Обязательное присутствие сексуального компонента не только в любви, но и в иных феноменах человеческой жизни впервые отметил 3. Фрейд. Согласно психоаналитическим представлениям, сексуальность человека определяет многие особенности личности, ее жизненные цели и мотивы поступков. Психологические истоки любви 3. Фрейд усматривал в формировании Эдипова комплекса (см. раздел 6.3.), т. е. в неосознанных детских переживаниях, вызванных влечением ребенка к родителю противоположного пола.
Современные клинико-психологические исследования усматривают символические проявления Эдипова комплекса (у женщин — комплекса Электры), в частности, в выборе сексуального партнера по наличию в нем тех свойств и качеств, которые присущи (без осознания самим человеком) образу родителя противоположного пола.
Как уже говорилось, развитие социальной психологии привело к модернизации идей Фрейда в работах его учеников и последователей. Так, Э. Фромм, создавший концепцию гуманистического психоанализа, основной ценностью человечества считал способность к любви. Любовь, по Фромму, дает единственный верный "ответ на проблему человеческого существования". Она включает в себя следующие составляющие: забота, ответственность, уважение, знание. Отметим, что в предложенной схеме отсутствует гедонистический аспект (фактор радости, наслаждения, удовольствия) и механизм идеализации объекта любви.
Вопрос психологической специфики феномена любви стоит и перед современными учеными. Большинство людей, опрошенных в 1980-е годы американскими исследователями (Д. Форгос, П. Добоц, К. Дайон и др.), отличают в своем собственном опыте любовь от сексуальных контактов — с одной стороны, и от дружбы — с другой. Любовные переживания определяются опрашиваемыми как достаточно определенные ощущения, объективизация которых дает следующие психологические компоненты: эйфория, депрессивные переживания, обостренность ощущений, общее возбуждение, склонность к фантазиям, фиксированность на данной проблеме, нарушение сна, трудность сосредоточения.
Основываясь на солидных статистических выборках, западные ученые (I. 1-ее, 1977; С. Непапк, 1986) предложили следующую классификацию "стилей" любви:
1. Эрос: страстная любовь с ярким и обязательным оттенком телесности и стремлением к физическому контакту.
2. Людус: гедонистическая любовь-игра с достаточно поверхностными чувствами, допускающая измены, отсутствие у партнеров обязательств друг перед другом.
3. Сторге: спокойная и надежная любовь-дружба без особенных эмоциональных переживаний, но гарантирующая верность и заботу.
4. Прагма: отношения, построенные на трезвом расчете, рациональные и постоянно контролируемые рассудком. ^
5. Мания: иррациональная любовь-одержимость, для которой характерны подозрительность, ревность и неуверенность в верности объекта любви.
6. Агапе: бескорыстная любовь-самоотдача, полное растворение в объекте любви, всецелое служение ему.
Любопытны в этой связи некоторые детали полороле-вого поведения мужчин и женщин (Л. Я. Гозман, 1987). Так, выяснилось, что "желание влюбиться" у мужчин является более сильным основанием для начала взаимоотношений, чем у женщин.
Так же установлено, что мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются. Но в то же время в период уже установившихся любовных отношений женщина способна к большему самораскрытию и оценивает партнера выше, чем он ее.
Т. Кемпер (1979) предложил разграничивать любовные отношения в паре с учетом двух факторов: власти, т. е. способности заставить партнера делать то, что ты хочешь, и статуса — желания самого партнера идти навстречу твоим требованиям. Таким образом, он выделил семь типов любовных отношений:
1. Романтическая любовь: партнеры обладают и властью и статусом.
2. Братская любовь: партнеры обладают высоким статусом и низкой властью, т. е. наблюдается скорее обоюдная готовность пойти навстречу другу другу, чем желание принудить, заставить другого сделать это.
3. Харизматическая любовь: один партнер обладает и властью и статусом, другой — только статусом. Пример: отношения ученика и учителя.
4. Измена: один партнер обладает и властью, и статусом, другой — только властью (изменивший супруг сохраняет власть над вторым, но теряет статус, т. е. желание идти навстречу его требованиям).
5. Влюбленность: один из партнеров обладает и властью и статусом, другой — не имеет ни того, ни другого (так называемая "безответная" любовь).
6. Поклонение: один партнер имеет статус, но не имеет власти, другой — не имеет ни статуса, ни власти.
7. Родительская любовь: один имеет высокий статус и низкую власть (ребенок), другой — низкий статус и высокую власть (родитель).
Данная типология, несмотря на некоторую схематичность, присущую почти всем психологическим типологиям, может быть положена в основу изучения и анализа эмоциональных отношений в паре.
Психологические половые различия (половой дипси-хизм) не столь однозначны, как половые различия анато-мо-физиологического характера (половой диморфизм).
Относительность психологических половых различий обычно связывают с содержанием деятельности и социальными ролями индивидов. Большинство психологических различий между полами основывается на устойчивых стереотипах маскулинности и фемининности и меняется в соответствии с изменением системы половых ролей. В данное время эти стереотипы становятся менее полярными и однозначными, в то же время определенные существенные различия в характере деятельности, направленности интересов и протекании психических процессов у мужчин и женщин сохраняются (И. С. Кон, 1988; Е. МассоЬу, N. .1аскНп, 1974).
Сейчас на смену дихотомическому противопоставлению "фемининность—маскулинность" пришла идея психологической андрогинности как сочетания традиционно маскулинных и фемининных психологических свойств. В названии этого феномена сохранилось отражение древнегреческого мифа, повествующего о том времени, когда землю населяли Боги, Герои и Андрогины — существа, соединявшие в себе женское и мужское начала. Они были перманентно счастливы, самодостаточны и независимы. Этот набор качеств определил их конкурентоспособность по отношению к Богам, и рассвирепевший Зевс, разрубив Андрогинов на две части, разбросал их по свету. С тех пор мужские и женские "половинки" постоянно ищут свою пару и, найдя, сливаются воедино.
Исследования маскулинных и фемининных свойств человека, проводимые в последние десятилетия западными психологами с помощью специальных тестов, показали, что далеко не все психические качества поляризуются как мужские и женские. Так, индивид, демонстрирующий высокомаскулинные свойства и качества по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим (5. I. Вегп, 1979). Поэтому ученые все чаще пользуются более сложной типологией, предполагающей существование четырех психологических типов в рамках одного пола:
1. Маскулинный тип: высокие показатели по шкалам типично мужских свойств и качеств и низкие показатели по шкалам женских свойств и качеств.
2. Фемининный тип: высокие показатели по шкалам типично женских свойств и качеств и низкие показатели по шкалам мужских свойств и качеств.
3. Андрогинный тип: высокие показатели по тем и другим шкалам.
4. Психологически недифференцированный тип: низкие показатели по тем и другим шкалам.
Проведенные предварительные исследования показали, что мужчины и женщины андрогинного типа имеют наибольшие способности к любви (к эмоциональному контакту, к пониманию проблем партнера, к самораскрытию в любовных отношениях). Именно свойства, присущие индивидам андрогинного психологического типа, наиболее часто описываются в качестве предпочтительных для эмоционального (любовного) контакта. Кроме того, представители этого психологического типа менее зависимы от невроти-зирующих проявлений Эдипова комплекса. Дальнейшее изучение любви как психологического феномена представляется перспективным именно в рамках междисциплинарных психологических и сексологических исследований.