Смекни!
smekni.com

Основы социокультурного проектирования (стр. 23 из 66)

— Организация курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников ("Юный экскурсовод”), а в перспективе — создание детского экскурсионного бюро;

— Проведение детских конкурсных программ: "Знай своих предков", “Моя фамилия” (включение школьников в работу по созданию своей родословной); “Дом, в котором я живу”; “С чего начинается Родина”;

— Подготовка и проведение региональных конференций, олимпиад, детских фольклорных экспедиций, конкурсов рефератов по краеведческой тематике среди учащихся;

— Разработка программы "Краеведение" для учащихся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений.

— Организация на базе учреждений культуры и образования серии семейных тематических вечеров: "Фотография в семейном альбоме"; "Имена"; "Моя пристань — родительский дом"; "Семейный календарь”; тематических мероприятий: “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов национальной кухни, старинных обрядов, ремесел); вечеров-портретов с интересными людьми — носителями уникальных технологий, традиций, хобби; тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел);

— Подготовка и проведение городских праздников “День музея”, “День славянской культуры и письменности”, общегородской недели библиотеки “Да не прервется наша память”.

— Организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях, подготовка и издание городского месяцеслова).

Проект “Праздничный календарь” — разработка и реализация многоуровневой системы светских и религиозных праздников, включающих старинные престольные обряды и ритуалы, соответствующих событиям общенационального и местного масштаба, отражающих годовые циклы, демографические события (рождение, свадьба, рождение детей, изменение в служебной деятельности, уход на пенсию и др.).

Проект “Краеведческий клуб-музей” (на базе школы): организация краеведческих объединений и поисковых групп; подготовка и проведение экскурсий, уроков истории, географии, праздников, этнографических вечеров с рассказом и демонстрацией ритуалов, обычаев, обрядов, гаданий, заговоров, народного быта, этикета, норм поведения и форм общения, устного народного творчества; вечеров национальной кухни; игровых программ и конкурсов приготовления национальных блюд, встреч с интересными людьми и т.д.

Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать: “Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение усадеб”.

Одной из наиболее распространенных форм реализации проектов историко-культурной направленности является общественное объединение (землячество, национально-культурный центр и т.д.), которое способно выполнить очень существенные для сегодняшней социокультурной ситуации функции. Именно объединение, создавая благоприятную «зону» воспроизводства и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивает национально-культурную идентичность человека, его защищенность в условиях «чужой» культуры, формирует чувство этнокультурной и психологической общности «мы», воспитывает искусство межнационального общения и диалога. Сегодня, когда культура пришла в состояние нестабильности, неуравновешенности и уже почти приблизилась к черте, за которой начинается ее саморазрушение, историко-культурные объединения могут выступить в качестве одного из эффективных механизмов восстановления исторической преемственности и сохранения культурной целостности.

Проекты и программы историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански активной личности на базе общественно полезного, добровольного и бескорыстного труда по восстановлению объектов культуры; творческое освоение исторического и культурного опыта; защита, сохранение и восстановление памятников культуры и др.

Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы:

— Малочисленные народы, основные проблемы которых связаны с неблагоприятной социально-демографической и культурной ситуацией (низкая рождаемость, высокая смертность, культурная ассимиляция с другим народом с потерей своего языка, традиционного образа жизни и др.). Сюда относятся некоторые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока[55];

— Народы, социокультурные проблемы которых связаны с отсутствием административно-территориальной автономии;

— Народы, которые в различные периоды истории подвергались насильственной депортации: курды, немцы Поволжья, крымские татары и др.

— Народы, проживающие за пределами своих административно-территориальных образований (национальные меньшинства, лица коренной национальности).

Практически любая из обозначенных выше категорий, являясь носителем большого числа проблем и противоречий, может оказаться источником социальной напряженности. Именно в силу этого обстоятельства субэтнические группы должны рассматриваться в качестве приоритетной категории в практике социокультурного проектирования — от качества и успешности программ будет во многом зависеть, станут ли они фактором общественной дезинтеграции или реальной культуротворческой силой.

Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно-досуговой жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности является национально-культурный центр (в республиках СНГ аналогом таких центров являются клубы русских общин). Данная форма организации социально-культурной жизни в последние годы получила широкое распространение. Центрами осуществлен ряд интересных культурных программ, направленных на консолидацию общественных сил, активизацию народной инициативы, широкое международное и межнациональное сотрудничество. Подготовлены проекты создания областных энциклопедий краеведения, школ народных искусств и ремесел. В некоторых регионах национально-культурные центры и землячества эффективно взаимодействуют с клубными учреждениями, разрабатывая и осуществляя такие совместные программы как “Дни национальных культур”, “Национальный эпос”, «Национальные праздники», «Сохранение культурного наследия» (охрана археологических памятников, реставрация и консервация исторических и художественных объектов), способствующие восстановлению и сохранению целостности и непрерывности национально-культурной и духовной жизни в ее традиционных проявлениях. К подготовке и проведению подобных мероприятий как правило, привлекались специалисты в области истории, археологии, языкознания, геологии, архитектуры.

Решению социально-культурных проблем национальных меньшинств и этнических групп может также содействовать создание на базе образовательных и досуговых учреждений учебных центров и различных групп по интересам — кружков по изучению языка, фольклорных коллективов, просветительских объединений по пропаганде национальной символики, архитектуры, праздников, обрядов.

Духовно-нравственная и социально-психологическая культура. Специфика данной сферы культурной жизни заключается в том, что мораль не имеет своей собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов, она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики, нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д.

Проблемное поле проектирования здесь обусловлено целям рядом негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости. Нравственность как базовое основание культуры разрушена чрезмерной политизацией общественной жизни и индивидуального сознания, причем, тенденция подчинения нравственности задачам политики сохраняется и сегодня.

Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы проектной деятельности, являются: кризис духовно-нравственных ценностей, вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и т.п.); деформация общественной нравственности и криминализация отношений, обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям российской культуры; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих моделей и образцов "мужественности" и “женственности” (мальчик — лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка — будущая мать, жена и т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства); деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Основная причина роста преступности несовершеннолетних — неблагоприятные факторы социальной среды, которые сказываются на качественном ухудшении мотивации преступности (больше "взрослых" мотивов, рост доли неадекватно жестоких преступлений и действий групп, омоложение преступности, рост доли преступлений 14-15 лет, женской преступности; "пьяной" преступности подростков. 15-20% всей правонарушаемости и преступности дают подростки с отставаниями в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа самоубийств); молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности любви, дружбы, служения, справедливости. Невостребованными в сегодняшней социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям.