Министерство высшего образования
Башкирский Государственный университет
Факультет философии и социологии
Кафедра теории и истории социологии
Курсовая работа №1
по общей теории социологии
"Неформальные молодёжные
объединения"
Выполнила:
студентка группы
1.1с
Волкова Е.О.
Проверила:
Cенникова Е.Д.
Уфа, 2002 г.
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть
1. "Пришельцы". Неформальные движения: общая
характеристика…………………………………………………….4
а) Экстернальная культура………………………………………….…10
б) Основные признаки неформалов…………………………………..15
2. История неформального движения. Причины возникновения...15
3. Классификация неформалов……………………………………….21
1) Асоциальные …………………………………………………………22
2) Антисоциальные ……………………………………………………..25
3)Просоциальные ……………………………………………………….31
4) Неформалы художественной направленности …………………….31
5) Компьютерный андеграунд………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………..35
I.Введение.
Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки?
Цели и задачи:
Все досконально проанализировать невозможно, поэтому я, вероятно, что-то упущу, но все же попытаюсь определить роль и место самодеятельных общественных формирований в жизни страны в настоящее время. Сегодня, несмотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Эта курсовая – попытка пролить свет на ту часть общества, которая долгое время находилась под запретом и бойкотировалась всем и вся…
При написании этой курсовой использовалось достаточно большое количество литературы, включая монографии, воспоминания бывших неформалов, статьи и рассказы современных авторов о неформалах.
Прежде всего я старалась, чтобы курсовая не была сухим изложением фактов, поэтому использованы выдержки из рассказа А.М.Короткова «Авария – дочь мента», в котором прекрасно характеризуется современная молодежная среда. Воспоминания А.Шубина – бывшего неформала, теоретика неформальных движений – помогли составить портрет современного неформала. На трудах В.Т.Лисовского и А.А.Козлова построена большая часть теории моей курсовой.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Кое-что о неформалах.
В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.
Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении. В западной социологии для обозначения этого же явления используют категорию peer group. Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гомогеннная (однородная) группа. Слово peer происходит от латинского pааr (равный), и обозначаемое равенство относится не только в возрасту, но и к социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения.
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.
Неформальные объединения - явление массовое.
Я рассмотрю их классификацию по двум авторам:
1. По Фрадкину
Неформальные группы бывают:
- просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
- группы принадлежности и референтные;
- большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие));
- постоянные и случайные;
- с демократическим и авторитарным подчинением;
- разновозрастные и одновозрастные;
- однополые и разнополые и т.д.
2. По А. В. Толстых:
а) общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов , неагрессивны);
б) радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения));
в) эколого-этические группы (“зеленые”);
г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.);
д) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);
е) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).
Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. – не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп[1].
Многие не совсем понимают понятие "неформальная группа" и это выражение ассоциируется у них с патлатыми парнями в кожаных куртках и цепях. Это не совсем верно, хотя в среде неформалов встречается и такой типаж.
Прежде всего важно отделить "неформальное движение" от "соседей" по исторической эпохе: диссидентского и демократического движений. На первый взгляд, эти три движения выстраиваются в ряд, подобный знаменитым ленинским трем поколениям освободительного движения. ХХ съезд разбудил диссидентов, диссиденты разбудили неформалов, неформалы «раскрутили» демократическое движение. На практике процесс развития "освободительного" движения не был линейным. Эрозия тоталитарного режима привела к образованию неформальной среды раньше, чем диссидентской. Уже в конце 50 -х - начале 60 -х гг. возникли недиссидентские общественные движения, существующие до сих пор и считающиеся классическими образцами неформальных - экологическое (дружины охраны природы) и педагогическое (коммунары). Диссиденты, неформалы и демократы представляют собой три волны общественного движения, которые характеризуются различными чертами. Диссидентов отличает приоритет правозащитной тематики и “табу” на сотрудничество с властями и применение насилия. Демократов характеризовали гораздо более широкий спектр политических интересов и ориентация на сотрудничество и даже подчинение той части правящей элиты, которая публично разделяла идеологические постулаты демократии (часто негативные - антибюрократические и затем антикоммунистические, антишовинистические). Несмотря на первоначальную нелюбовь к насилию, демократы быстро избавились от унаследованных со времен начала Перестройки ненасильственных “предрассудков” и довольно активно поддержали показательную стрельбу на Краснопресненской набережной в 1993 г. Неформалы в этом ряду расположены “посередине” и в то же время как - то вне ряда, “сбоку”. Если рассматривать явление в целом, то обнаруживается очень мало табу и ограничителей. Несмотря на то, что каждая неформальная группа имела свои мифы, стереотипы и ограничители, общего идеологического контура практически не существовало. В неформальной среде довольно спокойно общались “демократы”, “патриоты”, анархисты, монархисты, коммунисты, социал-демократы и либерал - консерваторы различных оттенков. Иногда и группирование неформалов происходило совсем не по идеологическим принципам, а по направлениям деятельности - защитники памятников, педагоги, экологисты и др. Тем не менее неформалов несложно отделить как от диссидентского, так и от общедемократического движения. В отличие от диссидентов неформалы спокойно относились к взаимодействию с властями, вхождению в государственные и официозные структуры. Они без особых мук совести высказывали лояльность к господствующей идеологии, методически разрушая устои режима (иногда, кстати, несознательно). В отличие от “демократов” неформалы скептически относились к признанным “прорабам перестройки” и “демократическим лидерам” из старой правящей элиты, предпочитали действия в малых группах, то и дело раскалывая “демократический фронт”. Неформалы предпочитали ставить в центр своей активности какую - то конкретную социальную деятельность, несмотря на то, что почти все неформальные группы имели собственную, подчас весьма экзотическую идеологию. Все это, вкупе с длительностью существования неформального движения (как минимум с конца 50 - х гг.), заставляет предположить, что неформалы - это не просто поколение общественного движения, которое было преобладающим в 1986 - 1990 гг., а более широкое социально - политическое явление.