2. Краткая история развития акушерства в России.
Русская народная медицина отличалась самобытностью - народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских, знаний. Да по-другому и быть не могло, в связи с ужасающей отсталостью науки в допетровской России. Аптекарский приказ, ведавший вопросами женщины в то время, мало занимался организацией акушерской помощи.
Сами реформы Петра, давшие мощный толчок развитию науки в России, в том числе медицинской, почти не коснулись организации родильной помощи населению. Хотя именно в это время стали открываться первые госпитальные школы, которые стали началом систематической подготовки отечественных врачей. Правда, обучение в этих школах велось на латинском языке, и далеко не все русские могли поступить в эти школы. В них учились преимущественно дети иностранцев и дети духовенства.
"В то же время велика была материнская и детская смертность в результате отсутствия акушерской помощи при родах среди широких слоев населения. Если женщины из богатых слоев общества имели возможность обращаться к врачам и акушеркам-иностранкам за акушерской помощью, то женщины из народа часто оказывались без всякой помощи и поддержки.
Государство пыталось решить эту проблему с помощью иностранных специалистов (из Голландии для царской семьи специально выписывали "бабок-голландок"), но русская народная медицина отличалась самобытностью; "народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских знаний, поэтому передовые люди России считали необходимым создание отечественных кадров врачей и акушерок, которые смогли бы использовать и знания, почерпнутые из зарубежных трудов, и отработанный тысячелетиями опыт русского народного акушерства".
Например, М.В. Ломоносов в своих трудах, уделяя большое внимание вопросам увеличения рождаемости, рекомендовал целую систему мероприятий, в том числе - для развития повивального искусства в России - составить русское руководство по акушерству, положить в его основу научные труды западноевропейских ученых и богатый опыт русских повивальных бабок, напечатав его в большом количестве.
Таким образом, обучение акушерству и образование родовспомогательных учреждений на государственных началах в России начались лишь во второй половине XVIII века, когда по предложению первого организатора российского здравоохранения П.З. Кондоиди (1710-1760) в 1757 году были открыты в Москве и Санкт-Петербурге "бабичьи школы", где стали обучаться акушерскому искусству в течение 6 лет повивальные бабки - женщины, оказывающие помощь в родах.
Но во главе этих школ первоначально были поставлены иностранцы, почти не знающие русского языка. Обучение носило чисто теоретический характер. Не было современных учебных пособий, а следовательно, достижения европейского акушерства оставались неизвестными. Поэтому уровень подготовки в этих школах был низкий. Имелись существенные трудности и при наборе учениц: так, в 1757 году в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве 4 повивальные бабки - именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская "бабичья школа" подготовила всего 35 повивальных бабок, из которых только "у пяти были русские фамилии", а остальные - иностранки.
И только с появлением отлично подготовленных русских врачей-преподавателей, искренне заинтересованных в развитии в России родовспоможения, начала осуществляться подготовка акушерских кадров на современном научном уровне. Поэтому "отцом русского акушерства" следует считать не кого-либо из иностранцев, ограниченную роль которых подчеркивал М.В. Ломоносов, а Нестора Максимовича-Амбодика (1744-1812). Получив хорошее образование и защитив диссертацию, он в 1781 году назначается "профессором повивального искусства" в Петербургскую акушерскую школу, а через 3 года - преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме.
В отличие от ряда иностранных акушеров, уже первые представители нашего отечественного акушерства были широко образованными вдумчивыми врачами, которые применяли акушерские операции лишь после критической оценки всех особенностей родов на основе твердого убеждения, что самопроизвольно роды закончиться не могут.
Н.М. Максимовичу-Амбодику принадлежит следующее выражение, которое ярко характеризует осторожный, вдумчивый подход отца отечественного научного акушерства к вопросу о ведении родов: "…Искусная и проворная бабка и благоразумный врач, не о снискании тщетной себе славы, но о всеобщей пользе пекущиеся, больше могут сделать при родах одними своими руками, чем всеми прочими искусственными фудиями [инструментами]". В противоположность этому взгляду уместно вспомнить, что в то же время в Геттингенской клинике "Озиандера (1753-1822) операция наложения щипцов применялась в 40% (!) родов". Возглавив Петербургскую "бабичью школу", Н.М. Максимович-Амбодик ставит перед собой 3 цели:
1) Сделать медицинское образование доступным для русских - для этого он первым ввел преподавание на русском языке.
2) Поставить преподавание на высокий уровень, соответствующий современному развитию акушерства. Впервые были введены демонстрации акушерских приемов на фантоме, сделанном по его проекту.
3) Создать учебное руководство по акушерству на русском языке, отражающее современные знания в области повивального искусства.
Талантливый и образованный переводчик, он перевел на русский язык множество медицинских книг, способствуя этим популяризации медицинских и естественнонаучных знаний. Максимович-Амбодик был первым русским ученым-акушером, патриотом, а также общественным деятелем, отстаивавшим авторитет и достоинство русских врачей перед иностранцами: "Врач и лекарь-единоземец, соотич и друг почитается для болящего и лучше, и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришлец и иноземец, коему и сложение тела, и свойства, и род жизни болящего неизвестны". Интересно отметить, что Максимович-Амбодик подчеркивал, что врач должен знакомиться не только с болезнью, но и с "родом жизни болящего".
В 1784 году Максимович-Амбодик издал свой капитальный труд: "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" - лучший учебник XVIII века на русском языке, без которого было бы немыслимо успешное развитие в России акушерства и научная подготовка акушерских кадров. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров.
В разных городах России постепенно открывались клиники акушерства и родильные госпитали, в которых "бедные беременные женщины находили себе убежище и помощь".
В Петербурге уже в 1771 году при воспитательном доме был основан "Родильный госпиталь" для бедных рожениц на 20 кроватей. Деньги на постройку этого первого крупного родильного дома пожертвовал заводчик Порфирий Демидов. В 1821 году здесь было уже 45 кроватей, а в 1836 году Родильный госпиталь и Повивальное училище ("бабичья школа") были объединены в единое "Родовспомогательное заведение", в котором действовало 3 отделения:
- для бедных законных рожениц,
- для незаконно рождающих,
- "секретное отделение" (для подследственных, сифилитичек и др.).
В августе 1864 года заведение было переведено в отдельное здание на Надеждинской улице, где и сейчас находится родильный дом имени Снегирева.
В 1872 году при родовспомогательном заведении было открыто гинекологическое отделение на 10 кроватей. Заведение само готовило повивальных бабок первого и второго разрядов, которых использовало затем как в городе, так и в сельской местности.
Среди руководителей Родовспомогательного заведения (в 1904 году ему присвоили титул "императорского") были такие известные врачи, как лейб-акушеры Я.Я. Шмидт (1852-1870), А.Я. Крассовский (1871-1898), Н.Н. Феноменов (1899-1908).
Повивальное училище ("бабичья школа" и др., где с 1788 года преподавал Амбодик) со временем превратилось в императорский клинический повивально-гинекологический институт, носящий ныне имя Д.О. Отто - подлинную школу акушеров-гинекологов в России.
Начиная с середины XIX века в разных районах страны начали возникать родильные дома на 6-10 кроватей. В Петербурге руководство ими поручалось городским акушерам, должности которых были введены несколько раньше. В Петербурге существовали старший акушер и младшие акушеры. Одним из наиболее известных старших акушеров был С.Ф. Хотовицкий, автор "Педиятрики" - первого русского руководства по детским болезням.
Возникали и частные родильные дома. Один из них открыла в 1872 году на свои средства В.А. Кашеварова-Руднева, первая женщина, получившая в медико-хирургической академии диплом доктора медицины.
Городские акушеры оказывали помощь роженицам на дому, отвечали каждый за свой район, руководили районными родильными домами и вели занятия с повивальными бабками. В основном это были одаренные высокообразованные люди.
Русское научное акушерство уже в середине XIX столетия стало самостоятельной и самобытной наукой, освободившейся от иностранной зависимости.
Среди русских акушеров и гинекологов было много видных ученых, возглавляющих многочисленные научные школы, которые получили общее признание как у нас, так и за рубежом.
Однако в силу трудностей, испытываемых в условиях царской России, русские акушеры и гинекологи не могли проявить всю мощь своего таланта. Количество акушерских кафедр было невелико (12), научные съезды были малочисленны, и в них участвовали в основном лишь специалисты крупных центров. Огромная территория страны, за исключением крупных городов, оставалась без квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; подавляющее число родов происходило вне медицинских учреждений, и даже вне медицинского наблюдения, и потребность в такой помощи удовлетворялась лишь в ничтожной степени. Так, в 1903 году, по данным литературы, 98% женщин в России рожали без всякой акушерской помощи.