чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавлива-емся, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают
или просто игнарируют. Этому часто способствует наша собст-венная у с т а н о в к а перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомер-ное.
У с т а н о в к а -- очень неприятная вещь. Она может поме-шать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском "Ревизоре" есть тому подтверждение:
"Г о р о д н и ч и й... Позвольте мне предложить вам пере-ехать со мною на другую квартиру.
"Х л е с т а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть -- в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...
Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Поми-луйте, не губите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчаст-ным человека.
Х л е с т а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? От-того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот пре-красно!.. Нет, благодаря покорно, не хочу."
При всей вымышленности и условности комедийной ситу-ации она отличается глубоким пониманием очень важного пси-хологического явления, которое специалистами называется
"у с т а н о в к а". В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встречи свои установки, т.е. свои собственные
содержательные представления о том что м о ж е т п р о и-
з о й т и, что -- по мнению персонажей -- д о л ж н о п р о и з о й-
т и. Ведь городничий ж д а л приезда ревизора, поверил Боб-чинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, город-ничий, разговаривает с ревизором, которого надо смягчить, привлечь на свою сторону, "подмазать" и тем самым избежать краха карьеры. А Хлестаков з н а л, что он задолжал в гостинице,
что его поэтому ожидают неприятности, причем не исключен и
арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизо-ра, а Хлестаков -- в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков д р у г о й р е а л ь-
н о с т и, истолковывают реплики друг друга исключительно на
фоне собственных установок.
Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль
в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак са-мому и не поставить в неловкое положение сообеседника, на-до знать, что такое у с т а н о в к а, как она развивается в усло-виях общения, как ее можно изменить и как ею следует управ-лять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой экспе-римент. Вы с прятелем находитесь в кинозале. Погас свет, на-чалась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожи-данно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно):" Вспомни, пожалуйста, как называ-ется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно пере-спросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, каса-ющееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., -- вам от-
ветят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише чем первый. Почему? Да потому, что "уместно", "понятно"то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в дан-ной ситуации говорить, что входит в "установку на восприятие данного фильма". Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.
В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг ( именно "вдруг", т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают раз-говор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутству-ющих о них не имел никакого понятия. Вот, например:
"Вы думаете это правильно?!" -- раздраженно спросил од-
нажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в авто-бусе. Та растерялась:" Простите, но я Вас не понимаю... Мы, ка-жется, не знакомы с вами..."
Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина хотел... оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая рядом с ней сердобольная мама посадили на освободившееся место свою
здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вот
вместо этой девочки и должна была сесть, как полагал разгне-ванный, женщина, не обратившая на происшедшее никакого внимания. Своим возгласом, продолжившим ход его мыслей,
мужчина как бы приглашал осудить неверный поступок матери девочки. Но разве можно понять его намерения по его возгласу? Пришлось разъяснить, тратить нервные усилия, зря терять время...
Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение,
ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И
уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человек может и не заме-тить, что другие-то настроены "на другую волну".Их может что-то огорчить.Они могут скорбеть о потере друга или родного че-
ловека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка?
Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная раз-говор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо
ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с "ориентировки" в ситуации общения:
всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.
Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, ког-да наша собственная шутка не вызывает ожидаемой реакции, будь то смех или хотя бы улыбка. А если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля? Как поступать тогда? Тем
более, если кто-то подшутил над кем-то, и этот второй обидел-ся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, пре-
красно начинают общение, а у кого это столь важное чувство отсутствует -- затрудняются начать разговор, познакомиться.
"Не понимает человек шутки -- пиши пропало! И знаете:
это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во
лбу!" -- это слова Антона Павловича Чехова. С этим можно сог-
ласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и
не каждый из нас обладает чувством юмора. Трудность обнару-жения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключает-ся в том, что вообще не существует людей, которые бы не сме-ялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может вызы-ваться разными причинами. Если эти причины ничтожны или
вообще не могут быть, строго говоря, причинами веселья, то
здесь уместна поговорка:" Смех без причины -- признак дура-чины". Например, нельзя считать уместным смех при виде упав-
шей полной женщины, которая шла по улице, неся тяжелую сум-ку с продуктами. Но есть люди которым это смешно, и тем смешнее, чем больше разных вещей выкатится из сумки упав-шей, чем больше будет грохота. Человек, способный рассме-яться при этом, вероятно, не способен придумать ничего смеш-нее, как убрать стул из-под садящегося на него человека. Можно почти с полной уверенностью сказать, что такой "шут-ник" еще не дорос до понимания действительно смешного и плохо знает или не знает совсем лучших образцов юмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно ( и это доказано экспериментально) и музыкальный слух.
Как это сделать? Для этого придется немного потрудиться,
хотя труд в последствии будет вознагражден сверх меры доб-рым смехом. Надо будет почитать, наверно, юморестические
очерки, романы, например, не забыв про "Похождения бравого солдата Швейка"
Самым частым видом общения является разговор. Во вре-мя разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.
Я з ы к -- бесценный дар, которым наделен человек. "Языком не расскажешь -- пальцами не растычешь" -- говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. "Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с ко-торой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышья беготня", крик него-дования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть", -- пи-сал А.П.Герцен.
Язык -- орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне,
"ведь порою и молчание нам понятней многих слов". Но ведь это п о р о ю. А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно с л о в а, и мы "корчимся, безъязыкие", пытаясь
найти его, это единственно нужное, правильное, точное. "Изво-
дишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды..." Это не только о поэтах и поэзии. Это и в каждом, кто ценит высказан-ное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно явля-ется сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воз-
действие на человека:"слово может убить, слово может спасти".
Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Когла мы хотим выразить свое отношение к ца-рящей вокруг неразберихе, мы говорим: "Вавилонское столпо-