Смекни!
smekni.com

Основы социокультурного проектирования (стр. 60 из 66)

Наиболее общими требованиями к программе являются:[98]

1. Соответствие программы тематике конкурса, приоритетным направлениям, разрабатываемым организацией, объявляющей конкурс программ;

2. Соответствие программы миссии той организации, в которую подается заявка;

3. Актуальность проблем, решаемых в рамках программы: как с позиции общества, так и с позиции той организации, которая выделяет средства;

4.Общественная значимость целей и задач, определяемая культурным контекстом и радиусом проблемы;

5.Соответствие содержания программы интересам и проблемам потенциальных и реальных участников, т.е. реальной проблематике той социальной группы, которой адресована программа;

6.Реалистичность программы (ее обеспеченность в финансовом, кадровом, материально-техническом отношении;

7.Полнота представленных разделов (в заявке);

8.Соответствие содержания — и формы реализации программы;

9.Согласованность проблемного, целевого и содержательного блоков программы.

Соотношение программы и заявки графически можно изобразить следующим образом:

Программа

Заявка

Сущность того, что собираешься сделать

“Упаковка” идеи, ее продвижение, обеспечение спроса на нее

Оформление заявки на получение средств под программу — это разновидность технологии маркетинга, суть которого, как известно, заключается в прогнозировании, расширении и удовлетворении спроса на товары, идеи, услуги посредством их разработки, продвижения (упаковки) и реализации.

Схема отношений: “спонсор — программа — заявка”


6.2. БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ

Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенствования системы финансирования (или три группы ресурсов):

1) Создание бюджетной многоканальности в финансировании как учреждений культуры и досуга, так и программ, создаваемых и реализуемых на другой базе;

2) Эффективное использование бюджетных средств (за счет целевых или адресных дотаций);

Рассмотрим первый ресурс совершенствования финансирования социокультурных программ — бюджетную многоканальность, которая означат финансирование учреждений и программ как из бюджетов различных уровней, так и путем привлечения средств иных юридических лиц.

Модели взаимодействия бюджетов различных уровней и субъектов можно свести к следующим типам:

1. Субсидии вызова, когда вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий и гарантирует частичное финансирование данного проекта. В таком случае остальная часть расходов по программе должна возмещаться заинтересованными участниками реализации проекта на местах. Реализацией такого типа взаимоотношений является федеральная программа “Сохранение и развитие культуры и искусства”, принятая постановлением Верховного Совета Российской Федерации в 1993 году и действующая по сегодняшний день.

2. Субсидии возмещения — в этом случае программа разрабатывается нижестоящим уровнем и частично финансируется из вышестоящего бюджета. В такую модель вписываются региональные проекты и программы, частично финансируемые Министерством культуры — при условии соответствия таких программ федеральным приоритетам культурного развития территорий;

3. Встречные субсидии, когда централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии местного бюджета (или средства, полученные из внебюджетных источников). Суть “встречного финансирования” заключается в фиксировании доли бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов каждого учреждения. В таком случае строго фиксированный объем бюджетных средств автоматически добавляется к заработанной учреждением сумме. За основу при таком финансировании Министерство культуры рекомендует брать сложившееся соотношение между объемами бюджетных и собственных средств. Тогда большую финансовую поддержку из бюджета получают те учреждения, которые получили большую сумму из внебюджетных источников[99].

Взаимодействие бюджетов различных уровней можно представить в виде следующей схемы:

Федеральный бюджет

Местный бюджет

Фонд

программ

Финансирование организаций и учреждений Федерального подчинения

Финансирование организаций и учреждений местного подчинения

Культурные программы

Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций, участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ.

Бюджетными источниками формирования Фондов развития культуры могу быть[100]:

— Фиксированные платежи предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных), расположенных на исторических территориях, в охранных зонах;

— Процент отчислений от платы за землю исторической территории, охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций, домовладений, расположенных на этих территориях;

— Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

— Сбор за право использования местной символики, связанной с памятниками истории и культуры;

— Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг);

— Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;

— Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства;

— Арендная плата за использование помещений памятников истории и культуры;

— Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно-досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на данной территории;

— Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий, учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;

— Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области культуры;

— Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения;

— Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре;

— Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры;

— Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности.

Для увеличения доли средств, поступающих в централизованный и целевые фонды от предприятий, необходимо вести гибкую налоговую политику, снижая налог с той части прибыли, которая направляется на культуру, благотворительную деятельность, целевое финансирование социально-культурных программ. В США, например, ежегодные благотворительные взносы на культуру составляют около 80%. Основной мотив благотворительной деятельности – социальный престиж и экономическая выгода. Участие в Совете попечителей благотворительной организации свидетельствует о принадлежности к «высшему свету» американского общества. Но главное то, что сумма, переданная на благотворительные цели, высчитывается из остаточной суммы прибыли и налогом не облагается.