Смекни!
smekni.com

О нормализации гомосексуальности (стр. 6 из 7)

О позиции российской психиатрии

К сожалению, до российской медицины новые идеи о гомосексуальности доходят очень медленно. В 1983 г. отечественные сексопатологи не только не сомневались в том, что гомосексуальность - болезнь, но и брались, ни много, ни мало, осуществить "перестройку личности" с помощью… аутогенной тренировки. Первый этап лечения "ставит целью сначала ослабление, а затем и устранение патологического сексуального влечения и связанных с ним переживаний". Затем "пациенту прививают навыки простого, естественного и непринужденного общения с лицами противоположного пола, а также адаптации в их среде". И, наконец, на третьем этапе "у пациента формируется и закрепляется адекватное эротическое отношение к противоположному полу (к достигнутому ранее добавляются чисто сексуальные элементы)" [17]. Ни методов, ни результатов этой работы, которую с самыми благими намерениями проводил в Горьком канд. мед. наук Я.Г. Голанд (столичные медики от лечения гомосексуалов дружно уклонялись), никто всерьез не обсуждал.

Жестко критиковать отечественных психиатров и сексопатологов за то, что они делали и писали под сенью Уголовного кодекса РСФСР, было бы несправедливо. У них не было ни свободы, ни необходимой информации, ни условий для нормальной работы. Они делали, что могли, и за это им всем (и прежде всего – проф. Г.С. Васильченко) нужно сказать спасибо. Но в конце 1980-х годов социальные условия изменились, а отношение многих психиатров и сексопатологов к гомосексуальности осталось прежним.

В справочнике 1990 года гомосексуализм по-прежнему определяется как "патологическое влечение", возникающее в результате нейроэндокринных нарушений, а также внушения "родителями и воспитателями неприязненного отношения к противоположному полу". Педагогам и родителям рекомендуется "правильное полоролевое воспитание, которое должно быть направлено на ознакомление детей с половыми различиями, а не на проповедь "асексуальности" и т.д." [13].

С 1 января 1999 г., через 6 лет после декриминализации гомосексуальности, российская психиатрия, наконец, отказалась от одиозного диагноза и перешла на классификацию болезней, принятую Всемирной Организацией Здравоохранения, - МКБ-10. Но "перестройка" оказалась непоследовательной. 6 августа 1999 г. Министерство здравоохранения Приказом N 311 утвердило новое клиническое руководство "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств", некоторые положения которого решительно противоречат духу и букве МКБ-10. 9, 10

Хотя новое руководство не содержит диагноза "Гомосексуализм", раздел F65 "Расстройства сексуального предпочтения" открывается словами: "Критериями сексуальной нормы являются: парность, гетеросексуальность, половозрелость партнеров, добровольность связи, стремление к обоюдному согласию, отсутствие физического и морального ущерба здоровью партнеров и других лиц. Расстройство сексуального предпочтения означает всякое отклонение от нормы в сексуальном поведении, независимо от его проявлений и характера, степени выраженности и этиологических факторов. Это понятие включает как расстройства в смысле отклонения от социальных норм, так и от норм медицинских".

Это определение патологизирует не только любые проявления гомосексуальности, но и мастурбацию. Еще опаснее отождествление "социальных" (каких именно?) норм с "медицинскими" (что это вообще значит?) В древней Руси позиция "женщина сверху" приравнивалась к содомии. Должны ли мы считать практикующих ее людей не только грешными, но и больными? Православная церковь до сих пор осуждает оральный секс. Будут ли сексопатологи лечить практикующих его людей? Вообще кто и как будет определять все эти многообразные "нормы" – врачи, государство, церковь или сами люди?

В разделе F65.8 "Другие расстройства сексуального предпочтения" перечисляются "такие виды активности как совершение непристойных телефонных звонков, фроттеризм, сексуальные действия с животными, использование удушения для усиления возбуждения, предпочтение партнеров с какой-либо физической аномалией или определенным цветом кожи и т.д.". Хотя к однополой любви все эти действия никакого отношения не имеют, этапы их "комплексной терапии" дословно переписаны из старой методики "лечения гомосексуализма". Спрашивается, чем поможет любителям непристойных телефонных звонков или сексуальных действий с животными "формирование и закрепление адекватного эротического отношения к лицам противоположного пола"? Или парафилия состоит в том, что они звонят абонентам и сексуально экспериментируют с животными "не того" пола ?

Так же непонятно, почему к числу сексуальных расстройств относится предпочтение партнеров с "определенным цветом кожи". Какой именно цвет кожи доктора считают "неправильным"? Если расовые предпочтения – патология, то как насчет блондинок и брюнеток, толстых и тонких? Обязаны ли мы любить всех людей противоположного пола одинаково или все-таки можно выбирать?

Неясность позиции Минздрава, одобрившего переход на МКБ-10 и одновременно утвердившего противоречащее ему руководство, порождает противоречия между разными учебниками. Проглядев несколько новейших медицинских руководств и справочников, и нашел между ними кричащие расхождения. Одни авторы [5,8] в соответствии с МКБ-10, рассматривают гомосексуальность как вариант нормального сексуального поведения и предупреждают об опасности ее патологизации, тогда как другие [4,19] относят ее к разряду психосексуальных нарушений.

Даже серьезные исследователи, изучающие этиологию гомосексуальности и психофизиологические свойства ее носителей, сплошь и рядом говорят о гомосексуальности вообще как об аномалии, не считая нужным оговорить и проанализировать социальные и иные особенности тех групп испытуемых, при изучении которых они получили те или иные результаты, чтобы было ясно, на что и насколько их можно экстраполировать. Статистические корреляции нередко интерпретируются как причинно-следственные связи и т.д.

Не лучше обстоит дело в психологии. Е.П. Ильин, автор первого и пока единственного отечественного учебника по психологии половых различий 6, по которому будут теперь учиться все студенты-психологи, называет гомосексуальность "противоестественным половым влечением" и воспроизводит полный набор гомофобских стереотипов: неуравновешенность, все начинается с совращения, претензии на исключительность, неприязнь и презрение к женщинам и т.д.

Разумеется, каждый ученый вправе иметь собственное мнение, но нельзя выдавать сугубо местные, нигде и никем научно не апробированные взгляды за реализацию принципов мирового медицинского сообщества. Если психиатр или сексопатолог считает гомосексуальность болезнью и берется ее излечивать (спрос на подобные услуги, особенно среди новорусских родителей, очень высок и хорошо оплачивается – в популярном телесериале "День рождения Буржуя" беременным женщинам даже продавали специальные профилактические таблетки), - он обязан предупредить своего клиента, что выступает в данном случае как представитель неофициальной медицины и что никакие государственные службы и учреждения не несут ответственности за возможный вред, причиненный его действиями (рано или поздно обманутые клиенты начнут возбуждать против таких врачей судебные иски) [2]. Ученый, исследующий различные факторы, предположительно формирующие сексуальную ориентацию, обязан тщательно оговорить все социальные, психологические и клинические особенности своей выборки и своих методов, чтобы никто не мог экстраполировать его частные выводы на геев и лесбиянок в целом, в целях их дискриминации.

Противоречащая международным стандартам позиция некоторых психиатров лишает российских геев и лесбиянок законной медицинской помощи (не станет же врач помогать своему клиенту принимать заведомо "нездоровую" сексуальную ориентацию?!), отрицательно сказывается на их душевном состоянии и самоуважении и используется для оправдания их социальной дискриминации, публичной диффамации и т.п. Тем более, что эти люди юридически беззащитны. В нашем законодательстве нет закона, который позволял бы дискриминировать сексуальные меньшинства, но нет и ни одного закона, который бы защищал их гражданские и человеческие права. Между тем дискриминируют их часто и по-разному, начиная с невозможности юридически оформить свои партнерские отношения и кончая отказами в регистрации гомосексуальных правозащитных организаций "по моральным основаниям" [1, 7, 16]. Для российского законодательства гомосексуалы существуют только как потенциальные преступники, деяния которых предусмотрены Уголовным Кодексом. А ведь они работают, платят налоги, творят и иногда даже приносят славу своей стране.

Это не только научная, но и морально-политическая проблема. Сексологическое сообщество, объединяющее людей, профессионально изучающих сексуальность, обязано быть научно, политически и нравственно корректным и учить этому других

Список литературы

1..Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств: Россия в свете практики международных организаций и национального законодательства стран мира.- М.: БЕК 2001

2. Воронцов Д.В. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью. Автореферат дисс. канд. психол.наук. Ростов-на-Дону, Ростовский госуниверситет. Факультет психологии. 1999

3 Геодакян В. А. Эволюция асимметрии, сексуальности и культуры (Что такое культура с точки зрения теоретической биологии?) // Труды международного научного симпозиума "Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход". - Таганрог 1998