влекут к себе женщин. В ручном искусстве, украшении тела, выделке одежды,
культивировании жеста, мимики, походки, женщина превосходит мужчину.
Факты большего физического сходства между мужчиной и женщиной у примитивных
народов, чем у цивилизованных и стирание половых различий в одежде и манерах
поведения у нынешней культурной элиты, у "эмансипированных" женщин, также
говорят о "бесполости" низшего и высшего уровней объективной культуры.
Доминирование в современной культуре "средних" форм делает ее мужской,
патриархальной.
Там, где импульсивность и непосредственность легче проявляются, где они не
выпадают из культурного контекста, там женская сущность выражается полней.
Стопроцентно женской выглядит в свете сказанного авторская игра актера на сцене.
"Центр" и "периферия" личности должны совпадать. Идеальный актер чувствует,
мыслит и действует одновременно, как это свойственно женщине. Великая актриса на
сцене полностью растворяется в роли, не имеет собственной личности. Если
актер-мужчина добивается того же, это может быть результатом присутствия в его
личности сильных женских компонентов того, что он "не играет", а вкладывает в
роль свое, личное. Не случайно именно романские народы, которым издавна
приписывали женственность характера, создали театр и вообще более успешно
проявляли себя в искусстве, чем немцы и англичане, за которым закрепилась
репутация "мужественных", хозяйственно-технических наций.
Таким образом, "объективная культура" - адекватна мужской природе. Но нельзя
сказать, что "субъективная культура" - женская. Скорее, в женщине мы видим
стирание оппозиции "объективное - субъективное" и даже стирание
противоположности природных и культурных элементов. Это иллюстрируется
символикой Дома как женского творения. С одной стороны, дом есть вся культура,
обиталище человека, особый способ формировать и упорядочивать Жизнь как целое.
Можно сказать, что Дом есть женская рациональность. В утопических проектах она
стремится охватить все общество. Государство - это мужская рациональность,
могущая организовать лишь внешние, периферийные элементы жизни. В государстве
форма, закон, всегда преобладают над содержанием, тогда как в доме соединяются
содержательные элементы культурного космоса.
Те, кто изучают процесс гуманизации законов и смягчение нравов в истории,
нередко связывают их с возрастающим влиянием женщин. Однако, ни отмена рабства и
крепостного права, ни гуманизация военных обычаев, ни отмена пыток и помощь
бедным в государственных масштабах не связаны, насколько нам известно, с
действиями именно женщин. Влияние женщин на мужскую объективную культуру, на
самих мужчин, действительно, велико. Но оно состоит не в непосредственном
усвоении мужчинами женских чувств и оценок, а в придании ценности, культурной
объективности тому, что уже имеется у мужчины в латентном виде. Рядом с женщиной
мужчина ощущает свою силу, значимость. Определение женщины как "прекрасного
пола" - не простая банальность. Если свести все признаки "мужественности" и
"женственности" и выразить двумя словами, то можно сказать, что мужчина должен
быть "значителен", а женщина - "прекрасна". Значительность - это способность к
целеустремленному, результативному действию. Прекрасное - это самодостаточное,
совершенное и гармоничное. Но ведь в достижении прекрасного состоит цель
человека вообще.
Зиммель сомневается в том, что мужскую, под преимуществу объективную культуру можно реформировать в женскую, равно как и в мечте феминисток о параллельной, независимой от мужской - женской культуре. Скорее следовало бы воспитывать женщин так, чтобы образовывать и культивировать в них женскую сущность.
7. Список используемых источников
1. Соколов Э.В., Георг Зиммель: философия культуры, Санкт-Петербург, 2003.
2. Интернет: http://www.krotov.net
3. Интернет: http://www.countries.ru/library/rspersons/index.htm
4. Интернет: http://sociology.agava.ru