Терроризм – это применение устрашающего насилия как средства воздействия на государство, общество, личность в политических или криминальных целях. Его признаками являются:
- применения в качестве основных методов насилия и устрашения;
- стремления оправдать свои действия высокими нравственными мотивами, необходимостью достижения политических или идеологических целей;
- нанесения ущерба третьим лицам, то есть людям, непосредственно не участвующим в конфликте;
- публичность и гласность, в той или иной мере пропагандистский характер террористических акций;
- терроризм оправдывается его идеологами как последнее средство борьбы с более сильным противником.
Современный терроризм - явление неоднородное как в идеологическом плане, так и в том, что касается мотивации действий, масштабов осуществления акций, средств и целей. Например, в "Белой книге российских спецслужб" выделяются следующие направления в современном терроризме: социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический терроризм, включающий в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического или политического диктата инонациональных государств и монополий; терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно[9].
Составной, но достаточно автономной частью религиозного терроризма является терроризм исламский. Он многообразен, в нем представлены борющиеся между собой группировки различных исламских направлений, течений, сект, учений (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и др.).
По данным западных спецслужб, число исламских террористических организаций выросло с 13 в 1968 г. до 100 в 1999 г., а общее число активных членов организации, способных совершать террористические акты, составляет около 50 тыс. человек[10]. К числу исламских террористических организаций можно отнести следующие фундаменталистские движения и группировки: в Египте - "Братья-мусульмане" и их зарубежные филиалы, "Гамаа исламия", "Джихад ислами"; в Иордании - "Воины Аллаха"; в Ливане - "Хезболлах", "Джамаа исламия"; в Йемене "Аль-ислах"; в Саудовской Аравии - "Аль-Фад-жар"; в Пакистане - " Танзим даават уль-Иршад", "Харакят-уль-Ансар"; в Афганистане - "Гамаа аль-афган аль-моджахедин" и "Талибан"; в Турции - "Боз курт" и т.д. На Северном Кавказе к таким организациям можно причислить многочисленные группировки ваххабитского толка - "Исламские джамааты", "Армия имама" и др.
В самое последнее время после дагестанской войны появились новые работы по данной проблеме. Среди них следует отметить дагестанских ученых З.С. Арухова2, Э.Кисриева3, рассмотревших проблему экстремизма в современном исламе.
Объектом исследования данной работы является исламский радикализм и экстремизм в тех формах, которые проявились в различных исламистских движениях в Дагестане и Чечне, а также других республиках Северного Кавказа.
Предметом исследования воздействие исламского радикализма и экстремизма на национальную безопасность России.
Цели и задачи научного исследования.Целью работы является анализ негативного воздействия исламского радикализма на национальную безопасность и целостность России. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
1. Определить идейные истоки исламского радикализма;
2. Рассмотреть основные концепции исламского радикализма;
3. Выявить основные причины распространения исламского радикализма в республиках Северного Кавказа;
4. Определить основные угрозы исламского радикализма в России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I Идеологические основы радикальных и фундаменталистких направлений в современном исламе
§1. Ранние радикальные течения в исламе
Анализируя базовые политико-мировоззренческие постулаты основных доктринальных течений в исламе, можно выделить следующие характерные особенности, лежащие в основе его радикальной составляющей:
1. Тотальность ислама. Под тотальностью большинство ученых понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей1.
2. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов а идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранной общности и особом положении ислама по сравнению с другими религиями2.
3. Аутентичность ислама личности мусульманина. Под аутентичностью понимается полное выражение мусульманской религии в личности верующего, мусульмане всех стран одинаковы, независимо от этнических, расовых и иных отличий. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму" 3. Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различие панисламистские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.
4. Идеализация и мифологизация государственно-политической системы, которая существовала в мусульманском мире в период правления пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов (Абу-Бакр, Омар, Осман, Али), стремление к ее возрождению. В частности, современный пакистанский автор, основатель фундаменталистской организации "Джамаат-и-Ислами" Аль-Маудуди, идеализируя состояние первоначального ислама, пишет: «Вы можете наблюдать, несмотря на жалкое положение, до которого докатилась исламская умма, следы того отпечатка, который она носила на первом этапе своей истории. Если вы заглянете в душу любого мусульманина, каким бы прочным и безнравственным он ни был, и копнете ее, то узнаете, что больше всего он тоскует по тому идеальному обществу, которое основал Муххамед, благословит его Аллах и приветствует, и его праведные халифы. Каждый мусульманин рассматривает этот золотой этап в качестве образца и примера, испытывая к нему пылкую любовь, и мечтает увидеть его еще раз воплотившимся в жизнь»1.
5. Фатализм, фанатизм, мусульманский энтузиазм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству.В свете требования исламской покорности и чувства зависимости в мусульманском теологическом мышлении важное место занимает такая характерная черта как крайний фатализм (кадар). Главная цель догмата божественного предопределения - это беспрекословное исполнение воли Бога, т.е. его пророка и халифа на земле.
В непосредственной связи с фатализмом находится и мусульманский энтузиазм. Он также вытекает из идейной сущности ислама и его системы. Религиозный энтузиазм в исламе проявляется в высшей степени эмоционально, особенно в отношении к не мусульманам. Ислам требует от своих последователей неукоснительного следования кораническим идеям и хадисам во всех практических делах.
Развитию религиозного фанатизма в исламе способствовали такие основоопределяющие положения как вера в загробную жизнь и Судный день, в рай и ад. Вера в то, что «шахид» (погибший за веру) обязательно попадет в рай. «А у тех, которые убиты на пути Аллаха,- говорится в суре "Мухаммад",- никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние и введет их в рай, который Он дал им узнать» [11].
Выдающийся юрист Абу-Юсуф (713-798), последователь мазхаба Абу-Ханифы и Верховный судья халифата при халифах ал-Махди, ал-Хади и Харун-ар-Рашиде так описывает исламский фанатизм, ссылаясь на предание, сущность джихада в работе "Китаб-ал-харадж" ("Книга о харадже"): «Затем рассказывается о походе Хали-Да в Ирак. Перед Хирой он говорит: Я приглашаю вас признать бога и ислам; если вы это сделаете, то у вас будут такие же права и обязанности, как и у мусульман; если же вы откажетесь, то уплатите нам поголовную подать, если же откажетесь, то ведь я пришел к вам с людьми, для которых смерть желательнее нежели для вас жизнь» [12]. Об этом же говорится в Коране, в суре "Женщины": "Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду" [13]. В условиях мусульманской экспансии фанатизм как один из идеологических факторов сыграл важную роль.
6. Нацеленность на борьбу с врагом, определение этого врага понятием "кафир" (неверный). В узком смысле - это "...люди, которые рождаясь мусульманами и оставаясь ими подсознательно всю жизнь, не используют свои способности и интеллект для Признания своего Господа и Создателя. Более того, они неправильно используют свободу, выбирая отрицание бог.
Такие люди становятся неверующими, что на языке Ислама называется ''КАФИР"[14]. В широком смысле слова под термином "неверные" зачастую, когда принимается во внимание точка зрения исламских фундаменталистов, понимаются не только "неистинно верующие" внутри ислама, но и немусульмане в целом. Так, известный полевой командир иорданец Э.Хаттаб в интервью корреспонденту газеты "Аль-каф" прямо говорит: "Аллах предостерег нас от всего плохого: от евреев, христиан, от зина (прелюбодеяния), вина, от тех, кто поклонятся камню и огню (буддистов к примеру) [15].