В этом смысле крайней формой господства государства, общества над человеком есть рабовладельческий строй, который позволяет существовать такой форме правления, как деспотия. Крайней же мой господства общества над человеком, как это ни странно, может явиться и демократия, власть большинства, мнение которого не всегда и не обязательно должно совпадать с мнением отдельного человека.
Тема №7, Вопрос№5:
Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущих размышлений. Человек может сам себя обеспечивать, распоряжаться деньгами независимо от других, и проживать независимо от родителей, но полностью быть самостоятельным в выборе образа жизни не может. Наша действительность устанавливает определенные рамки для этого и выйти из этих рамок означает поити против общества, поэтому наша жизнь не возможна без какой-то меры приспособленчества. И вообще все эти критерии весьма относительны и в каждой конкретной ситуации могут пониматься по-разному.
Тема №7, Ворпос №6:
Инстинкт затрудняет социализацию, потому что он несет в себе долю первобытного, когда человек еще не был полностью социализированным. Поэтому инстинкт пытается заставить человека мыслить эгоистически, что конечно не помогает его социализации.
Тема №7, Вопрос №7:
Социализация личности в группе — то есть в обществе. Ч. Кули выдвигает ролевую теорию личности. Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, имея тем самым определенный социальный статус. Социальный статус в свою очередь подразделяется на предписанный, то есть полученный независимо от субъекта, и достигнутый, то есть приобретенный собственными усилиями индивида. Социальная роль человека это его ожидаемое поведение, связанное с его социальным статусом. На основании этого процесс социализации заключается в индивидуальном продвижении личности, становлении ее социального статуса, под воздействием общества.
Тема №8, Вопрос №1:
Э. Дюркгейм под термином “аномия” подразумевает явление, когда нормы управляют поведением людей. Жизненный опыт людей более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризиса или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляции, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние дискомфорта и неуравновешенности.
Тема №8, Вопрос №2:
Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии Дюркгейма. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
Тема №8, Вопрос №3:
Концепция теории “физических типов” основана на отношении человека к цели и средствам достижения их, их одобрения или неприятия, а также появления и утрате цели.
Тема №8, Вопрос №4:
Формальные позитивные санкции: Нобелевская премия, присвоение офицерского звания, избрание в парламент, аттестат зрелости, судебное оправдание.
Неформальные позитивные санкции: открытое письмо в прессе, квартальная премия.
Тема №8, Вопрос №5:
Период Отечественной Войны 1812 года, Первой Мировой Войны и Великой Отечественной Войны.
Тема№9, Вопрос №1:
К приписываемым статусам относится следующее: император, муж, принц, герцог, боярин, вельможа.
Тема №9, Вопрос №2:
Статусные символы русского общества 19 в. формировались крепостничеством и самодержавием. Два слоя русского общества - крестьяне и дворяне. Для крестьян характерны: зависимость от господствующего класса (крепостничество до 1860 г.), бедность, неграмотность, низкое социальное положение.
Для дворянства характерны: высокий социальный статус, образованность, высокий культурный уровень.
В 20 в. произошла трансформация этих слоев. Теперь крестьянство повысило уровень образования, социальный статус стал гораздо выше, ликвидировалась крепостническая зависимость, произошло выравнивание статусных символов. Сейчас отсутствует социальное различие по происхождению, но ярко выражено различие по наделенностью властью.
С течением времени также изжила себя старая атрибутика (например, лошадь заменил трактор).
Что касается молодежи, то какая она была такая и осталась.
Тема №10, Вопрос №1:
Формирование социальной структуры происходит следующим образом. Сначала рассматриваются понятия статуса и роли. Затем на основе статусов и ролей формируется понятие и содержание общественных институтов. Дальше мы выясняем, каким образом эти институты объединяются в единую структуру. Последним шагом служит анализ общества на основе этой структуры. Согласуясь с вышесказанным схема 1 недостаточно полно определяет социальный состав общества 30-х годов. На схеме 2 более полно раскрыта структура общества, хотя такая сильная дифференциация, на мой взгляд, излишня.
Тема №10, Вопрос №2:
На мой взгляд ,попытаться оценить самого себя объективно, невозможно. Но если есть критерии оценки, то оценить тебя объективно может только посторонний человек. Из имеющихся критериев приоритетными считаются объективные показатели, далее идет самооценка и затем социальный престиж. В силу того, что социальные институты долго не существуют, то и отнесение самого себя к какой-то части общества — явление временное. Исходя из предложенных критериев себя я отношу к категории “студентов”, поскольку ни один из критериев не имеет своего завершения и находится в стадии становления для меня.
Тема №10, Вопрос№3:
Поскольку социология есть связующее всей общественной жизни (экономика, политика, и т. д.), то стабильность обществу должны приносить стабильность элементов это общества. Как следствие этой стабильности будет упорядоченная социальная структура общества, то есть соотношение экономически дифференцированных слоев общества будет оптимальным, законность будет соблюдена посредством высокого уровня правосознания.
Тема №10, Вопрос№4:
Всем типам общества на всем протяжении истории была присуща маргинализация. Категория “маргинальная личность” была введена в научный оборот Р. Парком в 20-е годы XX века. Маргинальность — промежуточность, “пограничность” положения человека между какими-либо социальными группами. (перепечатано в сулу отсутствия вопроса)
Тема №10, Вопрос №5:
Маргинальное состояние личности в наше время присуще очень большому количеству людей. Это связано с психическими заболеваниями, излечение которых практически невозможно.
Момент перехода государства от одной идеологии к другой, смена экономической системы приводит к ситуации, когда личность не способна однозначно найти свое место. Новые ценности, задачи, которы встают перед людьми не всеми могут решиться в силу объективных обстоятельств. Что касается общества, то это могут быть возраст, здоровье, а также менталитет, который как правило является основным препятствием при восприятии чего-то нового.
О роли маргинальных личностей, так как маргинальные слои есть их порождение, было много написано. Люди с отклонениями в психике, ровно также как и люди, находящиеся в пограничных состояниях, являются единственными, кто может выделиться из серой массы и стать лидером.
Подтверждением этого может служить выдержка из Достоевского.
Тема №10, Вопрос №6:
В наше время престиж профессии в первую очередь определяется зарабатком, известностью или властью, которая объединяет в себе и деньги и известность. Сейчас для нашего общества, находящегося в переходном периоде в момент подрыва системы ценностей, мы наблюдаем абсолютно адекватный этой ситуации курс развития государства. Он предопределяет занятость в нашем обществе.В соответствии с этим можно выделить следующий ряд видов деятельности в соответствии с возрастанием престижа:
производство, услуги, торговля
Ряд престижа профессий сосставляется на основе вышенаписанного.
Тема №10, Вопрос №7:
С точки зрения социологии кастовая система есть часть государственного устройства. Общество воспринимает это явление как нечто должное, не вызывающее сомнения и возмущения. Это является элементом национальной культуры. Что касается апартеида, то как социальное он не может существовать в обществе, так как он основан на насилии, поэтому я не согласна с этим утверждением.