форм объективизированной жизни. Мужская стратегия, доведенная до предела,
привела бы к превращению человека в инструмент, к опустошению личности во имя
внешних достижений. Центр мужской личности слабо связан с периферией. Поэтому
мужчина может с воодушевлением предаваться занятиям, не соответствующим его
природе. Ему труднее, чем женщине осознать свое призвание. Экспансия вовне -
постоянная доминанта его действительности, которая сближается с доминантой жизни
как таковой, тоже стремящейся вырваться из всяких границ. Тоталитарный строй и
хаотизация мира - равновероятные результаты "чисто" мужской деятельности. Даже
внешний облик мужчины: угловатость мускулов, грубость очертаний руки говорят о
силе, агрессивности, характеризуют мужчину как эксцентрическое, инструментальное
существо.
Женщина по природе интровертна, целостна, инертна. Она обладает устойчивым ядром личности, которое легко и непосредственно выражается даже в самых
малозначительных действиях. Женщина не склонна задумываться о своем призвании и
предназначении. Она обретает смысл жизни не во внешнем деянии или реализации
отдаленной цели, а в сиюминутных поступках - жесте, мимике, речи. Женщина всегда
"у себя дома", тогда как мужчина - "всегда в пути". Если женскую стратегию
довести до крайнего предела, то мы придем к животному существованию или чистой
духовности, не имеющей никаких внешних, утилитарных задач. Если мужская природа
конгениальна жизни, то женская природа конгениальна человеческой природе. Ведь
особенность человека в том и состоит, что он, в принципе, способен и не иметь
внешней цели, тогда как всякое животное поставлено перед необходимостью жить за
счет чего-то или кого-то. Женщина возвышается над ходом времени. Мужчина
удовлетворен тогда, когда "растворяется" в нем. Женская деятельность направлена
не на переустройство мира, а на укрепление собственной души и ближайшего
окружения, которое есть для нее продолжение внутренней жизни. Мужчина живет
будущим и отдаленным. Женщина - настоящим и близким.
Женщина служит интересам сегодняшнего дня, создает дом, семью, охраняет те
границы и устои, которые существуют сегодня. "Верность" - ее экзистенциальная
характеристика. Мнение о "склонности женщины к измене" - ложно. Оно является
лишь плодом гиперболизированной мужской ревности, имеющей корень в том, чтобы
обладать женщиной как вещью. Мужчина - прирожденный нарушитель границ, часто не
в ладах с законом. Преступников, предателей, имморалистов больше среди мужчин,
чем среди женщин. Облик женщины - плывущая мягкость походки, непринужденность,
естественная красота телодвижений говорят о прочности и эмоциональной
насыщенности ее внутреннего мира, слитности внутреннего и внешнего. Истина
женщины - в ней самой, а мужчина должен найти, создать свою истину. Мужская
истина - инструментальна, соответствует задачам того дела, которым он занят.
Женская истина - онтологична, совпадает с ее бытием. Она не разделена на
"отрезки" рациональными проектами, сменяющими друг друга в процессе жизни.
Женщина легко, не задумываясь, реализует свои душевные стремления, не считаясь
часто ни с логикой, ни с этикетом. Непоследовательность, бестактность,
чрезмерная откровенность - свойственны женщине, но не из-за ее внутренней
"ненадежности", а потому, что ее сущность не соответствует безличным требованиям
господствующей мужской культуры. Женская энергия свободно выливается в действие
и в речь, тогда как мужчина долго сомневается и колеблется, прежде чем на
что-нибудь решиться.
Мужчина - логичней, рациональней, беспристрастней женщины. Отвлеченная философия
соответствует его душевной потребности. Но почему он философствует? Потому что
не ощущает непосредственного смысла жизни, ставит перед собой сомнительные,
труднодостижимые цели. Женщина менее склонна философствовать, ведь смысл жизни
она ощущает непосредственно.
Великое творение женщины - Дом. Значение дома для культуры часто не понимают, недооценивают. Домашняя жизнь считается чем-то малозначительным по сравнению с публичной жизнью. Однако именно дом является первичной "клеточкой" культуры. В доме снимается противоречие объективного и субъективного, а тревожащая текучесть жизни чудесный образом стабилизируется в определенных границах времени и
пространства. Только женщина способна вдохнуть жизнь в беспорядочный конгломерат
вещей, привычек, воспоминаний, которые мы называем домом. Мужчина приходит в
дом, но не создает, не поддерживает его. Объективная мужская культура - это
"бездомное" пространство, но каждый раз заново организуемое и наполняемое.
Женская профессия домашней хозяйки не исключает публичных духовных и творческих
функций. "Малые" пространства публичной жизни - салон, клуб, театральная сцена -
становятся живыми и уютными, как только женщина делает их подобием дома.
Сегодняшняя культура - наука, техника, торговля, военное дело - мужское
творение, ориентированное на внешнюю, отдаленную цель, а не на развитие личности
и облагораживание жизни. Мужчина свободно чувствует себя в раздробленном мире
внешних, отчужденных форм.
Это дает ему житейское преимущество перед женщиной, но не возвышает духовно. Нет уверенности в том, что культура и дальше будет сохранять свой отчужденный,
внедомашний характер. Феминистическое движение, как полагает Зиммель, имело
первоначально, хотя и смутную, но верную цель: покончить с отчуждением, создать
мир, подобный дому, "прозрачный" для личных отношений. Однако под влиянием
мужских установок, которые ассимилировались женщинами, начавшими заниматься
политикой и администрированием, феминистки "сбились с пути", стали добиваться
равноправия "внутри" специализированных областей мужской культуры, примирившись
с ее первоосновами. Успех сопутствовал здесь лишь меньшинству женщин, готовых
предательски идентифицировать себя с мужской ролью. Для женского большинства
доступны лишь "пробелы", "задворки" мужской культуры, которые мужчины сами либо
не хотят, либо не могут осваивать.
Тем не менее, успехи женщин в этих "пробелах" красноречиво свидетельствуют об их уникальных способностях, многие из которых не раскрыты, не выявлены, специально
никак не культивируются. Есть ряд областей культуры, в которых женщина действует
особенно успешно.
Во-первых, это - медицина. Не только лечение, но и медицинское обследование
часто оказывается неэффективным из-за того, что мужчина-врач не в состоянии
вчувствоваться в душевное состояние пациента. Он изучает и лечит "симптомы". А
женщина-врач вступает с пациентом в душевный контакт и улавливает тонкие связи
между направленностью характера и болезнью. Ее сочувственная позиция помогает
больному быстрее выздороветь.
Вторая перспектива для женщины - историческая наука. Ничего значительного нельзя сделать в истории, если ограничиваться рассудочной констатацией объективной
последовательности фактов. Огромное количество пересекающихся
причинно-следственных связей исключает возможность строго линейной, рациональной
схемы исторического процесса. Историк-женщина создает понятную и впечатляющую
картину событий интуитивно, поскольку легко может - в качестве мыслящей,
сопереживающей личности - поставить себя в центр исследуемого процесса.
Фантазия, чувство, воображение сильнее у женщины, чем склонность к фактографии и
логическому мышлению. Поэтому ей понятней и ближе тайные замыслы государственных
деятелей, смутные цели народных движений и даже сокровенный смысл древних
надписей на камнях.
Третья, особенно богатая для женщин возможностями область - искусство. Правда,
из-за значительного веса в художественном творчестве мужских - языковых и
логико-идеологических каноновых форм, многие творения женщин в области поэзии и
литературы выглядят бледно. Но в тех жанрах, где форма неустойчива или слита с
содержанием, как, например, в народной песне, танце, актерской игре - там
женское творчество богато и проникновенно.
Художественной формой, как бы специально предназначенной для женщины, является роман. Строго говоря, роман вообще не имеет формы. Есть роман любовный,
исторический, приключенческий, биографический, производственный, политический,
стихотворный и т.п. Идеальный роман есть фрагмент жизни и одновременно - нечто
самодовлеющее. Это дом, мир в миниатюре. При этом никакой роман никогда не
бывает завершенным.
Женская личность, по Зиммелю, явственно проступает на ранних и поздних стадиях развития - когда формы культура либо еще не сложились, либо уже "отслаиваются" от содержания и творчество становится свободной игрой ума и воображения.
Примерами могут служить народная песня - с одной стороны, а математика - с
другой.
Даже философия, возможно, окажется более богатой и плодотворной, если станет
достоянием женского ума. Сегодняшняя европейская философия имеет привкус мужской
грубости, бездомности и провинциализма. Она лишена легкости, непосредственности,
которые были свойственны греческим философам, понимавшим значение андрогинизма,
гармонического слияния женских и мужских качеств в одном человеке. Полная
самореализация и творческая мощь доступны только андрогину.
Низшие - материальные и высшие - духовные формы культуры - кажутся бесполыми.
Поэтому они более органичны для женщин. Если техника, наука, торговля, бизнес,
финансы, архитектура - это "средне духовные", мужские понятия, то вышивка,
кухонная стряпня, - с одной стороны, чистая математика и философия - с другой,