Смекни!
smekni.com

Миграционная политика государства (стр. 8 из 11)

Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения в Курской области

3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области

Экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, достаточно заметно повлиял на темпы эмиграции курян за рубеж. В период с августа 1998 года по март 1999 года поток лиц, покидающих территорию Курской области ради того, что постоянно поселиться за пределами России увеличился по официальным данным в 1,6 раза ([5]). Интересно, что эта "экономическая эмиграция" практически не затронула страны СНГ и Прибалтики (бывшие республики СССР). В основном это были страны более благополучные в смысле уровня жизни: Германия, США, Италия, Испания, Израиль и др.

Сегодня поток эмигрантов вошел в привычное русло. А это - определенный индикатор внутренней стабильности. На протяжении последних четырех лет Курскую область ежегодно покидают около двухсот человек. Похоже, никакие политические катаклизмы в нашей непредсказуемой России не могут оторвать курян от родных корней.

Регулирование процессов миграции на территории Курской области, включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных потоков: вынужденная миграция; внешняя миграция; внешняя трудовая миграция; незаконная миграция; внутренняя (социально-экономическая) миграция.

Первые беженцы (31) на территории области появились в 1989 году из республики Узбекистан. Более 2,5 тысяч турок-месхетинцев были в организованном порядке размещены и обеспечены работой в сельских районах. В 1990-1992 гг. в область прибыло около пяти тысяч человек из Армении, Азербайджана и республик Прибалтики. С 1992 по 1995 гг. основной поток мигрантов прибывал из республик Таджикистан, Грузия, Киргизия и составляет около девяти тысяч человек.

Общий поток беженцев в области, как и в целом по России, в последнее время слабеет. В 1999 г. приехали 435 человек, в 2000 году – 361 человек. На фоне того, что население области уменьшается в среднем на тысячу человек в месяц, эти цифры вызывают определенную тревогу.

Итого с 1991 по 2001 гг. в службу миграции Курской области суммарно обратилось около 11 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Только две тысячи из них полностью натурализовались и сняты с учета.

Главными причинами, порождающими миграцию беженцев и вынужденных переселенцев в области, являются: социально-этническая напряженность, принятие государствами - бывшими республиками СССР законов о гражданстве и национальных языках.

С учетом вероятного продолжения обострения социально-экономической ситуации в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего увеличения миграционных потоков на территорию области.

Дальнейшее переселение в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения значительной части граждан, уже переехавших на территорию области, может еще более усугубить и без того напряженную ситуацию, затруднить осуществление экономических реформ в области.

Как видно из данных таблицы 3.1, прирост трудоспособного населения, в том числе высококвалифицированных кадров, создает благоприятные возможности, как для улучшения демографической ситуации, так и для активизации хозяйственного развития ряда трудодефицитных территорий. Благодаря миграционным процессам, область в течение последних двух лет имеет положительное механическое сальдо по трудовым ресурсам.

На сегодняшний момент ситуация в области складывается следующим образом, в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах" №202-ФЗ от 20.12.95 года, в период с 1 июля 1992 года по 1 января 2001 года статус вынужденного переселенца был предоставлен 10490 российским гражданам, прибывшим из республик бывшего СССР, в том числе за 2000 год — 361 человеку.

Табл. 3.1

Половозрастной состав вынужденных мигрантов в Курской области ([5])

кол-во чел.

трудоспособный возраст

старше трудоспособного

дети до 15 лет

Мужчины

164

94

22

48

Женщины

197

105

50

42

Отказано в регистрации ходатайства о предоставлении статуса вынужденного переселенца и в предоставлении статуса вынужденного переселенца в 2000 году - 31 семье / 66 человекам.

Поток мигрантов за 2000 год по национальному признаку характеризуется следующими показателями: русские - 306 чел., украинцы -24 чел., татары - 8 чел., белорусы - 4 чел. и др. Таким образом, подавляющее большинство вынужденных переселенцев русские.

По регионам выхода основной поток представлен переселенцами из Республики Казахстан -178 чел., Республики Узбекистан - 88 чел., Чеченской Республики - 21 чел., Таджикистана - 25 чел., Азербайджана - 16 чел., Молдавии -17 чел.

Расселение семей вынужденных переселенцев в городской и сельской местности происходит неравномерно: 148 и 213 семей соответственно (2000 г).

Размещение вынужденных переселенцев по территории области имеет нерегулируемый характер, сказывается влияние следующих факторов:

· возможность проживать или прописаться у родственников;

· возможность трудоустроиться по специальности (на постоянную или временную работу) в областном или районном центре;

· возможность трудоустройства в сельскохозяйственном производстве в районах области;

· наличие свободных земель и дешевый рынок вторичного жилья, возможность ведения подсобного хозяйства и обеспечение семьи продуктами питания.

Наряду с некоторым улучшением демографической ситуации, продолжалось укрепление базы для активизации хозяйственного развития ряда трудодефицитных районов, так как около 57 % прибывших в трудоспособном возрасте и значительным профессиональным потенциалом.

По уровню образования вынужденных переселенцев в возрасте от 16 лет и старше -271 человек, в том числе имеют образование:

· высшее 42

· незаконченное высшее и среднее специальное 94

· среднее общее 135

Для вчерашних заводских экономистов, преподавателей вузов, специалистов иных, преимущественно «городских», профессий, остающихся невостребованными, переезд в сельскую местность является вынужденным компромиссом. При этом на «чужих» пытаются беззастенчиво нажиться «коренные» строители, чиновники, местные руководители. Подобный синдром в разное время проявлялся в Железногорске и Щиграх, Касторном и Медвенке. Во всех этих случаях по подобным фактам были возбуждены уголовные дела. Однако подобный саботаж правительственной программы государственной политики в отношении мигрантов и вынужденных переселенцев является, увы, в области вещью обыденной.

Еще одна проблема - незаконное проживание беженцев в наших краях. Есть и такие мигранты, которые, используя туристические визы, пытаются "инкогнито" пересечь российско-украинскую границу и транзитом через Курскую область выехать в европейские страны. Многие попадают в разряд "нелегалов", пользуясь услугами так называемых фирм по трудоустройству граждан в других странах. Выехав за рубеж по рекомендации таких «трудоустроителей», человек оказывается не только без средств к существованию, но и без правовой защиты. Кроме того, в предоставлении статуса вынужденного переселенца могут отказать и в том случае, если человек в течение года со дня выбытия с основного места жительства не зарегистрировался в миграционной службе.

По статистическим данным, у нас более двух тысяч "нелегалов". Нелегальные мигранты чаще всего занимаются далеко не безобидным бизнесом: продажей наркотиков, оружия, грабежами и мародерством. А порой и "работорговлей", то есть поставкой мигрантов на сезонные работы.

Вот совсем свежие факты. В январе этого года в Миграционную службу обратилась группа вьетнамских граждан на ООО СП "Лотос" с просьбой защитить их от вымогательства крупной преступной группировки. возглавляемой их же соотечественником, некогда уже выдворенным из России. С подобным заявлением немного позднее обратился еще один потерпевший из вьетнамской общины с явными признаками побоев.

Другой случай еще более парадоксален. На территории одной из курских воинских частей проживали граждане Украины и незаконно трудились на объектах этой воинской части. Кроме того, незаконные мигранты содержались в ужасных, антисанитарных условиях, без права выхода за пределы воинской части. По всем этим фактам в настоящее время ведется расследование.

Суммируя вышесказанное, можно утверждать: процесс интеграции переселенцев в российское общество не устраивает не только самих мигрантов, но и государство. В этом отношении ситуация с мигрантами и вынужденными переселенцами в Курской области является типичной, характерной для большинства регионов страны.

3.2 Деятельность региональной миграционной службы

Территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в Курской области образован Приказом Минфедерации РФ № 82 от 1 августа 2000 года. В структуре территориального органа 6 отделов: отдел иммиграционного контроля и по делам беженцев; отдел обустройства и учета вынужденных переселенцев; финансово-экономический отдел; отдел развития федеральных, национальных отношений и по делам трудящихся мигрантов; отдел по работе и координации деятельности с территориальными службами области; отдел госслужбы, режима, документации и обеспечения деятельности территориального органа. Территориальный орган Минфедерации России реализует государственную политику в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и миграции населения на территории Курской области совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Курской области и органами местного самоуправления. Качественный состав государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной службы характеризуется следующими показателями.