Смекни!
smekni.com

Предмет и задачи сексологии и сексопатологии (стр. 4 из 4)

Мы уже приводили выше тезис о том, что человеческую сексуальность невозможно понять вне контекста общества и культуры. В принципе верно и обратное: трудно понять специфику общества, не зная характеристики сексуального поведения индивидов, составляющих это общество. В этом положении заложен смысл междисциплинарного этапа развития науки: только совместные усилия самых разных специалистов гарантируют научные "прорывы", возникновение которых видится именно на стыке этих различных дисциплин. Понятно, что это возможно только при условии преодоления междисциплинарной разобщенности за счет кооперации наук, принадлежащих к разным областям знания.

Описывая немалообразие подлежащих исследованию объектов, И. С. Кон (1988) останавливается на основных.

1. Реальное сексуальное поведение членов данного общества, характерные для них формы сексуальной активности.

2. Установки и ценностные ориентации членов общества, т. е. то, как они относятся к данным явлениям.

3. Социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется половая жизнь, например, формы брака и семьи.

4. Культурный символизм, в котором осмысляется значение сексуальности и ее проявлений, например, религиозные представления о природе половых различий, о сущности полового акта и т. п.

5. Обряды и обычаи, посредством которых оформляются события, значимые для их участников (брачные обряды, инициации, оргиастические праздники).

Научная кооперация специалистов и ученых различных специальностей, интересующихся сферой сексуального в рамках своих предметов, затрудняется междисциплинарной разобщенностью в целом и особенно разобщенностью между представителями общественных дисциплин, гуманитарных и естественных наук. Ни один феномен сексуальности (а часто и патологический симптом или синдром) не может быть адекватно осознан, оставаясь в пределах одной дисциплины, специальности, отрасли знания.

Международная Академия сексологических исследований со дня своего основания (1975) декларировала междисциплинарный подход как основной методологический принцип. Именно междисциплинарный взгляд на сексуальность человека обеспечил объективные предпосылки для создания новой клинической дисциплины — сексопатологии, призванной снять с повестки дня бесконечное противостояние "сексопатологов-интернистов" и "сексопатологов-психотерапевтов".

Формирование и специфика отечественной сексологии и сексопатологии

В начале XX века отечественная медицинская сексология характеризовалась энциклопедическим подходом к изучению сексуальных расстройств. Анализ распределения и специфики научной литературы по годам издания в определенной степени отражает развитие отечественной сексопатологии. В Российской Национальной библиотеке насчитывается около 1500 публикаций по этой дисциплине, появившихся с конца XVIII века по настоящее время.

Следует отметить, что основной массив книг, изданных до 1917 года, составляют переводы иностранной литературы. Значительное количество изданий выпущено с 1917 по 1930-е годы, затем отмечается резкий спад публикаций по этой теме вплоть до начала 1960-х годов и новое увеличение количества изданий в последние годы. Очевидно, что выявленная закономерность отражает общую динамику социально-политической ситуации в стране (А. Ц. Масевич. Л. М. Щеглов, 1985). Проводившиеся до 1917 года и в первые годы советской власти отечественные социологические исследования в области сексологии ("половые переписи") постепенно привели исследователей к осознанию междисциплинарного характера медицинской сексологии.

Попытки создать условия для совершенствования врачей, специализировавшихся на вопросах сексопатологии, осуществлялись задолго до официального признания этой специальности. В 1963 году в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) под руководством профессора Н. В. Иванова впервые в нашей стране прошел Всесоюзный семинар по подготовке врачей-сексопатологов. С 1973 года отделение сексопатологии Московского научно-исследовательского института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР выполняет функции Всесоюзного научно-методического центра по вопросам сексопатологии, координирующего деятельность сексопатологов по всей стране.

Важным событием явился выход в свет монографии А. М. Свядоща "Женская сексопатология" (1974), и книга "Введение в сексологию" И. С. Кона, в 1988г., которая по сегодняшний день остается методологической базой сексологов и сексопатологов нашей страны.

В 1970-е годы произошло становление отечественной сексологической службы, состоявшей из сети сексологических кабинетов в крупных городах и столицах республик. Первым документом, регулировавшим деятельность зарождающейся сексологической службы, явился приказ Министерства здравоохранения СССР № 920 от 22 ноября 1978 года, в котором отмечалось неудовлетворительное состояние лечебно-профилактической помощи больным с половыми расстройствами.

По решению Министерства просвещения СССР в 1983 году в школах нашей страны были введены курсы "Гигиеническое и половое воспитание" в 8 классе (12 часов) и "Этика и психология семейной жизни" в 9 и 10 классах (34 часа). Однако практика показала, что в подавляющем большинстве случаев просвещение, проводимое в рамках указанных программ, не отвечало ни принципам, ни целям полового воспитания. Здесь можно выделить следующие причины:

Господство в обществе репрессивного, морализаторского отношения к сексуальности. Во немалом это явление порождено вековыми предрассудками, согласно которым проявление сексуальности считалось непристойным, а сама тема — запретной. Исходя из этих положений, в обществе широко распространено мнение о вредности открытого и откровенного обсуждения проблем пола.

Отсутствие профессиональных кадров воспитателей. По сути дела речь идет о "воспитании воспитателей". Низкая сексологическая грамотность педагогов часто не позволяет им адекватно отвечать поставленным задачам, что сводит к нулю половое воспитание в школе. Родителям не менее трудно преодолевать барьеры, воздвигнутые их собственным воспитанием. Учитывая психологические особенности подросткового возраста, когда родители и педагоги чаще исключаются из референтной группы подростка, следует согласиться с Д. Н. Исаевым и В. Е. Каганом (1979), предлагающими врача в роли центральной фигуры организации полового воспитания.

Организация полового воспитания в стране представляется возможной при последовательной реализации трех этапов:

1.Половое воспитание педагогов.

2.Половое воспитание родителей (фактически речь идет обо всем взрослом населении страны).

3.Половое воспитание детей и подростков.

Изданный 10 мая 1988 года приказ Министерства здравоохранения СССР № 370 "О дальнейшем совершенствовании сексопатологической помощи населению" и по сей день является основным документом, регулирующим и регламентирующим деятельность сексопатологической службы в стране. Благодаря ему номенклатура врачебных специальностей и врачебных должностей впервые пополнилась новой специальностью ("67. сексопатолог") и должностью ("95. врач-сексопатолог").

Подготовка врачей по сексопатологии возложена на Центральный (в Москве) и Санкт-Петербургский институты усовершенствования врачей.

Сексологическая служба в нашей стране построена на принципе амбулаторной помощи, не лишающей пациентов привычного уклада жизни: они продолжают трудовую деятельность и сохраняют сексуальную активность. Необходимость госпитализации (в отделения неврозов либо в дневные стационары психоневрологических диспансеров) возникает только в случаях острых психопатологических состояний.

В последние годы в стране наблюдается широкое распространение негосударственных коммерческих лечебных заведений, предлагающих услуги сексопатологов. Развитие этого вида медицинской практики отражает большой потребительский спрос со стороны общества