4. Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.
5. Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.
6. Социально психологический аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.
7. Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.
Выделяя данные аспекты, надо заметить, что не все они имеют одинаковое значение при сравнении разных поколений. Это может зависеть от конкретного исторического момента времени, в котором сравниваются поколения. В современной России наиболее важным является, наверно, культурный аспект. В основе которого лежит ценностный конфликт двух поколений, который наиболее остро встал сейчас, когда молодое поколение является носителем всего нового, отбрасывающее старые нормы и ценности. Старшее же поколение – наоборот по-прежнему консервативно.
Важно, для решения конфликта, в современной культуре поддерживать традиции новаторства в сочетании с “разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.
Но вернемся к истокам межпоколенных конфликтов.
Первые теории межпоколенных конфликтов имели глобальный характер. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной студенческому движению, писал, что “конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба”. Фойер утверждал, что “история всех до сих пор существующих обществ есть история борьбы между поколениями”.
Однако истоки этой борьбы рисуются по-разному. Одни авторы, включая Фойера, полагают, что в основе всех межпоколенных конфликтов лежит извечное соперничество между отцом и сыном (“Эдипов комплекс”). Другие авторы пошли еще дальше, основатель этологии К. Лоренц утверждал, что “вражда между поколениями” имеет этологические корни. Современное состояние общества, по его словам, это массовый невроз, обусловленный тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствиями и заботами. Трудности и препятствия, вынуждавшие человека предпринимать необходимые для выживания, но неприятные усилия, исчезли. Отсюда - требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение. А поскольку эти черты особенно распространены у молодежи, обществу угрожает прерывание культурной традиции. Молодые люди “испытывают архаическое инстинктивное удовольствие от племенной войны, направленной против родительского поколения. Ненависть, которую они питают к нам - старшему поколению, - сродни национальной ненависти, самой разрушительной из всех эмоций. Она исключает всякую коммуникацию, что делает ее “слепой” и создает угрозу эскалации вражды”.
Другой подход предлагал французский психоаналитик Ж. Мандель противопоставляет классическому “конфликту”, описанному Фрейдом (“Эдипов комплекс”), идею “Кризиса поколений”. Если “конфликт поколений”, связанный с Эдиповым комплексом”, состоял в том, что подросток стремился занять в обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то “кризис поколений” означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства.
Это происходит прежде всего по тому, что современное общество и существующая в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ Отца - наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает, скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе и семье.
В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд вопросов; объем выборки - 405 единиц.
Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с матерью по важным для себя вопросам.
Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).
Варианты | Москва | Подмосковье |
Мать | 68 | 71 |
Отец | 23 | 17 |
Старший брат (сестра) | 6 | 11 |
Друг (подруга) | 36 | 43 |
Кто-либо еще (бабушка, дядя др.) | 6 | 3 |
Ни с кем не советуются | 28 | 15 |
Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.
Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье, разрыв составляет 13%, а, учитывая, что Москва город с ограниченной возможностью социального контроля над детьми, такая высокая самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.
Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то время как по признанию 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с товарищами, неизвестными их родителям.
Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории.
Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию когнитивного развития.
Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждения от родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются, конфликты гарантируются, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.
Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.
Конфликты в школе.
1. Кризис института образования.
2. Конфликты “ученик – учитель”.
3. Конфликты “ученик – родитель”
4. Конфликты “ученик – ученик”
5. Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
Межгрупповые молодежные конфликты касаются взаимоотношений подростков ни только с родителями, но и со школой. Большинство специалистов считают, что системы образования развитых стран во всем мире испытывают кризис. Причем кризис носит глобальный характер и продолжает углубляться даже в самых развитых и “спокойных” в смысле национальных потрясений странах.
Глобальный кризис, который охватил все сферы жизни российского общества, представляет реальную угрозу как для человека, так и для системы образования. Нарушены многие формы самоутверждения и выживания человека. Раньше его самоутверждение во многом осуществлялось на базе образования. Однако в настоящее время наблюдается падение престижа образования, утрата интереса к получению знаний вообще.
В институте образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней). Отсюда можно выделить 10 видов противостояний:
ученик - учитель
ученик – родитель
ученик - ученик
ученик - администратор
учитель - учитель
учитель - родитель
учитель - администратор
родители - родители
родители - администратор
администратор - администратор
Нас же интересует первые три вида противостояния.
конфликт между учеником и учителем – один из примеров межгрупповых, межпоколенных конфликтов. Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются:
* оскорбление со стороны учителя
* нетактичное поведение