ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О.Конт стал идейным предтечей индустриального общества, сверху донизу построенного на рациональных началах, ранним идеологом технократизма и техногенной цивилизации. В таком обществе ведущей идеологией должен стать тезис весьма опасного утопизма: разум не совершает ошибок в построении социального мира. Однако в этом мире, апологетом которого выступает О.Конт, нет места индивиду, человеку — есть только Человечество. Человек Конту не интересен. Теория, оправдывающая действия Человечества, неизбежно проявляет крен в сторону тоталитаризма и авторитарности, давления на личность. И тогда наука превращается в свою противоположность, становясь апологией политического и любого другого диктата. Но современный человек сделал свой принципиальный выбор . Его приоритет — частная жизнь каждого человека с её насущными проблемами. Для социальной науки именно личность оказывается в центре внимания.
В заключении необходимо отметить тот факт, что наследие О.Конта всё-таки имеет
положительное значение и в наши дни. И значение это, невзирая на то, что общее развитие позитивизма учёного завели его в философский тупик, состоит в создании им социологии, как науке об обществе.
Труды О.Конта положили начало ранней теоретической классике социологии. Он создал понятие «социология» и несколько семейств общих социологических понятий. Эти общие понятия стали своего рода «оболочкой» программы построения новой области социального знания. Но их автор, не нашел способов их практического использования, которые позволили бы представлять их в виде количественных данных. Например, О.Конт сконструировал понятия «социальная статика» и «социальная динамика». Но какая реальность стояла за этими понятиями? По О.Конту, этих понятий было достаточно, чтобы переходить к непосредственно наблюдаемым фактам, событиям истории. Но на самом деле, как мы теперь знаем, по пути к фактам необходимо было вводить целый ряд опосредствующих понятий: по пути от «статики» - таких понятий, как структура, институт, группа, класс, статус и других, а по пути от «динамики» - таких, как процесс, конфликт, роль, лидер и иных. В нашем сознании эти понятия возникают как нечто само собой разумеющееся, но во времена О.Конта они не существовали. В сознании О.Конта их также не было.
Тем более, не было у О.Конта представлений о необходимости целенаправленного создания социологом количественных данных относительно интересующей его реальности. О.Конт видел свою задачу более возвышенно: ему сразу нужны были общие законы истории. Те самые, которые он интуитивно открыл еще в 1822 году. Как мы теперь понимаем, это были не собственно социологические, а социально-философские открытия. Необходимо отличать вклад О.Конта в социальную философию от вклада в социологию.
Многие идеи и понятия, выдвинутые О.Контом, прочно вошли в оборот западной социологической мысли. К таким идеям принадлежит взгляд на общество как на органическое целое наиболее крупного последователя О.Конта во Франции Э. Дюркгейма и позднее в структурном функционализме Т. Парсонса. Плодотворным было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Эта тема стала ведущей во французской социологической школе. Большое влияние на обществоведение оказала контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественно-научного знания. Американская социология началась с усвоения основных идей и трудов О.Конта, которые стали теоретическим основанием и массовой идеологией практического проведения социальных реформ. И в их проявлении молодая нация действовала с редкой целеустремлённостью, постоянно проявляя положительное, исполненное веры и решимости умонастроение, которое как сильный мобилизующий фактор способствовало утверждению в стране общего мира и прогресса.
Ученые остаются в истории науки своими достижениями. Созданием социологии как новой области знания О.Конт вписал свое имя в историю мировой науки. Новый термин «социология» довольно быстро был принят и во Франции, и в других странах. Его стали использовать: Джеймс Милль, с которым Конт был в переписке, Герберт Спенсер, Фердинанд Тённис и другие выдающиеся ученые того времени. Многие из них восприняли не только термин, но и в целом позитивистский подход к изучению социальных явлений. Позитивистская социология стала приобретать характер международного направления. Идея социологии витала в воздухе. Не О.Конт, так кто-то другой выполнил бы эту работу. Но истории науки известен тот факт, что сделал это именно О.Конт.
ЛИТЕРАТУРА
1. О.Конт «Дух позитивной философии», Изд-во «Вестник Знаний», СПб., 1910
2. М.В. Синютин "О. Конт и современная социология: к 200-летию со дня рождения", Журнал социологии и социальной антропологии, т. 1, 1998, № 2
(http://www.zhurnal.ru/magister/library/be/k/ko0002.htm)
3. М.В. Синютин «Огюст Конт и наше время», Социологические исследования, М., 1999, №1
4. Г.С. Батыгин «Огюст Конт: взгляд из России», Вопросы философии, М., 2002, №8
(http://publications.isras.ru/Publications/Batygin)
5. Г.В.Осипов «История западной социологии: Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии»
(http://union-sd.boom.ru/e10/gl_01.htm)
6. Р.П.Шпакова «Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему», Социальные исследования, М., 1999, №3
7. М.В.Пашков, А.Н.Соколов «О.Конт — основатель системно-эволюционной (интеллектуальной) модели общества», Философия и общество, М., 2001, №4
СОЦИОЛОГИЯ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
8. Е.Л.Петренко «Был ли Огюст Конт сциенистом? (О взглядах на общество и историю)», Философия и общество, М., 2000, №4
9. С.Д.Савин «Политическая стабильность в изменяющемся обществе (Социологическая постановка проблемы)», Вестник Санкт-Петербуржского университета, серия 6, СПб., 2000, 22 номер
10. Н.И.Лапин «Когда и как Огюст Конт ввёл термин «sociologie», Социальные исследования, М., 2003, №4
11. А.Д.Миголатьев «Ведущие течения современной западной философии», Социально-гуманитарные знания, М., 2002, №3
12. М.А.Дрюк «Позитивизм против философского импрессионизма — модельно резонансный подход», Полигнозис, М., 2002, №4
13. А.В.Перцев «Философия как весёлая наука», Вестник Московского университета, серия 7 «Философия», 2000, №3
14. В.С.Соловьёв «Огюст Конт»
http://www.zhurnal.ru/magister/library/be/k/ko0002
15. С.Н.Булгаков «Основные проблемы теории прогресса»
(Статья из сборника "Проблемы идеализма")
(http://www.vehi.net/bulgakov/progress.html)