Томас Клири, Сартаз Азиз
Сексология - одна из наиболее традиционных наук даосизма, затрагивающая как физические, так и психологические аспекты сексуальности. Существует огромное множество даосских интерпретаций секса, которые, однако, можно свести к четырем основным моментам: деторождение, здоровье, счастье, долголетие. В некоторых даосских школах, как и в тантре индуизма, делается акцент на магических или мистических эффектах, связанных с сексуальной йогой.
У этой науки чрезвычайно глубокие и древние корни. Дошедшие до нас китайские книги как минимум на 500 лет старше «Камасутры». Некоторые тексты, по-видимому, представляли собой диалоги между Хуан-ди (то есть богиней Земли или Желтым Императором) и его (ее) учителями секса. Показательно, что учителями в данном случае являются женщины, имена которых (что характерно для всех мифологических имен) имеют несколько уровней значений: Чистая Дева, или Стихийная Женщина, и Темная Дева, или Таинственная Женщина 1.
В патриархальной традиции считается, что эти женщины научили Желтого Императора заниматься любовью без семяизвержения. Заметим, что это умение является очень важным пунктом даосской сексуальной йоги, так как один мужчина оказывается способным полностью удовлетворять одну или нескольких женщин сразу При этом мужчина и сам получал полноценное сексуальное ощущение, так как его экстатическое возбуждение охватывает весь оргазм.
Легенда сообщает, что Желтый Император, освоив эту науку, в одну ночь сумел сделать женщинами более тысячи девушек. При этом он не растратил свое семя, а, напротив, приобрел здоровье и долголетие. Эта весьма экстравагантная и, кстати, очень популярная история из даосского наследия содержит некоторые очень важные элементы. Такого рода истории иллюстрируют один принцип даосской сексологии, как теоретической, так и практической, - удержание семени.
--------------------------
1 Эти тексты опубликованы в книге «Антология даосской философии». М., 1994 (ред.).
Идея такого рода могла возникнуть в контексте проблемы ограничения деторождения в семьях могущественных и полигамных мужчин. Исторические и легендарные источники согласно свидетельствуют, что китайские вельможи держали в своих сералях сотни и тысячи наложниц, что считалось одним из показателей материальной и военной мощи. Известная история о Хуан-ди и тысяче девственниц была, похоже, метафорическим выражением существующего обычая. Естественным результатом мужской половой гиперактивности бывает хроническое семяизвержение и прогрессирующее бесплодие. Если число сексуальных партнеров исчисляется сотнями и тысячами, угроза импотенции и бесплодия возрастает. О том, что такая угроза была реальностью для многих богатых полигамных китайцев, говорит факт популярности афродизиаков в этой стране.
Для людей знатных и могущественных супружеские отношения были одновременно политическими. Необходимость удовлетворять своих жен и производить наследников была мало связана с проблемой личного сексуального наслаждения. Веками люди такого статуса разрушали здоровье афродизиаками и препаратами против старения.
Известно, что афродизиаки весьма дорогостоящи и при этом вредны для здоровья, и потому даосская сексуальная практика (предполагающая отказ от семяизвержения или его задержку у мужчин и многократные оргазмы у женщин) могла выступать как безопасное, нетоксичное средство сохранения потенции и особенно предупреждения бесплодия у мужчин.
Неофиты даосизма и всякого рода интересующиеся его техниками обычно обращают внимание совсем на другое, например на чисто физические или ментальные эффекты практики.
Кроме проблемы деторождения и терапевтического поддержания здоровья, у сексологии (или «искусства брачных покоев») есть другая, чрезвычайно важная забота - супружеское общение. Эта проблема была особенно актуальна в древности, когда большинство браков заключалось родителями.
Сейчас принято говорить, что романтическая влюбленность - это исключительно современный феномен, неизвестный древним. Разумеется, это не так, и подтверждением тому могут быть любовная лирика и песни, написанные более трех тысяч лет назад.
Правда заключается в том, что романтическая влюбленность или увлеченность никогда раньше не считались подлинными критериями заключения брака. Во всем мире на протяжении многих веков человеческой истории брак заключали родственники или общинники. В таких социальных условиях связующая функция секса была слишком важным элементом супружеского согласия, чтобы считаться делом частного интереса и случая. Древние учебники по сексологии, эротическую литературу и эротическое искусство можно, конечно, объяснить ссылками на традицию, но, кроме этого, необходимо учитывать острую практическую необходимость данной науки.
Древнейшие сохранившиеся китайские тексты таких учебников были составлены более двух тысячелетий назад и написаны в форме диалогов еще более древних персонажей. Эти руководства советуют мужчине воздерживаться от эякуляции до тех пор, пока женщина не очистится десятью оргазмами. Именно таким способом можно достичь полубожественного духа - шень-минг, что значит «бесконечная чистота», «духовное просветление» или «чудесное преображение».
Древние тексты учат, что и ментальные, и физические аспекты сексуальной близости являются очень важными и взаимосвязанными. Правильный настрой, долгая прелюдия, потаенное осознанное внимание к эволюции женского возбуждения - все это необходимые компоненты успешной любовной игры. Детально описаны всевозможные женские звуки, запахи (духи, благовония), движения, что иллюстрирует внимательно-любовное отношение к женщине и нюансам ее эротической отзывчивости.
Основные приемы сексуальной техники призваны стимулировать чувствительность всего тела женщины, то есть помочь ей достичь максимального удовольствия, но эта задача невыполнима без чуткого и внимательного отношения мужчины ко всем женским интимным переживаниям и ощущениям, начиная от предваряющих упражнений и кончая экстатической кульминацией акта.
Даосская и псевдодаосская сексология сильно эволюционировала и усложнилась со временем, но далеко не все нововведения представляются органичными. К числу наименее желательных относится тенденция заменить исконные естественные и наиболее приятные для обоих партнеров методы контроля за семяизвержением местной анестезией и механическими приспособлениями сомнительной эротической ценности и, возможно, вредными для здоровья. Эта тенденция сопровождалась прогрессирующим социальным угнетением женщин и духовным отчуждением полов друг от друга.
И все же даосизм жив и основные здоровые и естественные посылки «искусства любви» сохранились и выдержали испытание временем. В традиционных терминах даосской сексологии некоторые такие техники называются «входи мягко, выходи твердо», «девять мелких, один глубокий», «стабилизация жизненной энергии в состоянии покоя», «закрыть канал Ян», «пропустить энергию по большому кругу и очистить мозг».
«Входить мягко, выходить твердо, напряженно» имеет два близко соотносимых друг с другом значения.
Первый уровень значения связан с волнообразным, пульсирующим ритмом возбуждения мужского органа, который в даосской традиции называется «золотым стеблем» или «нефритовым жезлом». «Входить мягко» значит проникать в женщину в нижнюю фазу волны, а выходить из нее на гребне волны. Наиболее эффектны движения от координирования дыхательного ритма с ритмом движений. Задача состоит в том, чтобы совершить контролируемый вдох или выдох в момент погружения или выхода, причем ритм дыхания должен помочь осознать ритм пульсирующего органа.
Второй уровень значения и практического применения связан с напряжением и расслаблением брюшных мышц, связанных с эрекцией. «Входить мягко» значит входить с расслабленными мышцами, «выходить твердо» - значит напрягать мышцы при выходе наружу. Искусственное сокращение мышц делает орган еще более напряженным и твердым, что дополнительно стимулирует женщину изнутри. Кроме того, мышечное усилие, совершаемое в момент выхода, препятствует эякуляции. Когда сверхвозбужденный «золотой стебель» вынимается, мышцы расслабляются и цикл начинается вновь.
Другое название этой техники - «войти мертвым, выйти живым», что недвусмысленно указывает на то, что в сознании даосов сексуальные упражнения связаны с достижением долголетия и бессмертия. Неограниченная потенция считалась залогом возможности продления срока человеческой жизни, исполненной здоровья и счастья.
Прием «девять мелких, один глубокий» также применяется в целях задержания эякуляции и продления акта, но его основная функция - получение взаимного наслаждения.
Техника проста, но эффективна. Кончик «золотого стебля», на котором сосредоточены многочисленные нервные окончания, вводится в наружную вагинальную, то есть наиболее чувствительную, зону, которая по-китайски называется «золотым цветком». После 6-9 легких прикосновений «стебля», возбуждающих самые чувствительные точки лона, рекомендуется 1-3 глубоких погружения, которые приводят к сокращению стенок влагалища вокруг «стебля». Женщина при этом получает двойное удовольствие, как, впрочем, и мужчина, который имеет возможность чередовать, а потом комбинировать свои эротические ощущения, не теряя при этом самоконтроля.
Эта техника столь эффективна, что именно ее использовали в традиционной даосской литературе в качестве примера совершенно естественного упражнения, в котором нет ничего магического или сверхъестественного, во время полемики с оппонентами, небезосновательно упрекавшими даосов в сексуальных извращениях и пристрастиях. Может быть, этот прием был натуралистически применен Желтым Императором, что помогло ему дефлорировать и осчастливить тысячу девушек в ночь, а самому остаться нерастраченным.