Смекни!
smekni.com

Cоциальная стратификация (стр. 3 из 8)

Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высоко­оплачиваемых профессионалов - крупных адвокатов, известных врачей, актеров или телекомментаторов. Образ жизни приближа­ется к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художе­ственных раритетов они не могут.

Средний-средний класс представляет самую массовую прослой­ку развитого индустриального общества. Она включает всех хо­рошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессио­налов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

За полчаса до начала работы

Барбара и Колин Уильяме - средняя английская семья. Они живут в при­городе Лондона, местечке Уотфорд Жанкшн, до которого из центра Лондона можно добраться за 20 мин в удобном, чистом вагоне электрички. Им больше 40, оба работают в оптическом центре. Колин обтачивает стекла и вставляет их в оправу, а Барбара продает готовые очки. Так сказать, семейный подряд, хотя они - наемные рабочие, а не владельцы предприятия, насчитывающего около 70 оптических мастерских.

Не стоит удивляться, что корреспондент выбрал для посещения не семью фабричных рабочих, которые долгие годы олицетворяли самый многочислен­ный класс - рабочих. Ситуация изменилась. Из общего числа англичан, имею­щих работу (28,5 млн человек), большинство заняты в сфере услуг, только 19% -промышленные рабочие. Неквалифицированные рабочие в Великобритании получают в среднем 908 фунтов в месяц, квалифицированные - 1308 фунтов.

Минимальная базовая зарплата, на которую может рассчитывать Барбара, 530 фунтов стерлингов в месяц. Все остальное зависит от ее усердия. Барбара признается, что были у нее и «черные» недели, когда она не получала премиаль­ных вообще, но иногда удавалось получать премии и по 200 с лишним фунтов в неделю. Так что в среднем выходит около 1200 фунтов в месяц, плюс «тринадцатая зарплата». В среднем же Колин получает около 1660 фунтов в месяц.

Видно, что супруги Уильяме дорожат своей работой, хотя добираться до нее на автомобиле в «час пик» приходится по 45-50 мин. Мой вопрос, часто ли они опаздывают, Барбаре показался странным: «Мы с мужем предпочита­ем приезжать за полчаса до начала работы». Супруги исправно платят нало­ги, подоходный и по социальному страхованию, что составляет примерно четверть их доходов.

Барбара не боится, что может потерять работу. Возможно, это объясняется тем, что ей раньше везло, она никогда не была безработной. А вот Колину при­ходилось сидеть без дела по нескольку месяцев, и он вспоминает, как однажды подал заявление на вакантное место, на которое претендовало еще 80 человек.

Как человек, работавший всю свою жизнь, Барбара с нескрываемым не­одобрением говорит о людях, пользующихся пособием по безработице, не прилагая при этом сил, чтобы найти работу. «Вы знаете, сколько случаев, когда люди получают пособие, не платят налогов и еще тайно где-то подра­батывают», - возмущается она. Сама Барбара предпочла работать даже после развода, когда, имея двух детей, она могла жить на пособие, которое было выше зарплаты. Кроме того, она отказалась от алиментов, договорившись с бывшим мужем, что он оставляет ей с детьми дом.

Зарегистрированных безработных в Великобритании около 6%. Пособие по безработице зависит от числа иждивенцев, в среднем составляет около 60 фунтов стерлингов в неделю.

Семья Уильяме тратит около 200 фунтов в месяц на питание, что чуть ниже средних затрат английской семьи на продукты (9,1%). Барбара покупает еду для семьи в местном универсаме, готовит дома, хотя 1-2 раза в неделю заезжают с мужем в традиционный английский «паб» (пивную), где можно не только вы­пить хорошего пива, но и недорого поужинать, да еще поиграть в карты.

Отличает семью Уильяме от других прежде всего их дом, но не размером (5 комнат плюс кухня), а низкой квартплатой (20 фунтов в неделю), тогда как «средняя» семья тратит в 10 раз больше.

Источник: Аргументы и факты. - 1991. - № 8.

Нижний-средний класс составляют низшие служащие и квали­фицированные рабочие, которые по характеру и содержанию сво­его труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному тру­ду. Отличительная черта - приличествующий образ жизни.

Бюджет семьи рурского шахтера

Улица Грауденцерштрассе в рурском городе Рекклингхаузене (ФРГ) рас­положена недалеко от шахты имени генерала Блументал. Здесь в трехэтаж­ном, внешне невзрачном доме, под номером 12 живет семья потомственного германского шахтера Петера Шарфа.

Петер Шарф, его жена Ульрика и двое детей - Катрин и Штефани - зани­мают четырехкомнатную квартиру общей жилой площадью 92 м2.

В месяц Петер зарабатывает на шахте 4382 марки. Однако в распечатке его заработка довольно приличная графа вычетов: 291 марка - за медицин­ское обслуживание, 409 марок - взнос в фонд пенсионного обеспечения, 95 марок - в фонд пособий по безработице.

Итак, всего удержано 1253 марки. Кажется, многовато. Однако, по словам Петера, это взносы в нужное дело. Например, медицинское страхование предусматривает льготное обслуживание не только его, но и членов его семьи. А это значит, многие лекарства они будут получать бесплатно. За операцию он будет платить минимум, остальное покроет больничная касса. Для примера:

удаление аппендикса обходится больному в шесть тысяч марок. Для члена кассы - марок двести. Бесплатно лечатся зубы.

Получив на руки 3 тыс. марок, Петер выплачивает ежемесячно 650 марок за квартиру, плюс 80 за электричество. Его расходы были бы еще большими, если бы шахта в плане социальной помощи не предоставляла ежегодно каж­дому шахтеру бесплатно по семь тонн угля. В том числе и пенсионерам. Кому уголь не нужен, его стоимость перерассчитывают для оплаты отопления и горячей воды. Поэтому для семьи Шарфа отопление и горячая вода - бес­платно.

Итого на руках остается 2250 марок. Семья не отказывает себе в еде и одежде. Дети круглый год едят фрукты и овощи, а они зимой недешевы. Мно­го тратят и на детскую одежду. К этому надо прибавить еще 50 марок за те­лефон, 120 - на страхование жизни взрослых членов семьи, 100 - на страховку детей, 300 - в квартал на страхование автомобиля. А он у них, кстати, не но­вый - «Фольксваген-Пассат» 1981 г. выпуска.

На еду и одежду уходит ежемесячно 1500 марок. Остальные расходы, включая квартплату и электричество, - 1150 марок. Если вычесть это из трех тысяч, которые Петер получает на руки на шахте, то остается пара сотен ма­рок.

Дети ходят в гимназию, Катрин - в третий класс, Штефани - в пятый. За учебу родители ничего не платят. Платные только тетрадки и учебники. Школьных завтраков в гимназии нет. Бутерброды дети приносят с собой. Единственное, что им дают, - это какао. Стоит удовольствие две марки в не­делю для каждой.

Жена Ульрика работает три раза в неделю по четыре часа продавщицей в продовольственном магазине. Получает 480 марок, которые, конечно, явля­ются хорошим подспорьем семейному бюджету.

- Кладете ли вы что-нибудь в банк?

- Не всегда, и если бы не зарплата моей жены, то мы проходили бы «по нулям».

В тарифном договоре для шахтеров на этот год говорится, что каждый шахтер получит в конце года так называемые рождественские деньги. А это ни много, ни мало 3898 марок.

Источник: Аргументы и факты. - 1991. - № 8.

Верхний-низший класс включает средне - и малоквалифициро­ванных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой пове­дения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные раз­влечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитера­турной лексики.

Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, черда­ков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они либо не имеют никакого образования, либо имеют только начальное, чаще всего перебиваются случайными заработками, попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вслед­ствие беспросветной бедности и унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды рек­рутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. п.

Рабочий класс в современном постиндустриальном обществе включает два слоя: нижний-средний и верхний-низший. Все ра­ботники умственного труда, как бы мало они ни получали, никог­да не зачисляются в низший класс.

Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие и т. д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включают­ся не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, кото­рую заполняют главным образом малоквалифицированные ра­ботники умственного труда - служащие.

Возможен иной вариант: квалифицированных рабочих не включают в средний класс, но они составляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в' следующий слой среднего класса, ведь само понятие «специалист» предполагает как мини­мум образование в объеме колледжа.

Между двумя полюсами классовой стратификации американ­ского общества - очень богатыми (состояние - 200 млн дол. и бо­лее) и очень бедными (доход менее 6,5 тыс. дол. в год), состав­ляющими от общей численности населения приблизительно оди­наковую долю, а именно 5%, расположена часть населения, кото­рую принято называть средним классом. В индустриально разви­тых странах она составляет большинство населения - от 60 до 80%.

К среднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (менедже­ров).