После передачи Японии южной части острова Сахалина в результате русско-японской войны 1904-1905 гг., отмены каторги и ссылки в 1906 г. штатная богадельня была переведена в Сибирь. Однако большое количество больных и беспомощных стариков, влачивших жалкое существование на острове, вынудило администрацию острова вновь открыть в посту Александровском временную богадельню. Она состояла в ведении начальника областной тюрьмы, находилась на государственном обеспечении и называлась Сахалинской тюремной богадельней. В среднем в ней "призревалось" в год до 140 человек и средств на нее расходовалось больше, чем на две Сахалинские сельские лечебницы, вместе взятые.
5.3. Благотворительные организации
Благотворительные общества в России являлись наиболее ранним по времени возникновения и весьма распространенным типом добровольных объединений.
На Сахалине деятельность немногочисленных благотворительных организаций в конце ХIХ в. существенно дополняла государственное социальное обеспечение нуждающихся. "Посильную помощь" оказывал состоящий под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДАМСКИЙ КОМИТЕТ по снабжению одеждой, пособиями и средствами начального образования бедных детей на острове. Милосердие и сострадание неимущим рассматривались как главные черты его деятельности: "это - не рубль, данный от избытка беднейшему, или только кажущемуся таковым, это - не подачка пресыщенного голодному, это - забота опекуна, знающего нужды вверенных его охране сирот, это - забота матери о близких ее сердцу детях". Сотни семей на острове не были в состоянии прокормить детей и обеспечить им нормальные условия существования по причине нужды, болезни, инвалидности, или аморального образа жизни. Особенно трудно приходилось многодетным и неполным семьям. Отсутствовал надлежащий присмотр за детьми, не хватало средств, чтобы одеть и обуть их. Из-за отсутствия обуви и теплой одежды многие ребятишки не посещали школу. Неудовлетворительные условия содержания, грубое обращение, насилие толкали детей на улицу, где они промышляли мелкими кражами, обменом, торговлей, проституцией.
Дамский Комитет практически ежегодно присылал детские вещи, которые распределялись администрацией острова между школьниками и детьми из наиболее нуждающихся семей. Раздача одежды представляла, по мнению администрации острова, "громадное подспорье и кроме доставляемой радости сберегало здоровье детишек, защищая их от холода во время нашей продолжительной зимы". Присылали самые разнообразные и необходимые для жизни предметы: одеяла, ткани, пальто, фуфайки, тулупы, шапки, платки, армяки, рубахи, сарафаны, капоры, колпаки, чепчики, башмаки, сапоги, валенки, чулки, даже фартуки, пеленки, кушаки для тулупов, наперстки, нитки, пуговицы, иголки и т.д.
Так как пароходы с вещами обычно прибывали осенью, то к этому времени составлялись полные списки наиболее нуждающихся семей ссыльнокаторжных и поселенцев и детей с распределением их по возрасту, определялся перечень необходимых семье предметов. Полученные ящики с вещами обычно вскрывались в присутствии председательницы Общества пособия бедным и местных дам-благотворительниц и их содержимое сверялось по списку. Затем одежда и прочие предметы распределялись по семьям и, связанные в узлы, раскладывались ворохами по селениям. Вот как описывалась в одном из документов благотворительная акция раздачи вещей в 1898 г. родителям детей Александровского округа: "В день раздачи канцелярия Военного губернатора о.Сахалина, где происходила описанная работа, была окружена густою толпой бедных, прибывших по вызову за получением вещей. В дальние поселья Александровского округа вещи доставлялись впоследствии смотрителем поселений. Вещи Тымовского округа были, по проверке, отправлены начальнику округа, члену Общества [помощи бедным], для раздачи на месте. Раздача производилась непосредственно родителям вошедших в списки семей. Присутствовавший при раздаче смотритель поселенией удостоверял личность явившихся за получением или довереннных от не имевших возможность придти по болезни или по иным причинам..." Часть вещей оставалась в распоряжении председательницы Общества с тем, чтобы имелся запас на экстренные случаи. В 1898 г. вещами, собранными Дамским Комитетом, была оказана помощь более чем двум тысячам детей, т.е. 40% всего детского населения острова.
Таким образом, одним из определяющих моментов социальной защиты детей сводился главным образом к тому, чтобы выделить им пособие, да снабдить одеждой, обувью, школьным инвентарем.
Благотворительным заведением, активно откликавшимся на нужды бедных слоев населения Сахалина, было состоящее под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны ОБЩЕСТВО ПОПЕЧЕНИЯ О СЕМЬЯХ ССЫЛЬНОКАТОРЖНЫХ.
Общество открыло свое отделение на острове в конце 1898 г. и приняло под покровительство сахалинские приюты для детей ссыльных, получивших тем самым, как отмечалось в отчете военного губернатора о.Сахалина генерал-майора М.Н.Ляпунова (1899 г.), "значительное расширение своих средств и возможность привлечения в состав администрации деятельных и преданных делу лиц". Предполагалось, что это даст возможность поставить дело "призрения" и, главным образом, воспитания детей на более высокий уровень.
Для детей беднейших ссыльных на острове к началу ХХ в. имелось два приюта - в постах Александровском (открыт в 1892 г.) и Корсаковском (открыт в 1893 г.). Они были построены благодаря частным пожертвованиям и помощи Главного Тюремного ведомства. Школьное преподавание в них велось по программе двухклассных народных училищ. Общеобразовательные предметы читали учителя свободного состояния, рисование и пение - из ссыльных. Кроме того, дети обучались ремеслам (мальчики) и рукоделию (девочки); весной, летом и осенью занимались огородными и полевыми работами. Воспитанием подопечных и хозяйственными заботами руководили надзирательницы, живущие в приютах. Источником финансирования приютов служили поступающие от благотворителей суммы и перечисляемое на их счет полуторарублевое государственное пособие на детей нуждающихся ссыльных. С 1895 г. сахалинским приютам ежегодно стало отпускаться из Государственного казначейства 6000 руб. "Посильную" помощь (в размере 4000-7000 руб.) оказывало Общество попечения о семьях ссыльнокаторжных.
В феврале 1898 г. было основано Сахалинское ОБЩЕСТВО ПОСОБИЯ БЕДНЫМ, поставившее перед собой целью "доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных острова Сахалина без различия пола, возраста, званий, состояний и вероисповедания". Предполагалось, что помощь Общества будет заключаться в снабжении одеждой, пищей, деньгами и жильем людей, не могущих приобретать их собственными силами; в трудоустройстве и содействии в приобретении необходимых материалов и сбыте изделий; в оказании медицинской помощи; в определении престарелых и немощных в богадельни, дома призрения и т.п., малолетних - в приюты, сиротские дома, учебные заведения. В круг деятельности Общества входило распространение книг нравственного содержания и предоставление нуждающимся ссыльным, "окончившим сроки каторжных работ", средств для возвращения на родину. Для реализации столь обширных планов по мере накопления денежных средств Обществу предоставлялось право открывать общественные столовые, чайные, ночлежные дома, убежища, приюты, общежития, дома трудолюбия, больницы, амбулатории, народные читальни, библиотеки и т.п. заведения.
Общество находилось в ведении Министерства Внутренних Дел, имело устав и печать. Область функционирования данной организации искусственно ограничивалась, поскольку все его начинания осуществлялись с разрешения администрации острова, при соблюдении действующих узаконений правительства, правил и инструкций, утверждаемых общим собранием Общества в каждом отдельном случае. Подробные отчеты об израсходованных суммах и деятельности ежегодно предоставлялись губернатору острова и в Министерство Внутренних Дел.
В Общество могло вступать неограниченное число лиц обоего пола всех званий, состояний и вероисповеданий. Исключения составляли несовершеннолетние, находящиеся на действительной военной службе нижние чины и ссыльнокаторжные. Первоначально в его рядах насчитывалось 55 членов, с годами количество росло. Средства Общества слагались из членских взносов, "доходов от капиталов и имуществ Общества", организуемых им представлений, литературных чтений, публичных лекций, концертов, а также пожертвований деньгами, вещами как членов Общества, так и любого лица или учреждения. Практиковались сборы пожертвований по подписным листам, книжкам и, как говорилось в Уставе Общества, допускаемые "с надлежащего каждый раз от властей разрешения" сборы в выставляемые кружки. Всем поступающим и жертвуемым суммам и вещам велась точная запись и отчетность в расходовании. Средства подразделялись на неприкосновенный капитал, обращенный в процентные бумаги, сдаваемые на хранение в местную сберегательную кассу, и расходный, предназначенный для осуществления исключительно благотворительных целей.