воспитания ребенка;
— материально-бытовая, т. е. совпадение представлений супругов о том, сколько должно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т. п.;
— сексуальная.
Естественно, что чем больше наблюдается совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация в супружеской паре.
Интимность — это нечто известное и пережитое супругами и неизвестное другим, а часто и скрываемое ими от окружающих. Чем больше интинемало в отношениях двух людей, тем крепче их союз, тем больше потребность друг в друге.
Автономия — это взаимно соблюдаемое обоими супругами право каждого из них на какие-то дела, интересы, времяпровождение вне брака, без участия второго супруга. Сегодня психологическая свобода личности ценится все больше, и никакие насильственные действия не в силах этот процесс повернуть вспять. Понятно, что определенная часть семей по-прежнему ориентирована на систему ценностей, сформировавшуюся в прошлом, другая же — на сравнительно недавно возникшую.
Любовь как психологический феномен
Сложность объективизации понятия "любовь" отражается в преимущественном употреблении этого слова в художественной, а отнюдь не в научной литературе. Исследователи чаще пользуются более конкретными, но менее объемными понятиями (влечение, взаимопонимание, совместимость и т. п.). В то же время частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что слово "любовь" — одно из самых употребляемых.
Античные мыслители рассматривали любовь не только как важный фактор человеческой судьбы, но и как первичный импульс и смысл бытия. Согласно античным представлениям, одновременно с рождением Земли (Гея) из бездны Хаоса родился и бог Любви (Эрос или Эрот), олицетворяющий не только любовное влечение людей, но и соединение в гармоническое целое разрозненных частей Вселенной.
Сложность и противоречивость взглядов на любовь в Античном мире нашли выражение в знаменитом диалоге Платона "Пир", в котором суждения участников философского диспута на эту тему оказались абсолютно различными.
Признание полового влечения существенным компонентом любви на протяжении многих веков приводило в гнев сторонников аскетизма. Христианская аскеза противопоставляла два понятия: любовь духовная, платоническая и любовь телесная, сексуальная. Это противопоставление глубоко вошло в общественное сознание западного мира и, в определенной мере, характерно для него и сегодня. Уже в начале XX века ученик 3. Фрейда, автор научного труда "Пол и характер", ставшего бестселлером, психолог Отто Вейнигер писал: "Есть только одна любовь: любовь к Беатриче, поклонение Мадонне. Для полового акта существует вавилонская блудница". Эта цитата в концентрированном виде выражает суть длительных дискуссий мыслителей, богословов, писателей, ученых.