Уникальность ландшафтно-архитектурного комплекса г.Архангельска. Географические особенности, рельеф местности определили ландшафтно-архитектурную уникальность города. Официальному основанию города в 1584г. предшествовала крестьянская и монастырская колонизация края (славянская колонизация). Город складывался как система населенных мест, расположенных вдоль реки и на островах дельты с развитым центром, в качестве которого выступал Михаило-Архангельский монастырь, заложенный на мысе Пур-Наволок.
Архангельск — самый крупный город в истории на своей широте, выполняющий роль ворот в Арктику, с развитой морской культурой. Его градостроительное и архитектурно-планировочное развитие существенно отличается от исторических закономерностей формирования и развития внутриконтинентальных городов России. Серьезное влияние на архитектурную среду Архангельска оказало и русское народное деревянное зодчество. В городе сохранилось множество памятников архитектуры ХVII-ХХ вв., в том числе — деревянного зодчества (в городе 72 памятника архитектуры. Из них 6 федерального значения. В том числе: Новодвинская крепость, Троицкая церковь, Гостиные дворы, Соловецкое подворье, Здание технического училища. Имеется 11 памятников археологии, из них один республиканского значения).
Архангельск — город-музей дерева. Нынешние самобытность и своеобразие города во многом связаны с его деревянными постройками, сохранившимися еще местечками, частными домиками, соседствующими с современными зданиями. Уникальными городскими зонами остаются набережная Сев. Двины с ее комплексом зданий, памятников, обелисков и т.п., Соломбала с ее неповторимой застройкой.
Уникальность географического расположения г.Архангельска. Город находится в дельте Северной Двины в 43 км. от ее впадения в Белое море. Расположение в дельте одной из крупнейших рек европейской части России, близость моря, климат, обилие лесных ресурсов, удаленность от центра страны и промышленных регионов во многом определили особенности формирования города и его развития.
Архангельск и Поморский край традиционно являются регионом, стратегически важным для России. Старейший в России архангельский порт, дающий выход в слабозамерзающее Белое море, незамерзающее Баренцево море, Северный морской путь являлся и является северными морскими воротами России. Космодром в Плесецке — единственный на европейской части России. Все это открывает новые возможности развития Архангельска не только как транспортного узла, но и как центра рекреации, международных контактов, военно-морского форпоста России на Севере Европы и в арктическом регионе в целом.
В соответствии с перспективами социально-экономического развития Архангельска его приоритетными функциями на рубеже веков являются:
— Транспортно-коммуникационный форпост Российской Федерации;
— Промышленный центр с ориентацией на перерабатывающую промышленность и обеспечение транспорта (прежде всего — водного);
— Культурный, научный и образовательный центр общероссийского и европейского (Север Европы) масштаба;
— Военно-стратегический центр.
Уникальность культурных традиций Архангельска. Трудно переоценить значение Архангельска и Архангельской области для сохранения и развития русской культуры. Это край людей свободных и независимых, гордых и выносливых, мастеровых и основательно-хозяйственных. Вплоть до конца Х1Х в. Архангельск был центром особой специфической культуры Русского Севера, соединившей в себе речную, лесную и земледельческую цивилизации. Здесь сформировалась этнографическая основа поморского этноса, сложилось стабильное население со своим антропологическим типажом и устойчивыми традициями.
Традиции этой культуры нашли свое выражение в образе жизни, способах хозяйствования, духовном опыте, фольклоре, архитектуре, особенно — в народном деревянном зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, неповторимых орнаментах, уникальной деревянной скульптуре, народных промыслах — холмогорская резьба по кости, каргопольская глиняная игрушка и др.
Русский Север и особенно — Поморье на протяжении всей российской истории имел наиболее грамотное население. В ХVII-ХVIII вв процент грамотных среди крестьян здесь был наивысшим не только в России, но и в Европе. В традиции архангельской культуры уважительное отношение и тяга к образованию, грамоте, книге. Характерной чертой этой культуры является подчеркнуто уважительное отношение к женщине.
Архангельск был и остается духовной столицей Севера. Его духовная атмосфера и культурная жизнь фокусируют и интенсивно выражают своеобразие и уникальность культуры Русского Севера. Удаленность от центра России, близость к Европе также сказались на городских культурных традициях, способствовали оформлению и закреплению своеобразия этой культуры. По своему типу и культурной атмосфере Архангельск скорее европейский, чем среднерусский город.
Население города исторически формировалось из людей свободных от крепостной зависимости, поморов, служилых и вольно— наемных, политических ссыльных, людей различных конфессий и этносов (немцы, скандинавы). Этим обусловлены, очевидно, веротерпимость, уважение к другим этническим культурам, свободолюбие, своеобразный европеизм и космополитизм архангелогородцев. В состав Архангельской области входит территориально обширный Ненецкий национальный автономный округ, со своей чрезвычайно специфической этнической культурой. Места проживания ненцев и коми на северо-востоке области расположены компактно.
Традиционными были для Поморья и культурные контакты и связи с народами Западной Европы, особенно — Скандинавии, Англии, Голландии, Германии. Все это с неизбежностью наложило отпечаток на культуру быта, специфику семейных обрядов и праздников, игры, забавы и т.д., как архангельских горожан, так и крестьян. С Архангельском связано творчество северных сказочников Писахова и Шергина.
Обобщая материалы раздела, можно следующим образом сформулировать историко-культурную уникальность и самобытность города:
— Соединение традиций культуры русского Севера с традициями и культурой северных территорий Западной Европы, обусловленное местоположением и назначением города-порта и выражающееся в архитектурном облике города, ценностях, нравах, обычаях и образе жизни населения, содержании и формах культурной деятельности;
— Этнокультурное многообразие с ярко выраженным доминированием специфических черт культуры русского Севера;
— Концентрированное выражение в ландшафтном, архитектурном и духовном облике города доминант " речной" и “лесной" цивилизации;
— Архангельск как столица европейского Севера, центр поморской культуры;
— Ярко выраженная культурная "специализация" районов города, придающая культуре Архангельска особое своеобразие;
— Наличие мастеров — носителей уникальных народных ремесел и промыслов, отражающих специфику народной культуры региона;
— Высокая певческая культура населения города, определяющая как специфику городских культурных акций, так и особенности семейного досуга;
— Высокая насыщенность городской среды памятниками истории и культуры, создающими атмосферу исторической преемственности и связи времен;
— Богатство и многообразие форм деревянного зодчества различных исторических эпох, бережно сохраняемых в контексте современной городской цивилизации;
— Культурный "иммунитет", позволивший городу сохранить свою самобытность в условиях многолетнего доминирования культурной политики, ориентированной на нивелирование культурного облика российских городов;
— Уникальная в судьбе России роль города как первого порта, базы строительства российского флота;
— Традиционно высокая грамотность населения, особая языковая культура, богатые традиции устного народного творчества.
Среди функциональных образов (градообразующих метафор) Архангельска — "Первый порт России", "Ворота в Арктику", "Северный форпост", "Город-помор", "Город-музей дерева", "Духовная столица Севера", "Парадиз на Двине" — культура имеет особое значение. Более того, к концу ХХ столетия сферу культуры Архангельска можно рассматривать в качестве одного из градообразующих комплексов. И в следующем столетии эта тенденция, с очевидностью, только усилится.
Третий раздел. “Тенденции и проблемы развития культурной жизни”. В процессе формирования данного раздела необходимо ответить на вопросы: а) каковы социально-культурные проблемы территории; б) в чем проявляются и каково содержание ”отраслевых” проблем развития культурной жизни (или факторов, препятствующих оптимальному развитию сферы культуры). Анализу подлежат социально-экономические проблемы развития культуры, проблемы финансирования сферы культуры, особенности развития материальной базы сферы культуры и др.
Учитывая структуру разработки дальнейших разделов программы, опирающихся на данную информацию, материал целесообразно группировать следующим образом: проблемы культурного наследия и музейного дела; проблемы библиотечного обслуживания; проблемы театрального дела; проблемы развития концертно-зрелищной деятельности; проблемы развития системы кинообслуживания; проблемы развития паркового дела; проблемы развития клубного дела. Оценивается также состояние и проблемы культурной политики.
Четвертый раздел: “Концепция развития культурной жизни территории”. Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности); б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития культурной жизни (материальные, кадровые, человеческий и т.д.).