При создании Европейских сообществ было выражено желание прийти к единой валюте и валютной политике. Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ . С того времени ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета “Общего рынка” и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах. Следует отметить, что введение новой денежной единицы не без основания рассматривается как попытка установить некий противовес американскому доллару.
Одной из особенностей Европейских сообществ является одновременное действие значительного числа правовых норм, образуемых, во-первых, актами, образовавшими сообщества, т. е. договорами об образовании сообществ ( Парижский договор об образовании ЕОУС1951 года, Римские договоры об образовании ЕЭС и ЕвроАтома 1957года ), а также Единым европейским актом, подписанным в 1986 году всеми государствами - членами сообществ, и во-вторых, актами, принятыми органами Европейских сообществ на основе имеющихся у них полномочий. К этому следует добавить, что иногда эти полномочия толковались весьма вольно и издающие их органы подчас выходили за установленные для них границы, установленные договорами, т. е. актами, требующими не только подписания уполномоченными на то лицами, но и ( по крайней мере во многих странах ) ратификации в закрепленном конституциями государств-членов порядке. Таким образом, возникла проблема, с одной стороны, правовой силы актов Европейских сообществ, а с другой - пределов возможного действия этого права на государства-члены с учетом того, что эти пределы могут не зависеть от каждого отдельного государства. В связи с этим юристы - сторонники европейской интеграции выдвинули в конце 70-80 годов теорию интеграции посредством права.
Основополагающие договоры не только уполномочили органы Европейских сообществ на издание нормативных актов. Они потребовали от государств-членов не издавать акты, противоречащие целям сообществ, и запретили им своей законодательной практикой способствовать реализации таких актов.
В результате того, что правовые предписания в Европейских сообществах характеризуются стремлением создать “единый правовой порядок”, уже создана правовая система, выходящая за рамки международного права, которое обычно находится вне национальных правовых систем. Необычность же европейского права проявляется как в собственно совместном правовом порядке сообществ, так и в его интеграции с национальными правовыми порядками государств-членов.
Совместный правовой порядок образуется нормами, принадлежащими к трем большим группам.
1. Первичное право.
Первичное право включает не только первоначальные договоры(т. е. договоры, учредившие сообщества), но и Брюссельский договор 1965 года, создавший единые Совет и Комиссию для трех сообществ, Люксембургский договор 1970 года по проблемам бюджета и финансирования и т. д., а также соглашения, которым решения Суда придали “такую же императивную силу”, как и всем выше названным договорам. В процессе функционирования сообществ договоры, образовавшие сообщества, стали рассматриваться как договоры “особого рода”, отличающиеся от актов международно-правового характера. В решении Суда сообществ 1963 года, например, утверждалось, что нормы этой группы “более, чем соглашения, только создающие взаимные обязательства между участвующими государствами”, и что сообщества образуют “новый правовой порядок, субъектами которого являются не только государства-члены, но также и граждане”.
2. Производное право.
Производное право составляют акты, которые созданы органами сообществ во исполнение норм первичного права и для реализации установленных им целей. К этой же группе актов относятся так называемые конвенционные акты, т. е. соглашения, заключенные сообществами с третьими странами или международными организациями. Из общего числа норм производного права необходимо выделить группу норм, обязательных для исполнения: регламенты, директивы и решения. Эти нормы должны применяться во всех государствах-членах либо непосредственно ( регламенты ), либо после их имплементации национальными органами. Это проистекает как из текста договоров, так и из решений Суда. Суд, в частности, 14 декабря 1971года установил, что регламент автоматически включается в правовой порядок государствчленов и тем самым отменяет противоречащие положения национального права.
3. Судебные нормы.
Нормотворческя деятельность Суда сообществ заняла столь большоеместо в деятельности правотворческих органов, что можно рассматривать это судебное право в качестве третьей составной части права Европейских сообществ. Вопервых, Суд занимает особое место винституционной системе сообществ, позволяющее ему интерпретировать и применять нормы, не будучи связанным при этом никакимидругими учреждениями. Вовторых, Суд возглавил систему судебногоконтроля, осуществляемую им при рассмотрении самых различныхтяжб. Втретьих, особое место решений Суа сообществ обусловленотем, что судьи этого Суда свободны в выборе методов толкованиявозникающих перед Судом вопросов.
Именно Суду сообществ принадлежит ведущая роль в реализации процесса проникновения европейского права в правовой порядок государств-членов. Это достигается четырьмя методами: заменой, гармонизацией, координацией и сосуществованием.
Суть замены должна состоять в том, что первичное право, автоматически включаясь в правовую систему каждого государства-члена, заменяет или лишает силы любую норму, ему противоречащую. В результате во всех государствах создается как бы единая правовая база, являющаяся образцом, которому должно соответствовать все остальное национальное законодательство. В связи с этим все элементы национального права должны быть гармонизированы с европейским правом.
Своего рода разновидностью метода гармонизации является методкоординации. Его особенность заключается в том, что он используется в ситуациях, когда не возникает потребности в изменении нормы национального права, однако воздействие этой нормы наобщественные отношения не соответствует общей идее европейского права. В процессах гармонизации и координации велика роль судебных органов. Именно судебные органы первые сталкиваются с проблемой противоречия норм национального права праву сообществ. Этообстоятельство было учтено создателями Суда сообществ, которыенаделили его обязанностью обеспечивать соблюдение права путемтолкования и применения Договора о ЕЭС. Отсюда были сделаны теоретические и практические выводы, направленные на расширениевлияния институтов сообществ посредством расширения сферы применения европейского права.
Признание нормы национального права, противоречащей праву сообществ, фактически означает лишение национальной нормы юридической силы и замещение ее нормой, сформулированной Судом сообществ при рассмотрении конкретного дела. Этот правовой порядок дает возможность существенно ограничить полномочия национальных нормотворческих органов. Это вызывает тревогу сторонников принципов национального суверенитета.
Последний из четырех методов проникновения европейского права в правовой порядок государствчленов метод сосуществования. Суть его состоит в том, что государствочлен дополняет норму европейского права национальными нормами, обеспечивающими более полное исполнение европейской нормы в специфических условиях национального права государствачлена.
Уже несколько десятков лет существуют Европейские сообщества, и процесс правовой интеграции очевиден, но несмотря на это он сталкивается со значительным сопротивлением влиятельных кругов практически во всех государствахчленах. В основе этого сопротивления, как представляется, лежат экономические интересы значительной части национальных финансовых и промышленных сфер.
Сопротивление процессу правовой интеграции проявляется при обсуждении многих законопроектов в национальных парламентах, рассмотрении судебных дел и, конечно, в трудах тех юристов, которые считают, что эффективная защита национальных интересов невозможна без сохранения национального суверенитета.
В чем же проблема, причина ? Вот один из примеров: Гармонизация национальных законодательств дело далеко непростое, поскольку оно затрагивает наиболее уязвимые стороны жизни различных общественных слоев. Особую сложность представляет эта проблема в области тех налоговых систем, где вопрос распределения государственных доходов между прямыми и косвенными налогами имеет и социальные аспекты. Косвенные налоги в меньшей степени обременяют высокооплачиваемые слои общества и крепче бьют по бюджету тех, у кого заработки низкие. К тому же, налоговые системы различных стран развивались органически, а посему они с трудом поддаются изменениям.
Первым шагом в этом направлении стало введение во всех странах ЕС системы налогов на добавленную стоимость как единой системы налога с оборота. Преимущество данной системы состоит в том, что она позволяет освободить товары от налогового бремени на границах и поэтому является нейтральной по отношению к их конкурентоспособности.
Еще пример:
Большие неприятности странамчленам “Общего рынка” доставляет существование различных стандартов и технических норм в отдельных отраслях, как, например, в области здравоохранения, охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т. п.