Смекни!
smekni.com

Основы социокультурного проектирования (стр. 59 из 66)

Наряду с "Истоками" в рамках разрабатываемого командой приоритета был предложен проект “Историко-краеведческий музей”. Его актуальность была обусловлена объективными возможностями музея как научно-просветительного и культурно-воспитательного учреждения, образовательного и духовного центра; социальными функциями музея как института аккумуляции и трансляции исторических знаний и духовного опыта, носителя исторической памяти и восстановления исторической справедливости; специфической ролью музея в условиях малого и молодого города как показателя городского культурного статуса, синтезирующего различные компоненты культурной жизни: искусство, просвещение, историю, как средства выявления и оформления историко-культурной уникальности города.

Наряду с проработкой общей идеи, были намечены конкретные мероприятия по реализации проекта, которые составили своеобразную программу дальнейших действий: разработка концепции музея; подготовка учредительной документации: устава, учредительного договора, др. нормативных документов; исследовательская работа и комплектование музейных фондов; приобретение музейного оборудования, предметов музейного значения[97].

Команда “Гармония” работавшая над приоритетом “Развитие художественной жизни города, поддержка традиционного народного творчества”, сформулировала задачи, решаемые в рамках данного приоритета и вышла на идеи следующих проектов: “Муниципальный оркестр народных инструментов”, “Праздничный календарь Полярных Зорь”

Актуальность последнего проекта, как было подчеркнуто участниками дискуссии в процессе его обсуждения, предопределяется необходимостью формирования системы культурных акций и мероприятий общегородского характера, которые: во-первых, в своей совокупности отразили бы и подчеркнули уникальность и своеобразие Полярных Зорь и стали бы визитной карточкой города в регионе и в более широких пределах; во-вторых, содействовали интеграции различных групп населения (возрастных, профессиональных социальных), способствовали бы установлению доверительных отношений между населением и органами власти; в-третьих, скоординировали усилия различных ведомств и учреждений, инициативных групп, общественности в оптимизации культурной жизни города.

Логика разработчиков проекта строилась на том, что мероприятия, составляющие структуру праздничного календаря города, должны опираться на событийную основу различных уровней: события мирового, международного масштаба: (1 мая, 8Марта, Новый Год, Международный день защиты детей, Международный день молодежи, День пожилых людей и т.п.); события Российского масштаба (День Конституции, День знаний, День космонавтики и др.); события областного масштаба; события городского уровня (День основания города, праздники национальных культур, различные традиционные культурные акции и др.); события, касающиеся отдельных профессиональных групп (День энергетика, День строителя, профессиональные военные праздники и т.п.); события индивидуальной биографии, значимые для жизни города (Бал выпускников, проводы в Армию, Посвящение в профессию и т.д.).

В четвертый день команды разрабатывали программы реализации своих проектов. В ходе пленарного обсуждения этих документов детально обсуждались трудности воплощения в жизнь проектов, возможные варианты действий в зависимости от изменения экономической, политической, культурной ситуации в городе и области.

Каждый участник игры составил индивидуальный план действий, затем эти планы были оценены другими участниками в балльной системе по критериям соответствия должности участника игры, его реальным возможностям, степени влияния игрового опыта на последующие действия и т.д. Далее, будучи обсуждены в команде, эти планы были доложены всем присутствующим и впоследствии рассматривались как система личных обязательств работников по совершенствованию культурной жизни Полярных Зорь.

В этот же день подводились итоги работы. Участники дали оценку эффективности игры путем сопоставления своих ожиданий от нее и реальных итогов, были намечены также пути и сроки доработки проектов и формирования на их основе комплексной межотраслевой программы поддержки и развития культуры Полярных Зорь.

Преимущества игровых технологий социокультурного проектирования, о которых говорилось выше, были в полной мере проявлены в ходе описываемой игры. В частности, усилилось внимание населения к проблемам развития культуры, поскольку о игре подробно информировала жителей города студия кабельного телевидения и городская газета. Увеличился инновационный потенциал участников игры. Вернувшись на свои рабочие места, участники ощутили прилив творческих сил, проявили стремление к ломке сложившихся стереотипов, преодолению узких рамок отраслевого подхода к культуре.

тематика Практических заданий:

Первое задание: Разработка приемов организации игрового взаимодействия участников инновационной игры: игровые методики формирования команд и знакомства участников, приемы “погружения” в игровую ситуацию и активизации внутрикомандного и межкомандного взаимодействия (индивидуальные и групповые роли, способы информационной и оценочной коммуникации — вопросы, реплики и т.д.,), способы определения лидеров и выявления степени продуктивности совместной деятельности участников, методы активизации инновационного потенциала личности (распредмечивание, проблематизация и самоопределение участников игры).

Второе задание: разработка сценария практического занятия в форме деловой игры по экспертизе целевых проектов, выносимых на экзамен другими студентами.

Третье задание: проведение в группе деловой игры, включающей защиту, дискуссию и экспертизу индивидуальных проектов, разработанных студентами.

ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

Основные дидактические единицы: Источники финансирования социально-культурных программ. Условия получения средств, необходимых для реализации проекта. Требования к программе в случае конкурсного финансирования (критерии оценки). Условия и механизмы бюджетного финансирования. Структура заявки на участие в федеральных программах. Условия получения средств из внебюджетных источников. Фонды как источник финансирования. Структура и технология оформления заявки на получение гранта. Условия получения средств от коммерческих структур (стратегия и тактика взаимодействия со спонсорами). Коммерческая деятельность учреждения как дополнительный источник финансирования программ (стратегия, технология, направления).

6.1. Условия ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ (ИЗ БЮДЖЕТНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ являются:

1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы.

2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.

3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).

5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).

Для получения финансовых средств (или гранта) субъект, участвующий в конкурсе программ, должен соответствовать определенным требованиям.

Первым условием является некоммерческий характер деятельности той организации, которая просит деньги (т.е. подает заявку на финансирование своего проекта).

Если с заявкой обращается общественная организация, то некоммерческий характер ее деятельности должен быть зафиксирован в уставе. Признаки некоммерческой организации (объединения, клуба) следующие:

1.Организация не преследует цели извлечения прибыли (т.е. не имеет права расходовать средства, получаемые под программу, на заработную плату и в личных целях).

2.Организация имеет общественно значимые цели. Общественная значимость целей и задач организации определяется, как правило, актуальностью и радиусом решаемых проблем.

3.Приоритеты деятельности организации, определяемые ее уставом, находятся в сфере культуры и носят гуманистический характер.

4.Организация имеет коллективное учредительство и руководство (совет, правление, которое определяет содержание деятельности организации, зарплату штатных работников, отвечает за общественное доверие и т.д.).

5.Финансовая деятельность организации контролируется общественностью.

Второе условие получения средств (как из бюджетных, так и внебюджетных источников) — наличие программы и заявки, оформленной в соответствии с определенными требованиями, а именно: требованиями той организации (фонда, коммерческой структуры, государственного органа, осуществляющего финансирование программы), которая выделяет деньги (они могут содержаться в условиях конкурса программ, в уставе организации, выделяющей средства); а также специальными требованиями к оформлению заявки на получение средств, необходимых для реализации соответствующей программы.