Министерство образования Российской федерации
Северо-Кавказский государственный технический университет
Кафедра социологии и социальной работы
Курсовая работа
По дисциплине: социальная антропология
На тему: “Институт семьи и брака в традиционном обществе”
Студента СПФ
3 курса группы с – 011 ДО
специальности 020300 – социология Карамышева Р. А.
Руководитель доцент, к. с. н.
Лушников Д. А.
Дата защиты
курсовой работы _______________
Дата выставления оценки оценка_______
Ставрополь 2003 г.
Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1 6
1.1. Классификация семьи 7
1.2. Социальные функции семьи
1.3. Исторические типы брака
1.4.Выбор партнеров
1.5. Эволюция семьи и брака
Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция семейно-брачных отношений.
2.1. Брак в древности
2.2. Европейский брак в средневековье и Возрождение
2.4 .Языческая семья
2.5. Христианская модель семьи
2.6. Внутрисемейные отношения по «Домострою»
2.7. Вдовство в традиционном обществе
Заключение
Список литературы
Актуальность проблемы исследования.
Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно-исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель исследования можно представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института.
Объект исследования: социальный институт семьи и брака.
Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.
Задачи исследования:
1. рассмотреть классификацию семей и брака;
2. изучить социальные функции семьи;
3. рассмотреть исторические формы брака;
4. проследить эволюцию семейно-брачных отношений.
Методология исследования: в данной курсовой работе использованы методы изучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа форм брака и семьи в традиционном обществе.
Глава 1
1.1 Классификация семьи
Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией.
Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с родственниками жены (матрилокальность), либо сродственниками мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене мужа.
Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком. По критерию местожительстваконъюгальная семья относится к дислокальному браку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более широкую свободу в исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское общества принадлежат к конъюгальному типу, а старокитайская семья была патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.
Кроме того, выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетные семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи). [1; 293-295]
1.2.Социальные функции семьи
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
1.4. Исторические типы брака
в истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)
- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).
- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. [1; 312-313]
1.3. Выбор партнеров
Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.
Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками” которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.