У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 – 1910 гг.), который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со средой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах, вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния.
И.П. Павлов (1859 – 1963 гг.) и В.М. Бехтерев (1857 – 1927 гг.) в рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних. Павлов на основе опытов открыл законы высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.
“Отцом” направления бихевиоризма (от английского “бихевиор” – поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всего бихевиористы считали законы научения.
Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 – 1939 гг.) обнаружил за покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет мотивационный ресурс личности.
Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 – 1961 гг.) было понятие о “коллективном бессознательном” – дарованных предками психических явлений. Юнг выделил два человеческих типа – экставертивный (обращённый вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь).
А.Адлер (1870 – 1937 гг.), ещё один последователь Фрейда, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, в котором скрывается источник неврозов: ОНО (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и сверх Я (уровень моральных норм и запретов).
Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 – 1947 гг.) ключевым принципом человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля, память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается изначальная социальность личности.
Гештальтизм (от “гешатальт” – форма, структура) утверждал приоритет целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных структур. Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), В. Кёлер (1887 – 1967 гг.) и К. Коффка (1886 – 1941 гг.) – открыли “инсайт” (усмотрение, озарение), “ага – переживание”; доказали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта, а не логики.
К. Левин (1890 – 1947 гг.) развил “теорию поля”, изображая личность как “систему напряжений”. Личность перемещается в среде, одни районы которой её притягивают, другие – отталкивают.
Если радикальный бихевиоризм утверждает формулу “стимул – реакция”, то формула поведения необихевиоризма выглядит следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция). Э. Толмер (1886 – 1959 гг.) в качестве среднего звена выделил недоступные прямому наблюдению психические моменты (ожидания, установки, знания), К. Халл (1884 – 1952 гг.) – потребность организма (пищевую, сексуальную и др.).
Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Ж. Пиаже (1896 – 1980 гг.). Он открыл принцип эгоцентризма, который царит над мыслью дошкольника; выделил 4 стадии в эволюции детской мысли. Исходным моментом в развитии детской психики Пиаже признал реальные внешние действия ребёнка.
Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорки (1885 – 1953 гг.), который доказал, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребёнка с родителями. Невроз – ничто иное как реакция на тревожность, извращения и огрессивность есть результат невроза, а не причина его (по Фрейду). Неофрейдизм был ориентирован на социокультурные факторы взамен биологическим.
К.Н. Карнилов (1879 – 1957 гг.) в рамках реактологии предложил основным элементом психики считать реакцию, в которой объективное и субъективное неразделимы.
Л.С. Высотский (1896 – 1934 гг.) в структуре высших психических функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно – знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) – это “психологическое орудие”, посредством которого строится сознание. По Высотскому, развивается не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он назвал важнейшей “единицей” развития личности.[3]
М.Я. Босов (1892 – 1931 гг.) предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов. Психический образ, к чему стремятся люди, подчиняет себе отдельные действия и переживания людей. Рубинштейн попытался сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе.
Предельно сосредотачиваясь на одном из блоков психологии, различные школы и направления создали огромную область научных знаний о психике.
Подводя общие итоги, нужно отметить, что движение и развитие психологической мысли определялось прежде всего социально-экономическими условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения коренных вопросов психологии. Часто влияние социально-экономических перемен было не прямым, а через призму идеологии, политики, права, морали, религии.
Многие теоретические и методологические вопросы истории возникновения представлений о психике не могут быть в настоящее время решены вследствие неполноты сведений о состоянии психологических знаний в отдельные конкретные периоды их развития (доантичная и средневековая психология, психологии эпохи Возрождения).
Полное становление психологии как науки ещё не завершено. Многие её разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Поэтому эволюция представлений о психике продолжается – возникают новые направления и теории, изменяются старые.
1. Немов Р.С. Психология: учебник для ВУЗов. В 2 кн – М.: Просвещение : Владое, 1994 – 576 стр.
2. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр “Академия”, 1995 – 496 стр.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: учебное пособие для высшей школы – М.: Российский гуманитарный университет, 1994 – 447 стр.
4. Якунин В.А. История психологии: учебное пособие. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998 – 376 стр.
[1] Цитируется по: Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр “Академия”, 1995 – 13 стр.
[2] Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.: стр. 153.
[3] Петровский А.В. Введение в психологию – М.: Издательский центр “Академия”, 1995. Стр. 65.