Смекни!
smekni.com

Основы социокультурного проектирования (стр. 45 из 66)

4. Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям. Управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), которые получают имущество на правах оперативного управления. Доходы, полученные от самостоятельной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

5. Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является удовлетворение потребностей лиц, интересы которых связаны с достижением уставных целей и совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

В частности, одной из перспективных форм разрешения проблем национальных меньшинств (обозначенных в третьем разделе структуры проекта) является национально-культурный центр, который представляет собой разновидность общественного объединения. Именно эта организационная структура может обеспечить культурное саморазвитие и самоопределение национальных меньшинств и лиц некоренной национальности, сохранение и развитие этнической группы как целостного социокультурного образования, включая значимые для данной общности ценности, образ жизни, традиционные виды труда, ремесла; создает условия для взаимопонимания и взаимопроникновения культур различных национально-этнических групп.

6 раздел проектасодержание проекта. Ответ в рамках проекта на вопрос “как” может быть представлен в виде следующей таблицы:

Направления деятельности

Содержание

деятельности

База

реализации

Исполнители и соисполнители

Сроки реализации

1

2

3

4

5

Направления деятельности — это конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной области.

Например, основными направлениями деятельности в рамках социально-культурных программ историко-культурной проблематики могут быть:

— организация краеведческой деятельности (содержание деятельнорсти: выявление, учет и изучение памятников истории и культуры, ландшафтных зон, создание территориальных энциклопедий краеведения; возвращение памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения; изучение своей родословной, истории орденов, костюмов и т.д.);

— развитие туризма на базе культурно-исторического ландшафта;

— музеефикация ландшафтных зон, историко-культурных памятников и застроек;

— возрождение традиционных форм культурной деятельности (промыслов, обрядов и т.д.).

Содержательная модель “Дома Ремесел”, целью которого является создание условий для возрождения ремесел, промыслов, трудовых традиций, социальной востребованности технологий прикладного искусства и народного зодчества, педагогики, этики, помощь в овладении технологиями народных ремесел и промыслов, может включать такие направления деятельности как:

— поисково-исследовательскую работу по изучению "уходящих" технологий и ремесел;

— организацию системы мастерских (в том числе и на дому), встреч с народными умельцами, проведение коллективных и персональных выставок прикладного творчества, открытых уроков ("Мастер и подмастерье", "В гостях у мастера"), аукционов и лотерей;

— подготовку и проведение семинаров-практикумов, конференций, консультаций по проблемам народного творчества;

— создание информационного банка данных и видеофонда “Уходящие ремесла”, “Исчезающие технологии”.

Но можно выделить некие универсальные направления (и виды) социально-культурной деятельности, с помощью которых структурируется содержательный блок проекта. Доминирование одного из них может определять характер проекта в целом. По преобладающей направленности проекты могут быть:

— информационно-просветительными;

— обучающими (или познавательными);

— поисково-исследовательскими (преимущественно, в сфере исторической культуры);

— художественно-творческими (производство, сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел, фольклора и т.д.);

— социально-творческими;

— профессионально-ориентационными;

— ценностно-ориентационными (например, дискуссионный клуб по проблемам политики, истории, художественной жизни);

— реабилитационными (проекты психологической, социально-психологической, социальной, трудовой, творческой, душевной реабилитации);

— культуроохранными (коллекционирование, музейное дело, охрана памятников);

— природоохранными;

— физкультурно-оздоровительными.

Конкретное соотношение данных направлений не только определяет тип проекта, но и характеризует доминирующий способ организации активности аудитории по реализации проектного решения.

Базой реализации проектов может стать любой объект инфраструктуры культуры, образования, досуга, спорта (культурно-досуговые центры, библиотеки, кинотеатры, спортивные залы, учреждения системы образования и т.д.). Например, отдельные фрагменты городской программы развития исторической культуры (уроки истории отечественной и мировой художественной культуры, циклы мероприятий для всей семьи: "Литературный абонемент школьника", "Папа, мама и я — читающая семья" и др.) могут проводиться на базе библиотек. Для реализации проектов, аудиторией которых являются социально ослабленные категории и группы населения (инвалиды, пожилые), можно использовать здания школ (после окончания занятий и в каникулы), помещения различных организаций в вечернее время и др.

7 раздел — бюджет (общая сумма, структура затрат и назначение их расходования).

8 раздел: — источники финансирования (в т.ч. и распределение финансовых затрат путем указания источников и доли бюджетного и внебюджетного финансирования тех или иных разделов проекта, которых соответствуют федеральным или региональным программам, конкурсным условиям различных фондов и т.д.).

4.3. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ разработки социально ориентированных проектов

Рассматриваемые в этом разделе проекты носят ярко выраженную социальную направленность (т.е. имеют социально-педагогический, адаптационный, реабилитационный характер).

Проект такого типа предполагает оптимизацию социальных и социально-психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности.

Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем группам:

— оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурных технологий, например, овладение новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности и т.д.);

— изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;

— оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.

Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.

Специфика разработки такого типа проектов:

1. “Точкой отсчета” здесь является аудитория. Первый шаг в общей логике формирования проекта — характеристика всей совокупности проблем (и прежде всего личностных), носителем которых является конкретная социальная группа — реальная или потенциальная аудитория проекта. Характер личностных проблем определяется тем, что они возникают в системе “человек — среда” — лишь решение такого рода проблем делает проект социально-адаптирующим.

Социально-культурные проблемы здесь вторичны, их анализ необходим для доказательства социальной значимости проекта (особенно на этапе “упаковки” проекта в форме заявки на финансирование).

В то же время содержательная часть проекта может быть связана с самыми разными сферами и областями проектирования, что определяется содержанием социально-культурных проблем, но главное — возможностями того или иного вида социально-культурной деятельности разрешить трудности и противоречия, возникшие в процессе жизнедеятельности человека, социальной группы[81].

Схема разработки целевого проекта второго типа:

Аудитория проекта (социальная категория или группа населения)

Характеристика личностных (социально-психологических)

проблем

Характеристика социально-культурных проблем

Цели и задачи проекта

Направления и содержание

деятельности

Форма реализации

проекта

В технологии разработки проектов (особенно второго типа) весьма существенным является четкое определение аудитории проекта и ее соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем абстрактную “аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы, потребности и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ.