Смекни!
smekni.com

История возникновения представлений о психике (стр. 1 из 3)

Министерство высшего и среднего образования РФ

Ульяновский Государственный Технический Университет

Кафедра «Политологии и Социологии»

Реферат на тему:

История возникновения представлений о психике

Выполнил студент гр. ПГСд-41:

Строганов Я.С.

Проверила:

Тарханова

Ульяновск

2001

Содержание

Введение

Возникновение представлений о психике в античную эпоху

Древнегреческая философия в досократовский период

Новые подходы в объяснении природы психического

Представление о психике в эпоху Возрождения

Представление о психике в эпоху Нового времени

Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках

Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений

Заключение

Литература

Введение

В настоящее время роль психологии в решении практических задач на производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно возрастает, всё более актуальными становятся и исторические аспекты развития психологической науки. Назрела необходимость обращения к прошлому психологии для того, чтобы более адекватно оценить возможности этой науки на современном этапе и в будущем в осуществлении различных задач.

Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. История психологии выполняет функцию междисциплинарных связей, раскрывающую процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития.

История возникновения представлений о психике имеет большое значение для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории возникновения представлений о психике не может быть создана какая-либо строгая психологическая теория.

История возникновения психологии как науки является основой для формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчёта при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение изучения эволюции взглядов о душе. Оно способствует формированию у человека общего взгляда на мир и отношение к нему, расширяет его общий и профессиональный кругозор.

Заключая краткую характеристику значения истории возникновения представлений о психике необходимо подчеркнуть, что направление и степень полноты, с которой могут быть реализованы перечисленные выше функции историко-психологического значения, определяется в первую очередь научными приёмами описания, интерпретации и оценки развития науки.

Возникновение представлений о психике в античную эпоху

Древнегреческая философия в досократовский период

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом (от латинского “anima” – душа, дух) – верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов как особых “агентов”, которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом “псюхе”. Оно и дало имя психологии.

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес – воду, Анаксимандр – “апейрон”, Анаксимен – воздух).

Революцией в умах стал переход от анимизма к гиноизму (от греческого слова “Hyle”, означающего вещество, материя и “zoe” – жизнь). Космос мыслился отныне изначально живым. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Гилозоизм впервые поставил душу под общие законы естества. Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе “вечно живого огня”, а душа – это образ его искорки. Гераклитом было дано не только общее представление о “психике” и её природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души (познавательные и побудительные силы, влечение, потребности, чувства).

Вопросы о природе души, её внешней обусловленности ставились в древнее время также представителями медицины. Крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI – V вв. до н.э.) первым связал психику с работой головного мозга и первой системы в целом (принцип первизма). Алкмен предположил наличие психики у человека и животных. От животных человек отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга и органов чувств.

Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), крупный философ и врач древности, в качестве носителя душевных, психических функций, рассматривал кровь, а органом души считал сердце, а не мозг.

Афинский философ Анасагор (500-428 гг. до н.э.) за основу мира принимал не стихии, а дробные частицы. Это уже предпосылка зарождения анатомического направления в философии и психологии. Анаксагор продолжил изучение восприятия и ощущения, начатое Алкмеоном и Элепедоклом, однако он выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) вошёл в историю как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей, выделил четыре типа темперамента и характера. Причиной такой дифференциации Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь).

Подлинным основателем атомистического направления принято считать Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.). Он впервые высказал мысль, что в результате соединения атомов возникает всё, включая самого человека. Душа животных и человека телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Если душевных атомов в организме становится слишком мало, наступает смерть. Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и механизмы возникновения ощущения, восприятия, мышления эмоций, тем самым начав причинное объяснение психических процессов.

Новые подходы в объяснении природы психического

В V-VII вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником которого является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными способностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес). Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-экономическими понятиями и принципами.

В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Душа человека, по его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна и может переселяться из одного тела в другое. Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому существует целая иерархия различных по уму людей.

У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями – низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей.

Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души.

Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 – 324 гг. до н.э.). Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. “Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не может существовать без тела и не является телом.” ”Душу от тела отделить нельзя.”[1]

Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психологического. Аристотель указал пять основных вида чувствительности: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание.