Предисловие.
Данная тема предусматривает рассмотрение понятия демократических режимов. В работе я попытаюсь определить это понятие, всесторонне раскрыть его раскрыть его на исторических примерах. В работе будут затронуты исторические типы демократических режимов античной Греции и Рима, проведены аналогии с режимами современных демократических стран. Рассмотрение Древней Греции и Рима кажется мне наиболее рациональным, так как именно в этих странах зародилась демократия, сложились ее основные принципы и идеалы. В последующих работах по данной теме я намерен именно так, исторически, проследить эволюцию демократии до сегодняшнего дня.
Введение
Прежде чем переходить к непосредственному изучению режимов античных стран, необходимо определить основные принципы, ценности, идеалы демократии. На сегодняшний день существует некоторый «набор» обязательный для любого режима, считающегося демократическим. Демократия в переводе с греческого означает народовластие, и первым принципом демократии должна быть именно власть народа, а не власть диктатора, короля, монарха, олигархов. Вторым принципом является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, так как сосредоточение всех трех веток власти в одном органе, лице влечет неограниченные полномочия данного органа, лица и его диктаторскую власть. Наличие же трех властей подразумевает их взаимное ограничение и уравновешивание, существования системы сдержек и противовесов. Третьим принципом, на мой взгляд, является ограничение власти законом, особая роль должна быть отведена правовой базе государства. По-моему демократическое государство в первую очередь должно быть правовым, с равными правами и обязанностями для каждого члена общества. По определению русского юриста В. М. Гессена, «правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним». То есть это государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности. Главной ценностью и задачей демократического государства должно быть достижение свободы, свободы для каждого гражданина делать то, что он желает, это включает и свободу слова, и свободу печати, и вероисповедания и так далее. Для демократического государства важно обеспечить защиту интересов личности, создать условия для ее всестороннего развития, так как в первую очередь государство должно заботиться о каждом человеке, будь он президентом или же самым последним пьяницей, у всех должны быть равные возможности.
На основе выделенных принципов демократического государства я и попытаюсь охарактеризовать государства античности, сравнить их с современными государствами.
Глава 1.
Демократия в Греции, её два вида – Спарта и Афины.
Сама демократия, также как и понятие демократии зародилось в древнегреческих государствах. Почему государствах? Потому что Древняя Греция никогда не была единым государством, она представляла собой множество маленьких полисных государств, со своими видами правления, со своими принципами государственности. В принципе появлению множества полисов способствовали географические факторы Античной Греции. Греция - страна, иссеченная Балканскими горными хребтами, затрудняющими соединение разных частей государства. Что пресекало всякие возможности для политического объединения и определило отсутствие централизованного управления. Так что естественные условия предопределили возникновение и развития многочисленных, небольших изолированных друг от друга городов-государств – полисов. Полис представлял собой закрытое государство со своими священными для жителей формами политического устройства, традициями обычаями, правом. Древнегреческие полисы подарили миру множество разнообразных форм правления, включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии.
Основные принципы демократии были сформированными известными древнегреческими мыслителями. "Отец истории" Геродот (484-425 гг. до н.э.) был родоначальником понятия "демократия" и выделял два основополагающих принципа афинской демократии: свободу слова и равенство всех граждан перед законом.
Фукидид (460-395 гг. до н.э.) передает известную "Речь на панихиде" афинского государственного деятеля Перикла, в которой тот отдает дань погибшим в первый год Пелопоннесской войны (между Афинами и Спартой) афинянам и говорит об особенностях афинской демократии:
"... Наша конституция называет наше государство демократией потому, что власть находится в руках народа, а не меньшинства. Когда речь идет о разрешении частных конфликтов, все равны перед законом; когда речь идет о том, чтобы возложить на кого-то большую меру ответственности перед обществом, для нас важна не принадлежность человека к определенному классу, а его реальные способности. И если человек способен служить государству, он не может быть лишен данной возможности по причине своей бедности... В нашей частной жизни мы свободны и терпимы, однако в общественных отношениях мы соблюдаем закон.
Мы добровольно подчиняемся тем, кого мы избрали в органы управления, а также строго следуем законам, особенно законам, защищающим права угнетенных, и тем неписаным законам, нарушать которые считается позором.
После работы мы наслаждаемся всеми видами отдыха, приносящими пользу нашему духу. Круглый год проводится множество различных состязаний и жертвоприношений; в наших домах царят красота и хороший вкус, которые ежедневно дарят нам радость и помогают забыть о проблемах.
Наша любовь к прекрасному не приводит нас к экстравагантности; а наша любовь к духовному не делает нас более податливыми. Мы считаем, что богатство должно использоваться разумно, а не служить объектом для бахвальства. В нашей стране каждого волнуют не только свои собственные проблемы, но и проблемы государства в целом: даже те, кто занят исключительно своими делами, прекрасно информированы в области политики - и в этом наша особенность, мы не считаем, что тот, кто не интересуется политикой, занят своими делами, мы считаем, что такому человеку здесь нечего делать..."
Платон (427-347 гг. до н.э.) выделял пять форм правления: аристократию (правление лучших, благородных); тимократию (правление честолюбивых); олигархию (правление немногочисленной группы сильных и имущих); тиранию (разновидность монархии) и демократию (результат мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих богатых и знатных). В дальнейшем он свел типологию к двум формам: монархии и демократии. По его мнению, монархия опасна избытком власти, а демократия - избытком свободы, поэтому надо придерживаться середины между этими крайностями.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выделял "правильные" и "неправильные" формы государственного устройства. К первым он относил царскую власть, аристократию и политию (смешанный государственный строй); а ко вторым - тиранию, олигархию и демократию (он ставил знак равенства между демократией и охлократией - "властью толпы"). Аристотель считал, что если большинство правит в интересах общей пользы, то это можно назвать политией. Аристотель разработал главные принципы правильного демократического правления: богатые и бедные участвуют в управлении на равных условиях; занятие должностей ограничено имущественным, хотя и невысоким цензом; к занятию должностей допускаются все граждане, за исключением тех, кто подвергся судебному преследованию или атимии (лишению гражданской чести); основой демократического правления является господство закона.
Постепенно из множества древнегреческих полисов выделяются два крупнейших, где появилась и развивалась демократия. Этими полисами были Спарта и Афины. Общим у этих двух государств было существовании так называемой демократии для избранных, так как в этих государствах демократия существовала при наличии рабовладельческой формы общественного устройства. Вместе с тем существовали определенные различие, спартанскую демократию. Говоря современным языком, можно назвать аристократической демократией, правлением верхушки общества, тогда как в Афинах сложилась форма правления наиболее близкая к современным демократическим государствам.
1.1. Демократия по - спартански.
Многие историки характеризуют Спарту, как аристократическое, военно-лагерное государство, где ради подавления огромной массы населения (илотов) искусственно сдерживалось развитие частной собственности, и безуспешно стремились сохранить равенство среди самих спартиатов. В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений.
Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Каждый спартиаи имел земельный надел (клер), с прикрепленными к нему рабами- илотами. Формально спартиаты были равны: они носили одинаковою одежду, вооружение. Для поддержания единства организовывались общественные трапезы – сисситии, организованные за счет ежемесячных взносов спартиатов. Порции на таких трапезах были равными для всех участников. Также поддержанию единства способствовали правила против роскоши и правила, запрещающие торговлю.
Однако эти ограничения не могли предотвратить имущественной дифференциации, подрывающей единство и «равенство» спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность спартиатов из-за этого неуклонно сокращалась.