Смекни!
smekni.com

Религиозные воззрения Морихея Уэсибы в становлении айкидо Айкикай (стр. 5 из 6)

Третья благодарность обращена к окружающим людям, которые входят с айкидокой в один социальный институт: «Мы не можем жить без поддержки других людей. Людей, которые строят дома, города и дороги. Людей, которые делают так, чтобы окружающие нас вещи работали. Людей, которые выращивают и готовят нашу пищу. Людей, которые платят нам зарплату. Людей, которые любят, лелеют и поддерживают нас. Людей, с которыми мы играем, вместе учимся и тренируемся» 15.

Морихей Уэсиба, судя по воспоминаниям своих учеников, с одной стороны придерживался статуса патриарха айкидо со всеми вытекающими отсюда привилегиями и совсем не стеснялся, когда к нему обращались О-сэнсей, то есть Великий учитель. Но с другой стороны совмещал в своей натуре скромность и почтительность ко всем людям: «На самом деле у меня нет учеников. Вы — мои друзья, и я учусь у вас. Я продвинулся настолько далеко только благодаря вашим упорным тренировкам. Я всегда благодарен за ваши усилия и сотрудничество. По определению, айкидо означает взаимодействие со всеми, взаимодействие с богами и богинями всех религий»16.

Также основатель айкидо часто говорил своим ученикам, что они должны быть благодарными даже за своих врагов, поскольку общение с ними помогает их духу стать сильнее: «Япония сейчас переживает не легкий период своей истории. Я расцениваю это как большую честь и привилегию - быть тем, кто пройдет через это испытание. Возможно, если мы сможем преуспеть, мы не только спасем себя, но также и покажем другим странам важный пример того, как терпение и уверенность в силе воли могут быть самыми эффективными инструментами»17.

Четвёртая благодарность предназначена для растений и животных, жертвующих своими жизнями для людей. «Мы существуем за счет других представителей растительного и животного миров, и должны быть благодарными за каждый кусочек пищи, что мы берем. В стародавние времена, охотники никогда не забывали поблагодарить животных, которые великодушно позволяли убить себя и добычу называли не иначе как друг»18.

«Развивай добродетели». Принцип добродетели, подразумевает под собой выработку айкидокой в себе определённого набора моральных качеств. Идея это принципа заключается в том, что идущий по пути «айки» должен постоянно, непрерывно и с упорным усердием взращивать в себе такие моральные качества как храбрость, любовь, мудрость и сочувствие к людям.

В первую очередь занимающимся айкидо предписывается развивать в себе добродетель под именем — храбрость. ? в своих трудах определил понятие храбрости как: «…смелое действие, храбрая самоотдача и доблестная жизнь» 19. По сути это тренировка в себе силы воли и твердости характера в противостояние ударам судьбы: «Надо смело смотреть в лицо всем вызовам, которые жизнь преподносит нам, и довести сражение до конца. Нужно быть достаточно храбрым, чтобы пожертвовать собой, когда это необходимо, допускать ошибки и брать полную ответственность за них. Добродетель храбрости рождает силу воли и решительное усилие. Чтобы овладеть любым искусством, нужно всего себя отдать практике.» 20.

Аналогичную мысль высказывал Морихей Уэсиба: «Победа, к которой мы стремимся, в том, чтобы преодолеть все вызовы и сражаться до конца, достигая своих целей. В айкидо мы никогда не нападаем. Если вы наносите удар первым, чтобы получить преимущество перед кем-то, это доказывает, что ваше обучение является недостаточным, и на самом деле вы были побеждены» 21.

Иной аспект храбрости — это бесстрашие. Многие мастера будо прошлого и нынешнего времени часто говорили о «даре бесстрашия». Это качество по их словам, приходит от всеобъемлющего знания и разрушения иллюзий, от удаления сомнений и истинного понимания природы боли и бесстрашия смерти, которая является последним врагом на пути «воина». В качестве примера здесь может послужить высказывание ?: «Тот, кто полностью пробужден, не знает страха. Дар бесстрашия — это также дар уверенности, делающий нас отважными, смелыми и дерзкими. Этот дар символизируется огнем, устойчивым пламенем, которое не может быть погашено…»22.

Вторая добродетель обращена на развитие такого качества как любовь к объектам и идеям. Под любовью к объектам понимается, любовь ко всем людям без исключения. Сам Морихей Уэсиба так говорил относительно любви: «В истинном будо нет врагов. Истинное будо — это проявление любви. Путь воина не в том, чтобы разрушать и убивать, но способствовать жизни, непрерывно создавать. Любовь - это божество, которое действительно может защитить нас. Без любви ничто не может процветать. Если не будет любви между людьми, это будет концом нашего мира. Любовь рождает тепло и свет, который поддерживает мир» 23. Любовь же к идеям можно охарактеризовать, например, как «любовь к мудрости». Основатель айкидо определял людей любящих и ищущих мудрость как тех, кто с уважением рассматривает и обдумывает порядок, красоту и цель того, что происходит. Постоянно ищет золотую связующую нить мудрости и всего сущего, которая объединяет все в единое целое. Так на вопрос, когда Уэсибу спрашивали: «А Вы мудрый?», он отвечал: «Нет, но я — любитель мудрости».

Третья добродетель вытекает из «любви к мудрости», и заключается в постоянном и непрерывном получении различного рода знаний. Мастера будо в равной степени, как и все восточные мастера боевых искусств, всегда поощряли учеников развивать свои знания. Естественным следствием этого стало предписание основателя айкидо, продолжить традицию и дать завет своим ученикам никогда не прекращать учиться: «Вселенная — наш великий учитель. Посмотрите, как река прокладывает свой путь через горную долину, плавно изменяя себя, когда она течет по камням и вокруг скал. Всемирная мудрость содержится в книгах, и, изучая их, могут быть созданы бесчисленные новые техники. Учитесь и тренируйтесь, а потом размышляйте над своим продвижением. Айкидо — искусство глубокого изучения и искусство высочайшего знания» 24.

Более высокой ступенью на пути получения знаний для айкидоки, является постоянное расширение и утончение сознания. Философия айкидо предписывает своим последователям во всём искать самую глубокую причину. Не торопясь отрицать, а как бы спрашивая: «А почему именно так?». Необходимо во всём искать более тонкие градации качества, не теряя из виду целое: «Если в чем вчера ты различал два-три качества, завтра увидишь массу новых для себя тонкостей. Нет мелочей — есть подробности» 25. Но при надо этом помнить, личная точка зрения всегда будет грешить определенной ограниченностью, другими словами субъективностью, поэтому надо стремиться смотреть на всё с наиболее высокой точки, то есть как бы со стороны. Наиболее подходящей, по мнению Уэсибы такой точкой, представляется точка зрения учителя, так как такая позиция позволяет поднять и свою точку отсчета, а также избежать многих ошибок ограниченности сознания.

Наконец последняя, четвёртая добродетель —это сочувствие. Эту добродетель можно посчитать – социальной стороной айкидо. По мнению ? философия никогда не может существовать в вакууме, и люди должны себя всегда спрашивать: «Как наши действия сказываются на мире в целом и на других людях в особенности?26» Если понимание айкидо не применяется к сфере человеческих отношений, экологии, экономики и политики, оно имеют небольшую ценность. Морихей Уэсиба в своей книге «?» писал по этому поводу: «Прежде всего, Вы должны привести в порядок свою собственную жизнь. Затем Вы должны узнать, как сохранить идеальные взаимоотношения в собственной семье. После этого, Вы должны стремиться улучшить условия в своей стране и, наконец, жить в гармонии с миром в целом» 27.

Согласно учению Уэсибы, перечисленные выше добродетели помогают последователям айкидо разобраться с «четырьмя вызовами», к коим относится старость, болезни, смерть и разлука с теми, кого они любят: «Жизнь не совершенна, она не справедлива, и все мы страдаем от старения, заболеваний, умирания и, хуже всего, от потери любимых. Жизнь — это всегда испытание, и все мы подвластны колесу фортуны: вечный круговорот удач и неудач, процветания и бедности, здоровья и болезни, стабильности и перемен. Поощряя нас быть храбрее, мудрее, более любящими и более чуткими, философия айкидо оснащает нас средствами встретить болезненные и пугающие вызовы» 28.

Апофеозом развития в себе добродетелей храбрости, любви, мудрости и сочувствия к людям становиться достижение состояния называемого как «макото». В буквальном значение иероглиф «макото» переводиться как — истинные действия и понимается как спонтанная, непосредственная и естественная искренность, свободная от двойственности и искусственности.

«Одержи истинную победу». Следующий принцип в философии айкидо в японском языке звучит как — «масакацу агацу кацу хаяби». Иероглиф «маса», можно перевести как —истинный, правильный, прямой. В то время как «кацу» означает — победу, триумф, успех. ? описал понятие «масакацу» или истинная победа, таким образом: «Наша цивилизация в течение тысячи лет провозглашала отказ от насилия, сострадание и прощение, и поэтому мы боремся за наши права в пределах этих принципов. Если бы мы должны были оставить их и вернуть нашу землю через насилие и ненависть, то потеря значительно перевесила бы выгоду. ?, который мы возвратили бы, больше бы не был ?, за который мы боремся. Внешне мы добились бы победы, но внутренне - потерпели бы поражение» 29.

Морихей Уэсиба объяснял «масакацу» как выполнение своей миссии на земле: «Айкидо начинается с вас. Работайте над собой и вашим предназначением. У каждого есть дух, который можно очистить, тело, которое можно определенным образом тренировать, подходящий путь, чтобы следовать ему. Поддерживайте мир в своей собственной жизни и применяйте айкидо ко всему, с чем вы сталкиваетесь. Если ваша работа правильна, то все получится и выдержит испытание временем».

«Агацу» переводится как самостоятельная победа. А точнее победа над самим собой, триумф над своими внутренними «демонами» и основными инстинктами. Иероглиф «хая», можно перевести как быстрый, стремительный, динамичный, в то время как «би» — день или время. Точный перевод всей фразы, масакацу агацу кацу хаяби, звучит: «Истинная победа – это победа над самим собой, прямо здесь и прямо сейчас!» По этому айкидо по мнения Морихея Уэсибы— это не средство для того, чтобы исправить других, а способ исправления самого себя. Масакацу агацу кацу хаяби — самый частый ответ Мастера Уэсибы на вопрос: «Что такое Айкидо?».