Смекни!
smekni.com

Основы социокультурного проектирования (стр. 17 из 66)

Следовательно, образ жизни — это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, критериями которого являются: уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры (характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни — художественной, духовно-нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей.

При анализе образа жизни в процессе проектирования характеризуются проблемы развития человека как субъекта социально-культурной деятельности, т.е. выявляется мера овладения им созданным человечеством миром культуры, определяется уровень сформированности художественной, социально-психологической или духовно-нравственной культуры личности, социальной группы.

Сферы проблематики, которые мы условно относим к образу жизни, можно представить следующим образом :

Структурные элементы среды

Составляющие образа жизни

(сферы культурной проблематики)

1. Художественная среда обитания

Художественная культура

2. Историческая среда обитания

Историческая культура

3. Социально-психологическая среда обитания

Социально-психологическая культура

4. Духовно-нравственная среда обитания

Духовно-нравственная культура

5. Экологическая среда обитания

Экологическая культура

6. Политическая среда обитания

Политическая культура

Сферы жизнедеятельности

Составляющие образа жизни

(сферы культурной проблематики)

7. Производственно-образовательная

Профессиональная культура
8. Досуговая Досуговая культура
9.Физкультурно-оздоровительная Психофизическая культура

Таким образом, социально-культурные проблемы, связанные с образом жизни, возникают как “точки напряженности” в системах отношений: “человек — искусство”, “человек — история”, “человек — социум”, ”человек — человек”, “человек — природа”, “человек — политика”, “человек — здоровье”, “человек — труд”. Независимо от сферы проявления, источника и степени выраженности этих проблем, их носителем является личность, ее ценности, идеалы, образ жизни и деятельности.

Связь между социокультурной средой, сферами жизнедеятельности и образом жизни неоднозначная — в одних и тех же условиях могут формироваться различные модели образа жизни. Здесь сказывается множество факторов, в том числе и характер личностных проблем — их нерешенность или отсутствие в среде условий для их разрешения деформирует образ жизни. Вот почему в технологии проектирования, и особенно в процессе разработки локальных проектов и программ, необходим учет личностных проблем[42].

Общую структуру ситуации можно представить следующим образом (см. структуру ситуации).

Данная структура ситуации является своеобразной аналитической моделью, которая отражает конкретное пространство жизнедеятельности человека и уже на первом этапе проектирования позволяет:

во-первых, проследить взаимосвязи между: а) условиями формирования и реализации образа жизни людей (социально-культурная среда и сферы жизнедеятельности человека) и б) содержанием и способами организации человеческой жизнедеятельности в этой среде;

во-вторых, наметить пути и средства оптимизации среды как основного пространства личностного развития и самореализации, способы корректировки образа жизни личности, социальной группы.




2.5. Типы проблем и технология ИХ анализа

В самом общем смысле проблемы — это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой — это результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия (несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных предписаний), на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа.

Проблемы формулируются на основе анализа социокультурной ситуации, которая понимается как совокупность условий и факторов, в которых функционирует личность, социальная группа, общность. Помимо социально-культурной проблематики (в узком смысле этого слова[43]) проблемное поле может включать в себя неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера, а также отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений (культуры, досуга, образования и др.).

Проблемы можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По характеру их проявления (или уровням жизнедеятельности). В таком случае мы получаем четыре группы проблем:

а) социальные (т.е. неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера);

б) социально-культурные, которые характеризуют неблагоприятное состояние тех или иных составляющих среды или образа жизни и возникают как субъективно воспринимаемое несоответствие между оптимальным уровнем культурного развития и его реальным состоянием. Острота переживания ситуации культурно обусловлена, она задается представлением о норме, эталоне и является результатом восприятия и оценки культурной ситуации субъектом (управления, проектирования), который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами пытается оптимизировать культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом.

в) личностные или социально-психологические;

г) отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений основных сфер жизнедеятельности (культуры, досуга, образования и др.).

2. Классификация проблем по радиусу действия (или локализации) дает нам возможность вычленить в общем проблемном поле общенациональные проблемы (т.е. типичные для большинства регионов России), региональные, территориальные (характерные только для данного города, района) и проблемы конкретной социальной общности или группы населения.

Радиус (или масштаб) проблем определяет радиус действия проекта: общесоциальные проблемы решаются в рамках федеральных программ; территориальные проблемы находят отражение в региональных программах, локальные проблемы (личностные проблемы определенной группы) решаются с помощью целевых проектов и программ.

3. Основным критерием классификации проблем является сфера их проявления. В этом случае их содержание соответствует, как правило, основным составляющим социокультурной среды и образа жизни: проблемы художественной среды и развития художественной культуры, проблемы сохранения и использования культурно-исторического населения и формирования исторической культуры, проблемы социально-психологической среды и социально-психологической культуры и т.д.

Особую важность при разработке социально-культурных программ имеют две группы проблем: социально-культурные и личностные (социально-психологические). Именно характер этих проблем определяет смысловую и содержательную часть проекта — цели, задачи, виды и содержание деятельности.

Их отличие заключается в следующем: социально-культурные проблемы, как правило, не осознаются личностью. Человек или социальная группа, являясь носителями этих проблем, не всегда ощущают несоответствие или неблагополучие, характерное для художественной, духовно-нравственной, экологической культуры (общества, личности), как проблему. Формулировка социально-культурных проблем осуществляется субъектом управления, проектирования — в зависимости от его видения и понимания ситуации. Иными словами, социокультурные проблемы — это оценка специалистом состояния объекта своей деятельности, зоны своей компетенции.

Личностные (или социально-психологические, жизненные) проблемы — это прежде всего субъективная оценка человеком — адресатом программы — своих жизненных условий и обстоятельств. Они переживаются человеком как внутренний дискомфорт, дефицит чего-то субъективно значимого (например, одиночество, отсутствие круга друзей, непонимание со стороны близких и т.д.), как обеспокоенность и неудовлетворенность (социальным статусом, профессией, отношениями с другими людьми). С другой стороны, личностные проблемы — это степень понимания субъектом проектирования реальных жизненных трудностей, носителем которых является человек или социальная группа — адресат программы (т.е. ее реальная или потенциальная аудитория).