Смекни!
smekni.com

Бедность как социальный феномен (стр. 3 из 4)

Среди обитателей дна мало лиц с высшим образованием. Однако большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специ­альное образование; в то же время 6% полу­чили высшее образование; его имеют также бомжи и проститутки. В глазах обществен­ности внешний вид пауперов является одним из основных индикаторов принадлежности к социальному дну. Пауперы воспринима­ются как люди, "имеющие аморальный об­лик" (62% экспертов); "неопрятные, опус­тившиеся" (60% населения и 62% экспер­тов). Однако половина пауперов не согласна с этой оценкой. Почти три четверти (71%) из них лишены постоянного жилья, две тре­ти (62%) не имеют родных и близких, одна треть (30%) фактически изолированы от об­щества.

Около 14% маргиналов живет небольши­ми группами или колониями, остальные - в семьях и одиночками. Места обитания пред­ставителей социального дна весьма разно­образны: они селятся в квартирах (своих или своих знакомых), в подвалах и на черда­ках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в тепло­трассах и канализационных коллекторах, на свалках. Наиболее неустроенными являют­ся бомжи и беспризорные дети.

В качестве источников существования следует отметить сбор стеклотары и утиль­сырья, вещей и продуктов на свалках и в му­сорных контейнерах, выполнение различ­ных поручений и перепродажа товаров. Один из основных источников доходов — это подаяние.

Среди нищих и беспризорников самый большой процент алкоголиков и токсикоманов. Большинство представителей дна носит на себе ощутимые следы побоев. Две трети из них питаются крайне нерегулярно и пищей плохого качества. Но в целом они оценивают свое здоровье с умеренной долей оптимизма. Многие из них не пользуются лекарствами. Только треть проституток прибегают к услугам медицинских учрежде­ний и около половины из них не обращают внимание на болезни или лечат их водкой.

Почти абсолютно не охвачены медицин­ским обслуживанием бомжи и беспризор­ные дети.

Российское социальное дно очень опасно. Бомжи и беспризорники склонны к наси­лию; вооружены (по мнению представите­лей дна, 85% беспризорников и 34% бом­жей) холодным оружием, а 28% имеют ог­нестрельное. Среда, в которой обитают бес­призорники, буквально начинена оружием. Особенно часто они употребляют токсиче­ские вещества.

Уличные проститутки своими манерами похожи на беспризорных. Их среда является зоной особой опасности. Среди проституток много людей с криминальным прошлым и бурным криминальным настоящим. Среди бомжей меньше людей, склонных к наси­лию. Они чаще и больше других пауперов пьют алкоголь, но воздерживаются от упот­ребления токсических и наркотических ве­ществ. Значительная доля их попадает в тюрьму.

Причины нисходящей мобильности.

Причины нисходящей мобильности име­ют двоякий характер: внешние (потеря ра­боты, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение, воина в Чечне, последствия войны в Афганистане) и внутренние (людские поро­ки, неспособность к адаптации в новых ус­ловиях жизни, личные качества характера, беспризорное детство плохая наследствен­ность, недостаток образования, отсутствие родных и близких). В обществе доминирует снисходительная установка на проблему бедности, Оправданием бедности служит массовое распространенное мнение, что труд не является источником жизненного успеха. Бедность - это болезнь общества, это не порок, а рок.[7]

Важнейшей причиной, способной привес­ти людей на социальное дно, является поте­ря работы, которая означает социальную трагедию. Подобная позиция определяет и откровенно обвинительные оценки деятель­ности Правительства и Президента. В мас­совом сознании экономические реформы связываются с социальной деградацией, с массовым обнищанием, с жизненными ли­шениями, менее значимыми воспринима­ются влияние криминального мира, война в Чечне и вынужденное переселение (бежен­цы), которое рождает беженцев.

Факторный анализ статистического ансамбля наблюдений позволил выделить 5 глобальных факторов нисходящей социаль­ной мобильности.

Первый из них - фактор политического детерминизма, в соответст­вии с которым нисходящая мобильность рассматривается как результат политики экономических реформ, как последствие войны в Афганистане и Чечне, а также — распада СССР.

Второй фактор — криминальность - объ­ясняет социальную мобильность через связь с криминалитетом, через преступное пове­дение: воровство, вымогательство, насилие, грабежи.

Третий фактор - личное невезение в жиз­ни — связывает социальное дно с болезнями, инвалидностью, с судьбой, с плохим воспи­танием в семье.

Четвертый фактор - собственная вина, склонности к порокам, объясняющие нисхо­дящую социальную мобильность через пьянство, наркоманию, токсикоманию, про­ституцию.

Пятый фактор - социальная изолирован­ность, которая базируется на отказе подчи­няться социальным нормам, беспризор­ность, оторванность от общества, потери связей с семьей, близкими, лишение работы, веры в Бога.

По оценкам экспертов в числе групп рис­ка попасть на социальное дно оказываются:

одинокие пожилые люди (шансы попасть на дно равны 72%), пенсионеры (61%), инвали­ды (63%), многодетные семьи (54%), безра­ботные (53%), матери-одиночки (49%), бе­женцы (44%), переселенцы (31%). Напро­тив, у них нет шансов для движения вверх по социальной лестнице. Такими шансами обладают лишь те, кто уже занял опреде­ленные социальные позиции в обществе.

Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профес­сиональными слоями населения. Социаль­ное дно готово поглотить и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабо­чих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, уче­ных. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действу­ет эффективный механизм всасывания че­ловека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические рефор­мы в том виде, как они проводятся сегодня, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Разумеется, что социальное дно (в весьма ограниченных размерах) существовало и раньше. Однако реформы сильно усугубили процессы нисхо­дящей мобильности. И теперь значительно сложнее выбраться из социальной ямы, оп­ределить восходящую социальную силу для людей дна. Сами они оценивают эту силу крайне низко. Только 36% считают, что можно выкарабкаться из социальной тряси­ны, 43% — что такого на их памяти не было, 40% утверждают, что иногда и такое случа­ется.

Представители дна не рассматривают свое положение преступным и не принима­ют силовых методов борьбы. Они надеются на социальное содействие и понимание со стороны общества: трудоустройство и предо­ставление посильной работы, дома для обез­доленных и пункты питания, материальная и медицинская помощь. В то же время "больное" общество видит в социальном дне преимущественно источник зла.

На грани «дна».

Процесс социальной дифференциации стре­мительно нарастает: богатые делаются еще богаче, а бедные - нищают. В результате формируются два мира, две России, со свои­ми социокультурными ценностями, обра­зами жизни и образами поведения (культу­рами): мир богатейшего и состоятельного сословия и мир беднейших (аутсайдеров), официально называемых неудачниками. Ра­дикально отличаются у представителей раз­ных имущественных слоев все жизненные перспективы - от социального роста и слу­жебного положения до взаимоотношений в семье и интереса к работе. Потеря социаль­ных жизненных ориентиров очень сильно связана с уровнем доходов и качеством жиз­ни. Именно здесь, в слое неимущих и бедно­го населения, формируется особый, можно сказать, новый слой — "придонный". Та группа людей, которая уже втягивается на социальное дно. Здесь люди вынуждены окончательно рвать связи с "большим" об­ществом, они ломаются под тяжестью не­удач и социального отторжения.

Проблема поиска места в жизни сущест­венным образом влияет на социальное са­мочувствие и на характер социального оп­тимизма. Если большинство богатых смот­рит в будущее с надеждой или по крайней мере спокойно, то представители бедных не ждут от жизни ничего хорошего; для их ми­роощущения характерен пессимизм и отчая­ние. В этом психологическом явлении бед­нейших видно состояние придонья: они еще в обществе, но с отчаянием видят, что здесь им не удер­жаться. 83% неимущих россиян и 80% бед­ных постоянно испытывают чувство трево­ги. Их волнует не столько низкая заработ­ная плата, сколько ее невыплаты, не столько экономическое положение отрасли, сколько состояние их предприятия. Причи­на подобной избирательности связана даже не с тем, что они тяжело живут, а со стрем­лением выжить. "Придонье" — это зона до­минирования социальной депрессии, об­ласть социальных катастроф, в которых окончательно ломаются и выбрасываются из общества люди.

Процесс формирования слоя связан чаще всего с объективными причи­нами и показывает характер втягивания лю­дей в воронку социального дня. Сюда могут попасть образованные и необразованные, квалифицированные и неквалифицирован­ные. Образование, уровень культуры позво­ляют человеку более надежно оставаться на плаву, не выпадать из круга социального взаимодействия. Однако в условиях крайней нищеты человек все равно попадает в груп­пу риска: он может потерять семью, запить, втянуться в круг криминальной деятельно­сти. Удержаться на этой грани непросто. Люди, оказавшиеся в весьма стесненных экономических обстоятельствах, понимая и чувствуя это, естественно, испытывают состояние глубочайшей социальной депрес­сии. Природный слой формируется как бы помимо воли людей, как результат действия неких глобальных сил. В состав этих социотектонических структур входит экономиче­ское реформирование, опускающее в при­донный слой вполне социабельные сосло­вия. Попадание в природный слой характе­ризуется высоким уровнем пессимизма: лю­ди одиноки, считают себя находящимися на грани краха. Придонный слой, как край со­циальной воронки, сравнительно невелик (5% от населения) и сюда нельзя относить всех неимущих. Однако именно в этой страте есть люди, которые уже начали втяги­ваться в социальную бездну и большинству из них самостоятельно не выплыть. Оказы­ваясь на краю социальной деградации, соци­ального падения, люди чаще всего не видят источников поддержки и начинают испыты­вать состояние паники. Неимущие готовы ожидать помощи только от Бога.