2. Государство — важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной
организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:
1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной
от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей» профессионально запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; государственные атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),
социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны
государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.
Билет № 10
1. Духовное производство и духовное потребление.
2. Политическая система общества, ее структура.
1. Под духовным производством обычно понимается
производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группа-
ми людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом
духовного производства являются идеи, теории, по-
нятия, законы, духовные ценности, а также сами ин-
дивиды и складывающиеся между ними обществен-
ные связи. Отличительная особенность духовного
производства состоит в том, что его продуктом явля-
ются идеальные образования, которые не могут быть
отчуждены от их непосредственного производителя.
Ученые выделяют три вида духовного производствам
1) наука; 2) искусство; 3) религия.
Некоторые философы склонны добавлять к ним
еще и мораль^ политику и право. Однако мораль соз-
дается самим обществом, а не изобретается профес-
сионалами. а общественные связи, возникающие ме-
жду индивидами в результате политической и право-
вой деятельности отдельных членов общества, вряд
ли могут быть названы духовными. Однако этот во-
прос до сих пор остается дискуссионным*
Важнейшим видом духовного производства явля-
ется наука. Наукой принято называть теоретически
систематизированные взгляды на окружающий мир,
воспроизводящие его существенные стороны в абст-
рактно-логической форме и основанные на данных
научных исследований.
На начальных этапах своего существования наука
не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на
развитие общества/ Однако с течением времени поло-
жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина-
ет играть заметную роль, опережая развитие матери-
ального производства, которое в свою очередь изме-
няется в соответствии с логикой развития науки.
Наука становится особым видом духовного производ-
ства. продукция которого предопределяет появление
новых отраслей материального производства (хи-
мии, радиотехники, ракетостроения, электроники,
атомной промышленности и т. д.). Огромную роль
приобретают так называемые научные модели обще-
ственного развития, с помощью которых общество
получает возможность, не прибегая к таким методам
познания, как эксперимент, определять цели и на-
правление своего развития.
Другим важнейшим видом духовного производст-
ва является искусство. Искусство есть специфиче'
екая форма общественного сознания и человеческой
деятельности, которая представляет собой отраже-
ние окружающей действительности в художествен-
ных образах. Создавая художественные образы* ко-
торые с известной долей условности могут быть при-
равнены к научный моделям, экспериментируя с ни-
ми при помощи собственного воображения, люди
могут лучше познать себя и мир, в котором они жи-
вут. При помощи искусства художники, писатели,
скульпторы воспроизводят часто скрытые, незамет-
ные, однако весьма существенные стороны окружаю-
щей действительности.
Что ясе касается религии как вида духовного про-
изводства, то создаваемые с ее помощью теории и
идеи играли большую роль в развитии общества преж-
де всего на ранних, донаучных этапах его развития,
формируя у людей абстрактное мышление* способ-
ность вычленять общее и особенное в окружающем
мире. Однако возникающие в рамках религиозных
воззрений духовные ценности и складывающиеся на
их основе общественные связи играют важную роль в
жизни многих обществ и отдельных индивидов.
Духовное потребление представляет собой удов-
летворение духовных потребностей человека:
познавательной, эстетической потребности в обмене
идеалами и ценностями.
Основным свойством духовного потребления, от-
личающим его от материального, является его всеоб-
щий характер. В отличие от материальных ценно-
стей, размер которых ограничен, ценности духовные
не уменьшаются пропорционально количеству лю-
дей. ими овладевающими, и потому они доступны
всем, являются достоянием всего человечества.
2. Под политической системой общества понимают
совокупность различных политических институтов,
социально-политических общностей, форм взаимо-
действий и взаимоотношений между ними, в кото-
рых реализуется политическая власть.
Функции политической системы общества раз-
нообразны:
1) определение целей, задач, путей развития обще-
ства;
2) организация деятельности общества по дости-
жению поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных ре-
сурсов;
4) согласование разнообразных интересов субъек-
тов политического процесса;
5) разработка и внедрение в общество различных
норм поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности обще'
ства;
7) политическая социализация личности, приоб-
щение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических и иных
норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
Основанием классификации политических сис-
тем выступает, как правило, политический режим,
характер и способ взаимодействия власти, личности
и общества. По этому критерию все политические
системы могут быть разделены на тоталитарные,
авторитарные и демократические,
Политическая наука выделяет четыре основных
элемента политической системы, называемых также
подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни-